Page 90 - №2-3 (5) 2023
P. 90
Врезка А. Примеры трансграничных ГЧП, рассмотренные в докладе
№ 2-3 (5) осень 2023 г. № 2-3 (5) осень 2023 г.
Евгений Винокуров, Главный экономист ЕАБР;
Александр Забоев, руководитель Центра интеграционных исследований, Дирекция по аналитической работе;
Антон Малахов, руководитель направления Центра интеграционных исследований, Дирекция по аналитической работе;
Светлана Маслова, директор по проектам государственно-частного партнерства, Департамент поддержки проектной деятельности.
ТРАНСГРАНИЧНЫЕ
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫЕ
ПАРТНЕРСТВА
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД 2023 ГОДА
В УСЛОВИЯХ РОСТА ОБЪЕМОВ И ДИВЕРСИФИКАЦИИ СТРУКТУРЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РАЗВИТИЕ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРИОБРЕТАЕТ ОСОБОЕ
ЗНАЧЕНИЕ — В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ДЛЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН, НЕ ИМЕЮЩИХ ВЫХОДА К МОРЮ. РЕАЛИЗАЦИЯ
ТРАНСГРАНИЧНЫХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ ПРЕДПОЛАГАЕТ УЧАСТИЕ В НИХ ДВУХ ИЛИ БОЛЕЕ ГОСУДАРСТВ,
ТРЕБУЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО ОБЪЕМА ЧАСТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И КООРДИНАЦИИ БОЛЬШОГО КРУГА УЧАСТНИКОВ ТАКИХ
ПРОЕКТОВ. ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ТАКОГО РОДА ПРОЕКТОВ — ТРАНСГРАНИЧНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО (ТГЧП).
мире реализовано несколько десятков проектов и различий между их законодательством. Совместная деятель-
развития инфраструктуры на принципах трансгра- ность и объединение имущественных, финансовых ресурсов госу-
ничного ГЧП в сфере транспорта (железные дороги, дарств, выступающих в качестве публичных партнеров трансгра-
автодороги, трубопроводы), водно-энергетическо- ничных ГЧП, обеспечивают результаты, которые не могли бы быть
го комплекса (ВЭК) и телекоммуникаций. Однако достигнуты странами по отдельности при реализации националь-
Вв Евразийском регионе практика трансграничных ных проектов ГЧП. Участие частного партнера (как правило, одно-
ГЧП почти не использовалась, исключение — российско-ки- го) обеспечивает скоординированное и последовательное исполне-
тайский проект строительства и эксплуатации автомобильного ние обязательств по соглашению о ГЧП «по обе стороны границы».
моста через реку Амур. Именно поэтому ЕАБР придает особое Ключевой критерий трансграничных ГЧП — особый состав
значение разработке руководящих принципов для трансгранич- участников. В первую очередь это множественность публичных
ных ГЧП. Это необходимо для повышения осведомленности го- партнеров, в качестве которых выступают правительства или
сударств и частных инвесторов о потенциале трансграничного уполномоченные ими органы двух или более государств. Транс-
ГЧП, что, в свою очередь, послужит развитию трансграничной граничные проекты ГЧП выходят за рамки национального пра-
инфраструктуры в Евразии, облегчению и ускорению запуска вопорядка одного государства и обуславливают необходимость
трансграничных проектов ГЧП, а также минимизации рисков создания специальных норм и правил для всех участвующих
при их реализации. партнеров. Эти нормы согласовываются государствами в рамках
Преимущества трансграничных ГЧП обусловлены возможно- международного договора, который становится правовой осно-
стями объединения ресурсов государств и частных партнеров, что вой подготовки и реализации трансграничных ГЧП.
позволяет восполнять дефицит государственных средств для разви- В докладе рассмотрены пять наиболее типичных кейсов ре-
тия трансграничной инфраструктуры, решать проблемы, возника- ализации трансграничных ГЧП в сфере транспорта и энергети-
ющие в силу разницы инвестиционных возможностей государств ки (врезка А).
86 87