Page 90 - №2-3 (5) 2023
P. 90

Врезка А. Примеры трансграничных ГЧП, рассмотренные в докладе
          № 2-3 (5) осень 2023 г.                                                                                                                                                                                                                          № 2-3 (5) осень 2023 г.



                       Евгений Винокуров, Главный экономист ЕАБР;
                       Александр Забоев, руководитель Центра интеграционных исследований, Дирекция по аналитической работе;
                       Антон Малахов, руководитель направления Центра интеграционных исследований, Дирекция по аналитической работе;
                       Светлана Маслова, директор по проектам государственно-частного партнерства, Департамент поддержки проектной деятельности.
                            ТРАНСГРАНИЧНЫЕ






       ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫЕ






                                      ПАРТНЕРСТВА








       АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД 2023 ГОДА






            В УСЛОВИЯХ РОСТА ОБЪЕМОВ И ДИВЕРСИФИКАЦИИ СТРУКТУРЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ
            ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РАЗВИТИЕ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРИОБРЕТАЕТ ОСОБОЕ
            ЗНАЧЕНИЕ — В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ДЛЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН, НЕ ИМЕЮЩИХ ВЫХОДА К МОРЮ. РЕАЛИЗАЦИЯ
            ТРАНСГРАНИЧНЫХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ ПРЕДПОЛАГАЕТ УЧАСТИЕ В НИХ ДВУХ ИЛИ БОЛЕЕ ГОСУДАРСТВ,
            ТРЕБУЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО ОБЪЕМА ЧАСТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И КООРДИНАЦИИ БОЛЬШОГО КРУГА УЧАСТНИКОВ ТАКИХ
            ПРОЕКТОВ. ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ТАКОГО РОДА ПРОЕКТОВ — ТРАНСГРАНИЧНОЕ
            ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО (ТГЧП).



                                   мире реализовано несколько десятков проектов   и  различий  между  их  законодательством.  Совместная  деятель-
                                 развития инфраструктуры на принципах трансгра-  ность и объединение имущественных, финансовых ресурсов госу-
                                 ничного ГЧП в сфере транспорта (железные дороги,   дарств, выступающих в качестве публичных партнеров трансгра-
                                 автодороги, трубопроводы), водно-энергетическо-  ничных ГЧП, обеспечивают результаты, которые не могли бы быть
                                 го комплекса (ВЭК) и  телекоммуникаций. Однако   достигнуты странами по отдельности при реализации националь-
                      Вв  Евразийском регионе практика трансграничных       ных проектов ГЧП. Участие частного партнера (как правило, одно-
                       ГЧП почти не  использовалась, исключение  — российско-ки-  го) обеспечивает скоординированное и последовательное исполне-
                       тайский проект строительства и эксплуатации автомобильного   ние обязательств по соглашению о ГЧП «по обе стороны границы».
                       моста через реку Амур. Именно поэтому ЕАБР придает особое   Ключевой критерий трансграничных ГЧП — особый состав
                       значение разработке руководящих принципов для трансгранич-  участников. В первую очередь это множественность публичных
                       ных ГЧП. Это необходимо для повышения осведомленности го-  партнеров, в  качестве которых выступают правительства или
                       сударств и частных инвесторов о потенциале трансграничного   уполномоченные ими органы двух или более государств. Транс-
                       ГЧП, что, в свою очередь, послужит развитию трансграничной   граничные проекты ГЧП выходят за рамки национального пра-
                       инфраструктуры в  Евразии, облегчению и  ускорению запуска   вопорядка одного государства и обуславливают необходимость
                       трансграничных проектов ГЧП, а  также минимизации рисков   создания специальных норм и  правил для всех участвующих
                       при их реализации.                                   партнеров. Эти нормы согласовываются государствами в рамках
                         Преимущества трансграничных ГЧП обусловлены возможно-  международного договора, который становится правовой осно-
                       стями объединения ресурсов государств и частных партнеров, что   вой подготовки и реализации трансграничных ГЧП.
                       позволяет восполнять дефицит государственных средств для разви-  В докладе рассмотрены пять наиболее типичных кейсов ре-
                       тия трансграничной инфраструктуры, решать проблемы, возника-  ализации трансграничных ГЧП в сфере транспорта и энергети-
                       ющие в силу разницы инвестиционных возможностей государств   ки (врезка А).



           86                                                                                                                                                                                                                                                         87
   85   86   87   88   89   90   91   92   93   94   95