Page 94 - №2-3 (5) 2023
P. 94

№ 2-3 (5) осень 2023 г.



                       поддержки, разрешения споров, выбора применимого права,   Реализация трансграничных ГЧП требует выделенных ре-
                       что  препятствует  согласованию  единых  правовых  и  финансо-  сурсов и скоординированного финансового планирования меж-
                       вых параметров проекта ГЧП. Представляется целесообразным   ду странами. А значит, международные банки развития (МБР),
                       выводить отношения, возникающие по поводу трансграничных   а также их синдикаты могут сыграть важную роль в этом про-
                       ГЧП, из-под действия национальных законов ГЧП и подчинять   цессе. МБР имеют многостороннее членство, выступают как
                       их международному договору и (или) устанавливать в своих на-  площадки для согласования позиций государств, а разработан-
                       циональных законах о ГЧП единый (унифицированный) право-  ные ими стандарты по экологии и социальным обязательствам
                       вой режим для трансграничных ГЧП.                    могут использоваться при подготовке ТЭО реализации транс-
                         Гармонизация норм и правил необходима для успешной ре-  граничных проектов. Страны-участницы могут совместно обра-
                       ализации трансграничных ГЧП и  эффективной эксплуатации   щаться к международным банкам развития за техническим со-
                       трансграничной инфраструктуры. Она позволит добиться эф-  действием при разработке технико-экономических обоснований
                       фективной интероперабельности создаваемого объекта транс-  и подготовке текстов межправительственных соглашений, а так-
                       граничной инфраструктуры и  его совместимости с  нацио-  же для получения кредитов с целью реализации проекта. На этом
                       нальными инфраструктурными сетями, упрощения процедур   фоне возрастает значение деятельности Евразийского банка раз-
                       доступа на рынок требуемых для реализации проекта товаров,   вития как «связующего звена» в трансграничных проектах ГЧП
                       техники, оборудования, технологий и рабочей силы. Важна гар-  с его налаженными механизмами сотрудничества со всеми госу-
                       монизация и стандартизация не только правил и норм, примени-  дарствами ЕАЭС, отработанной политикой управления рисками
                       мых к трансграничным ГЧП, но и трансграничной контрактной   в каждой из стран-членов, наличием собственной сильной экс-
                       практики. Стандартизированные условия, состоящие из наибо-  пертизы ГЧП и специальных финансовых инструментов, обес-
                       лее удобных формулировок, уже апробированных и подтвердив-  печивающих финансовую жизнеспособность трансграничных
                       ших свою эффективность, могут включаться участниками транс-  ГЧП.
                       граничных отношений в соглашение о ГЧП и иные проектные   ЕАБР  продвигает  трансграничные  ГЧП  как  модель  сотруд-
                       соглашения в качестве готовой части.                 ничества, основанную, с одной стороны, на увязке планируемых
                         Ключевым для проекта трансграничного ГЧП является уч-  к реализации инфраструктурных проектов с совместным разви-
                       реждение институционального механизма для его реализации:   тием представляющих интерес для всех стран ЕАЭС, Централь-
                       совместных рабочих групп, комитетов и комиссий, создаваемых   ной Азии и Южного Кавказа объектов инфраструктуры, а с дру-
                       правительствами участвующих стран для координации и контро-  гой стороны  — на  многостороннем партнерстве государств
                       ля реализации проекта на всех его этапах. Основными участни-  ЕАЭС и  Центральной Азии с  ЕАБР, частными  и  институцио-
                       ками таких совместных рабочих групп являются представители   нальными инвесторами, институтами развития для финансиро-
                       министерств и ведомств, вовлеченных в подготовку и сопрово-  вания таких проектов.
                       ждение реализации проекта трансграничной инфраструкту-  Учитывая проведенный анализ и  разработанные руково-
                       ры, представители заинтересованных организаций и  частного   дящие принципы, ЕАБР подготовит проект модельного согла-
                       бизнеса, научных и общественных организаций, а также граж-  шения,  которое  будет  отражать  лучшую  договорную  практику
                       данского  общества. Интеграционные эффекты при реализа-  государств по  трансграничным ГЧП. Его использование заин-
                       ции трансграничных инфраструктурных проектов, их  анализе   тересованными странами послужит облегчению  и  ускорению
                       и оценке должны рассматриваться как один из ключевых фак-  международного переговорного процесса, будет вносить боль-
                       торов. Важен их учет при формировании многосторонних про-  ше определенности при формировании и согласовании позиций
                       грамм и планов инфраструктурного развития, а также перечней   договаривающихся государств. Банк может выступить как центр
                       «проектов общего интереса».                          экспертизы и в рамках реализации своей Стратегии на период
                         Трансграничные ГЧП как средство достижения ЦУР пред-  2022–2026 гг., предусматривающей оказание услуг юридического
                       ставляют собой форму осуществления «устойчивых» инвести-  консультирования, и на этой основе помогать заинтересованным
                       ций в создание «устойчивой» инфраструктуры, обеспечивающей   правительствам разрабатывать межправительственные соглаше-
                       наряду с экономическими социальные и экологические эффекты,   ния о реализации инфраструктурных проектов с использовани-
                       предусмотренные ЦУР и ESG, а также способствующей реализа-  ем механизма трансграничного ГЧП.  И Е
                       ции климатической и социальной повестки.



























           90
   89   90   91   92   93   94   95   96   97   98   99