Page 89 - №2-3 (5) 2023
P. 89
№ 2-3 (5) осень 2023 г.
полагает эксперт. «Но и сбыт в Европейский Союз может оказаться ли рентабельность уже на уровне 7— 15%, а восточнее пор-
выгодным, особенно если в нем случится холодная зима, не будут ты — на уровне 20% и более», — описывает ситуацию Максим
работать ветровые и солнечные электростанции и не будет хватать Шапошников.
природного газа — тогда цены на уголь на его рынке могут взле- Поставки российского угля будут продолжаться, особенно
теть до небес. через южное направление, так как не секрет, что сейчас и Турция
Что же касается Африки, то я бы не стал на нее полагаться, ведь потребляет российского угля больше, чем ей реально нужно, по-
в ней довольно слабо развита угольная электрогенерация, да и кли- тому что часть продукции продается, продолжает эксперт. «Кро-
мат довольно теплый. Хотя какие-то объемы можно будет в нее ме того, уже среди покупателей обнаружился и Египет, который
«загнать», — заключает Леонид Хазанов. традиционно не был крупным потребителем российского угля.
И говорить об улучшении ситуации пока не приходится. Сей- Понятно, что речь идет, скорее всего, о поставках с целью пере-
час мы наблюдаем снижение цен на уголь, на всех ключевых рын- продажи. Поэтому сегмент потребления российских углей, обра-
ках. И связано это и с теплой погодой в Европе, которая приводит зующийся в южных странах это, скорее всего, будет Египет, Ал-
к снижению цен на газ и снижению ажиотажа по покупкам топли- жир и Марокко. Они будут наращивать свои объемы для того,
ва, которое было связано опять же с опасениями того, что Европе чтобы участвовать в выгодных сделках по реализации санкци-
не хватит топлива, продолжает эксперт. «И до начала масштабного онного российского угля на европейские рынки путем смешива-
вливания ликвидности с целью поддержки падающих финансовых ния его с продукцией других регионов. Поэтому это направление
рынков ожидать какого-то серьезного восстановления цен на уголь станет интересным. Прямые же поставки с северо-запада в адрес
не приходится. Разумеется, могут случиться те или иные шоки азиатских рынков, наверное, в ближайшее время из-за ценовой
или санкционные действия. Опять же, мы видим, что противоре- конъюнктуры станут нерентабельными. Поэтому здесь есть над
чия между Китаем и Австралии нарастают. Китайцев не допускают чем работать и о чем думать», — рассказывает Максим Шапош-
к покупке стратегических активов на территории Австралии. Поэ- ников.
тому можно говорить о том, что какие-то дополнительные «черные На самом деле российским угольщикам может быть еще инте-
лебеди» обязательно будут возникать, которые могут позволить це- ресно африканское направление, полагает Максим Шапошников.
нам локальным подрасти. Но пока генеральная тенденция сниже- «И, казалось бы, при всем при том, что оно достаточно хорошо
ния сохраняется. И это большая проблема для российских угольщи- обеспечено собственными ресурсами, мы знаем и про Мозам-
ков, даже несмотря на то, что плюсом для них выступило падение бик с его коксующегося углем, и про ЮАР с его энергетическим.
стоимости рубля, которое произошло в декабре прошлого — январе Но сейчас мы наблюдаем в ЮАР систематические проблемы с по-
текущего года. Так вот несмотря на это, на отдельных направлени- ставками угля в порты. Например, сейчас там железная дорога
ях, особенно северо-западных, рентабельность поставок угля в ази- стоит на ремонте экстренном, и это приводит к тому, что доро-
атские страны может оказаться отрицательной. Поэтому сейчас го- ги забиты автомобильным транспортом, который пытается до-
ворить о том, что какие-то хорошие есть перспективы, наверное, вести уголь в порт. И, соответственно, это приводит к большим
преждевременно», — опасается Максим Шапошников. заторам. Поэтому сказать, что на африканском континенте все
«Тем не менее, сказать, что восточное направление станет един- хорошо с углем, это неправильно, тем более на фоне снижения
ственно возможным и при этом малорентабельным направлени- цен на уголь. Тот же самый южноафриканский уголь может пе-
ем для экспортных поставок нашего угля, — неправильно. Ведь рестать быть рентабельным при поставках в определенные стра-
даже в нынешних непростых условиях, после введения европей- ны. Поэтому, конечно, это оставляет для российских угольщиков
ских санкций против российских энергоносителей и российских некоторые дополнительные возможности по поставкам. Дру-
добывающих компаний, рентабельность поставок российского угля гой проблемой здесь является наличие платежеспособного спро-
на азиатские рынки из портов Северо-Запада и тем более из южных са сейчас — экономики стран Африки в силу падения сырьевых
портов оставалась в положительной зоне. цен также будут испытывать серьезное давление, и будут ли они
Да, действительно, северо-западные порты показали иметь ресурсы для того, чтобы приобретать российский уголь?
рентабельность на уровне 4-5%. Южные же порты показа- Это большой вопрос», — опасается Максим Шапошников. И Е
84