Page 91 - №2-3 (5) 2023
P. 91

Врезка А. Примеры трансграничных ГЧП, рассмотренные в докладе
 № 2-3 (5) осень 2023 г.                                                                                           № 2-3 (5) осень 2023 г.



 Евгений Винокуров, Главный экономист ЕАБР;
 Александр Забоев, руководитель Центра интеграционных исследований, Дирекция по аналитической работе;
 Антон Малахов, руководитель направления Центра интеграционных исследований, Дирекция по аналитической работе;
 Светлана Маслова, директор по проектам государственно-частного партнерства, Департамент поддержки проектной деятельности.
 ТРАНСГРАНИЧНЫЕ






 ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫЕ






 ПАРТНЕРСТВА








 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД 2023 ГОДА






 В УСЛОВИЯХ РОСТА ОБЪЕМОВ И ДИВЕРСИФИКАЦИИ СТРУКТУРЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ
 ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РАЗВИТИЕ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРИОБРЕТАЕТ ОСОБОЕ
 ЗНАЧЕНИЕ — В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ДЛЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН, НЕ ИМЕЮЩИХ ВЫХОДА К МОРЮ. РЕАЛИЗАЦИЯ
 ТРАНСГРАНИЧНЫХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ ПРЕДПОЛАГАЕТ УЧАСТИЕ В НИХ ДВУХ ИЛИ БОЛЕЕ ГОСУДАРСТВ,
 ТРЕБУЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО ОБЪЕМА ЧАСТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И КООРДИНАЦИИ БОЛЬШОГО КРУГА УЧАСТНИКОВ ТАКИХ
 ПРОЕКТОВ. ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ТАКОГО РОДА ПРОЕКТОВ — ТРАНСГРАНИЧНОЕ
 ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО (ТГЧП).



   мире реализовано несколько десятков проектов   и  различий  между  их  законодательством.  Совместная  деятель-
 развития инфраструктуры на принципах трансгра-  ность и объединение имущественных, финансовых ресурсов госу-
 ничного ГЧП в сфере транспорта (железные дороги,   дарств, выступающих в качестве публичных партнеров трансгра-
 автодороги, трубопроводы), водно-энергетическо-  ничных ГЧП, обеспечивают результаты, которые не могли бы быть
 го комплекса (ВЭК) и  телекоммуникаций. Однако   достигнуты странами по отдельности при реализации националь-
 Вв  Евразийском регионе практика трансграничных   ных проектов ГЧП. Участие частного партнера (как правило, одно-
 ГЧП почти не  использовалась, исключение  — российско-ки-  го) обеспечивает скоординированное и последовательное исполне-
 тайский проект строительства и эксплуатации автомобильного   ние обязательств по соглашению о ГЧП «по обе стороны границы».
 моста через реку Амур. Именно поэтому ЕАБР придает особое   Ключевой критерий трансграничных ГЧП — особый состав
 значение разработке руководящих принципов для трансгранич-  участников. В первую очередь это множественность публичных
 ных ГЧП. Это необходимо для повышения осведомленности го-  партнеров, в  качестве которых выступают правительства или
 сударств и частных инвесторов о потенциале трансграничного   уполномоченные ими органы двух или более государств. Транс-
 ГЧП, что, в свою очередь, послужит развитию трансграничной   граничные проекты ГЧП выходят за рамки национального пра-
 инфраструктуры в  Евразии, облегчению и  ускорению запуска   вопорядка одного государства и обуславливают необходимость
 трансграничных проектов ГЧП, а  также минимизации рисков   создания специальных норм и  правил для всех участвующих
 при их реализации.   партнеров. Эти нормы согласовываются государствами в рамках
 Преимущества трансграничных ГЧП обусловлены возможно-  международного договора, который становится правовой осно-
 стями объединения ресурсов государств и частных партнеров, что   вой подготовки и реализации трансграничных ГЧП.
 позволяет восполнять дефицит государственных средств для разви-  В докладе рассмотрены пять наиболее типичных кейсов ре-
 тия трансграничной инфраструктуры, решать проблемы, возника-  ализации трансграничных ГЧП в сфере транспорта и энергети-
 ющие в силу разницы инвестиционных возможностей государств   ки (врезка А).



 86                                                                                                                           87
   86   87   88   89   90   91   92   93   94   95   96