Page 93 - №2-3 (5) 2023
P. 93

Для успешного развития трансграничной инфраструктуры и эффективного управления
             процессами реализации проектов ТГЧП в странах ЕАЭС, Центральной Азии и Южного
             Кавказа ЕАБР разработал руководящие принципы, базирующиеся на передовом меж-
             дународном опыте и наилучших практиках реализации трансграничных проектов
             (рисунок Б). Руководящие принципы направлены на нахождение баланса между стрем-
             лением развивать трансграничную инфраструктуру и учетом интересов каждого из госу-
             дарств — участников проектов ТГЧП, служат ориентирами при обеспечении финансовой
             устойчивости и привлекательности этих проектов для инвесторов и кредиторов, помо-
             гают определиться с действиями, которые лучше всего подходят для бесперебойного
             и безопасного функционирования трансграничных объектов инфраструктуры «по обе
                                                                                                                   № 2-3 (5) осень 2023 г.
 № 2-3 (5) осень 2023 г.  стороны границы», необходимы для адаптации правового режима ТГЧП с целью мак -
            симизации пользы от реализации проектов и увеличения их вклада в достижение ЦУР.
 Важные критерии для идентификации трансграничных
 структуры, помимо транспорта, весьма актуально в водно-энер-
 Важные критерии для идентификации трансграничных ГЧП — связанные с региональ-
 ГЧП — связанные с региональным экономическим сотрудниче-  гетическом комплексе.   ↓  Рисунок Б. Руководящие принципы для трансграничных ГЧП
 ным экономическим сотрудничеством цели инициации проектов и эффекты, которые
 К  числу потенциальных трансграничных ГЧП в  странах
 ством цели инициации проектов и эффекты, которые достига-
 достигаются при их реализации. Наиболее значимы они для государств, инициировав-
 ются при их реализации. Наиболее значимы они для государств,   ЕАЭС и Центральной Азии можно отнести проекты строитель-
 инициировавших трансграничный проект ГЧП, и в первую оче-  ства и последующей эксплуатации железной дороги Китай — Кы-
 ших трансграничный проект ГЧП, и в первую очередь для развивающихся государств,
 редь для развивающихся государств, не имеющих выхода к морю,   ргызстан — Узбекистан, Камбаратинской ГЭС-1, альтернативной   „ … †‡ˆ‰Š  ‰‹ƒ‰ Œ †Ž‡ ‘’‹ ’‹‰ ‹Œ“
 не имеющих выхода к морю, зависимость которых от физической и экономической свя-
 автомобильной дороги Алматы — Иссык-Куль, ЛЭП постоянно-
 зависимость которых от физической и экономической связанно-
 занности особенно высока. Создание трансграничной инфраструктуры способствует ро-
 го тока Россия — юг Казахстана, пограничного железнодорожно-
 сти особенно высока. Создание трансграничной инфраструкту-
 ры способствует росту объемов торговли товарами и услугами,   го перехода на казахстанско-китайской границе и др.
 сту объемов торговли товарами и услугами, взаимных инвестиций, движения рабочей
 взаимных инвестиций, движения рабочей силы — главных по-  Для успешного развития трансграничной инфраструкту-  1
 силы — главных показателей экономической интеграции. Немаловажны и кумулятивные
 казателей экономической интеграции. Немаловажны и кумуля-
 ры и эффективного управления процессами реализации проек-
 эффекты трансграничных ГЧП, которые проявляются в странах, участвующих в процес
 тов ТГЧП в странах ЕАЭС, Центральной Азии и Южного Кав- -
 тивные эффекты трансграничных ГЧП, которые проявляются
 сах регионального экономического сотрудничества и кооперации (рисунок A).
 в странах, участвующих в процессах регионального экономиче-
 каза  ЕАБР разработал руководящие принципы,  базирующиеся
 ского сотрудничества и кооперации (рисунок A).   на передовом международном опыте и наилучших практиках ре-
                   2
 ↓  Рисунок А. Эффекты от реализации проектов трансграничных ГЧП               
           
                   3       


                   4      
                            
   
                                                    
       	     
   
                 
                   €                                5               	                  ,
                               
               
                  
    -   
    
                           
        ‚                   

                                         ó    €         €
   
              6

                   7         ‚                         
      	     ,         ‚
                                                        ƒ              
    
                         
                                     
                         ,
          
            	       Источник:  ЕАБР.
                           Решения о развитии трансграничной инфраструктуры всег-  Трансграничные ГЧП нуждаются в специальной правовой ос-
             Решения о развитии трансграничной инфраструктуры всегда принимаются в поли-
            да принимаются в  политической плоскости и  определяются   нове для своей реализации. Межправительственное соглашение
             тической плоскости и определяются внешнеполитическими и внешнеэкономическими
            внешнеполитическими и  внешнеэкономическими стратегиями   закрепляет согласованное волеизъявление государств по пово-
            заинтересованных государств. К  важным политическим пред-  ду создания трансграничной инфраструктуры посредством ме-
            стратегиями заинтересованных государств. К важным политическим предпосылкам сле-
 Источник:  ЕАБР.  посылкам следует отнести инициативы в области регионального   ханизма трансграничного ГЧП, восполняет регуляторные пробе-
             дует отнести инициативы в области регионального экономического сотрудничества, рас-
            экономического сотрудничества, расширения торговли и инве-  лы и создает необходимую международно-правовую основу для
             ширения торговли и инвестиций. После принятия политического решения о реализации
 Инфраструктурная связанность, обеспечиваемая благода-  ализации трансграничных проектов (рисунок Б). Руководящие   стиций. После принятия политического решения о реализации   трансграничных ГЧП. Такие соглашения дают возможность учи-
 ря трансграничным проектам, — важный довод в пользу их ре-чиваемая благодаря трансграничным про-  проекта и на его основе стороны могут приступать к разработ-  тывать специфику самого трансграничного объекта ГЧП и воз-
 Инфраструктурная связанность, обеспе
             проекта и на его основе стороны могут приступать к разработке технико-экономиче -
 принципы направлены на нахождение баланса между стремле-
 ализации для ЕАЭС, стран Центральной Азии и Южного Кав-  нием развивать трансграничную инфраструктуру и учетом инте-  ке технико-экономического обоснования и переговорам для за-  никающих между конкретными государствами международных
 ектам, — важный довод в пользу их реализации для ЕАЭС, стран Центральной Азии
                                                                  отношений. Национальное законодательство о ГЧП должно учи-
            ключения межправительственного соглашения о  реализации
 каза  в  силу  их  географического  положения,  протяженности   ресов каждого из государств — участников проектов ТГЧП, слу-  ского обоснования и переговорам для заключения межправительственного соглашения
 и Южного Кавказа в силу их географического положения, протяженности государствен-  о реализации проекта трансграничного ГЧП. Особое значение имеет согласованность
            проекта трансграничного ГЧП. Особое значение имеет согла-
 государственных границ, структуры экономических и  транс-
                                                                  тывать специфику трансграничных ГЧП. Ряд проблем в реализа-
 жат ориентирами при обеспечении финансовой устойчивости
 ных границ, структуры экономических и транспортных связей, значения водно-энергети-  сованность  национальных  планов  инфраструктурного  разви-  ции проектов трансграничных ГЧП возникает вследствие того,
 и привлекательности этих проектов для инвесторов и кредито-
 портных связей, значения водно-энергетического комплекса. Во-
 ческого комплекса. Вопросы повышения инфраструктурной и в первую очередь транс-
 просы повышения инфраструктурной и в первую очередь транс-  ров, помогают определиться с действиями, которые лучше все-  тия на средне— и долгосрочную перспективу. Благодаря согла-  что национальные законы о ГЧП государств евразийского про-
 портной связанности включены в Стратегические направления   го подходят для бесперебойного и безопасного функционирова-  сованным планам инфраструктурного развития двух или более   странства регулируют внутренние проекты ГЧП, не  предусма-
 портной связанности включены в Стратегические направления развития евразийской   стран трансграничные проекты могут быть реализованы в сжа-  тривая возможности совместной реализации проекта ГЧП не-
                              Резюме
                                                                                                                   7
 ния трансграничных объектов инфраструктуры «по обе стороны
 развития евразийской экономической интеграции на  период
 до 2025 г., в Приоритеты скоординированной транспортной по- 2025 г., в Приоритеты скоординированной
 экономической интеграции на период до   границы», необходимы для адаптации правового режима ТГЧП   тые сроки и с большими кумулятивными эффектами (пример —   сколькими государствами. Кроме того, законодательство разных
 литики и иные программные документы, принятые в ЕАЭС. Для
 с целью максимизации пользы от реализации проектов и увели-
 транспортной политики и иные программные документы, принятые в ЕАЭС. Для госу -  рассмотренная в разделе 2 скоростная железнодорожная маги-  стран по-разному регулирует формы ГЧП, процедуры опреде-
 государств Центральной Азии развитие трансграничной инфра-  чения их вклада в достижение ЦУР.   страль Китай — Лаос).   ления частного партнера, предоставление мер государственной
 дарств Центральной Азии развитие трансграничной инфраструктуры, помимо транспор-
 та, весьма актуально в водно-энергетическом комплексе.
 88                                                                                                                           89
 К числу потенциальных трансграничных ГЧП в странах ЕАЭС и Центральной Азии
 можно отнести проекты строительства и последующей эксплуатации железной доро -
 ги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, Камбаратинской ГЭС-1, альтернативной автомо-
 бильной дороги Алматы — Иссык-Куль, ЛЭП постоянного тока Россия — юг Казахстана,
 пограничного железнодорожного перехода на казахстанско-китайской границе и др.
 6  Трансграничные государственно-частные партнерства
   88   89   90   91   92   93   94   95   96   97   98