Page 85 - №2-3 (5) 2023
P. 85

№ 2-3 (5) осень 2023 г.                                                                                           № 2-3 (5) осень 2023 г.



                                                                          В 2022 году его поставки
 www.metallplace.ru  чение объемов перевалки в портах Азово-Черноморского бассейна   сильно выросли в три страны —
 УГОЛЬНАЯ    угля как в Кемеровской области, так и в регионах России, располо-  Китай, Индию и Турцию,
            обеспечивает возможность минимизировать сокращение добычи
            женных западнее Кузбасса, причем задействование его на полную
                                                                          в 2023 и последующие годы они
            мощность ограничивают узкие места на  железнодорожной сети
            на подходах к порту, а также рост пассажирских перевозок в связи
                                                                          могут увеличиться в Малайзию,
            с закрытием весной 2022 года аэропортов в ряде городов в южных
 ПЕРСПЕКТИВА:  регионах России», -  поясняют эксперты Infoline-Аналитики.  Таиланд и Вьетнам, и я бы не
               И тем не менее, экспортные перевозки угля остаются рентабель-
                                                                          сбрасывал со счетов Ближний
            ными на всех направлениях даже в условиях роста логистических
            затрат и транзакционных издержек, уверены на рынке. При этом
                                                                          Восток, правда, скорее, как
            наименее конкурентоспособным становится экспорт через порты
                                                                          транзитный регион.
            Северо-Запада, в то время как экономика перевозок через порт Та-
            мань, например, выигрывает как по величине ж/д расходов, так и по
            стоимости фрахта. Порты Дальнего Востока обеспечивают наиболь-  Но как бы там ни было, будущее экспорта российского угля
 РЕШЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ  тай и Индию, что, в целом, вполне ожидаемо. Немного цифр для   находится в Азии, сходятся во мнении эксперты. Так, за 9 меся-
            шую рентабельность угольным компаниям при экспорте угля в Ки-
            сравнения. Стоимость фрахта при экспорте энергетического угля
                                                                  цев 2022 года доля стран Азии и Океании в общем объёме пере-
            через порт Тамань в Китай и Индию ниже, чем через порт Усть-Лу-
            га (на 25-50% и 65%, соответственно) за счет сокращения расстоя-  возок угля морским транспортом выросла на 5,1 п.п. до 67%, в то
                                                                  время как доля стран Европы снизилась на 4,4 п.п. до 15%. Также
            ния морской перевозки и возможности погрузки в Тамани балкеров   на 3,5 п.п. выросла доля стран Ближнего Востока, преимуществен-
 ПО ИТОГАМ 2022 ГОДА ЧЕРЕЗ МОРСКИЕ УГОЛЬНЫЕ ПОРТЫ РОССИИ — УСТЬ-ЛУГА, ВАНИНО, ВОСТОЧНЫЙ, ТАМАНЬ   Capesize с размером судовой партии до 220 тыс. тонн. По сравнению   но за счет увеличения импорта угля Турцией на 48% до 16,6 млн
                                                                  тонн, следует из материалов Infoline. Среди стран Азии в наиболь-
            с экспортом через порты Северо-Запада, маршрут через порты Юга
 И НАХОДКА — БЫЛО ПЕРЕВАЛЕНО 206,5 МЛН ТОНН УГЛЕЙ, ЧТО ЛИШЬ НА 1,8% БОЛЬШЕ, ЧЕМ В 2021 ГОДУ, СЛЕДУЕТ   обеспечивает ускорение оборота на 15-20 дней за счет длительно-  шей степени импорт угля морским транспортом из России за 9 ме-
 ИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА INFOLINE-АНАЛИТИКА «ЭКСПОРТНАЯ УГОЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА   сти морской перевозки и, соответственно, более высокую маржи-  сяцев 2022 года нарастила Индия (в 2,1 раза до13,5 млн тонн), что
 В УСЛОВИЯХ СОХРАНЕНИЯ УЗКИХ МЕСТ НА ВОСТОЧНОМ ПОЛИГОНЕ». ТАКОЙ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИРОСТ БЫЛ   нальность за счет ускорения оборачиваемости, поясняется в иссле-  позволило стране выйти на четвертое место в рейтинге крупней-
                                                                  ших импортёров. Китай увеличил объемы на 15% до 46,4 млн тонн,
            довании. Время — деньги, как хорошо известно. Рентабельность
 СВЯЗАН С НЕОБХОДИМОСТЬЮ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ТРАНСФОРМИРОВАТЬ СВОИ ТОРГОВЫЕ И  ЛОГИСТИЧЕСКИЕ   угольных компаний при экспорте через порт Усть-Луга в зависи-  в то время как Япония сократила на 40,8% до 4,9 млн тонн. Среди
 ЦЕПОЧКИ, ДА И В ЦЕЛОМ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ПОСЛЕ ВВЕДЕНИЯ САНКЦИЙ НА РОССИЙСКИЕ УГЛИ СО СТОРОНЫ   мости от осевой нагрузки полувагона в январе 2023 года состави-  стран  Европы  крупнейшим  импортером  российского  угля  мор-
 ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН, ЯВЛЯВШИХСЯ ТРАДИЦИОННО КРУПНЕЙШИМИ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ РОССИЙСКОГО УГЛЯ.  ла 3,8-6,7%, чрез порт Мурманск – 8,1-10,4%, через порт Тамань  —   ским транспортом оставались Нидерланды и  Германия, несмо-
            12,5-14,2%, что наряду с поставками через порты Дальнего Востока   тря на снижение объемов закупки на 19,9% до 9,3млн тонн и 21%
            обеспечивает угольным компаниям эффективность экспорта даже   до 3,6 млн тонн соответственно.
            в условиях снижения цен, оптимистичны аналитики Infoline.  Напротив, присутствие нашего угля на рынке Европейского Со-
 нижение экспорта угля из  России во  II   исследования. Да и в целом, без относительно санкций, с кото-  Если говорить о рынке угля в России в целом, то согласно про-  юза может снизиться благодаря его санкциям против России. Фак-
 полугодии  2022  года,  обусловленное   рыми столкнулась российская экономика в 2022 году, прошлый   гнозу социально-экономического развития России на  2023  год   тически Европейский Союз будет пытаться заменить российским
 санкционным  давлением  и  запретом   год ознаменовался резким ростом тарифов на перевозку всеми   и плановый 2024 и 2025 годов, добыча угля в России к 2025 году   уголь импортом из ЮАР, Австралии или откуда угодно и тем самым
 на  экспорт в  страны ЕС  (с 10  августа   видами транспорта.  Так, железнодорожные перевозки были   может сократиться на 4,1% (от уровня 2021 года) до 421 млн тонн.   будет происходить обмен рынками, занимаемых отечественны-
 2022 года), а также невозможностью пе-  проиндексированы на 11% в июне 2022 года, а с концом декабря   По прогнозам РЭА Минэнерго, к 2024 году добыча угля в России   ми угольными компаниями и их конкурентами. Полностью от угля
 «Среориентировать грузопоток в  страны   2021 года рост, по данным ФСГС, составил 20%. Грузовые пере-  восстановится за счет увеличения  добычи антрацита и коксующе-  из России Европейский Союз вряд ли откажется — все-таки везти
 Азиатско-Тихоокеанского региона из-за высокой загрузки Вос-  возки внутренним водным и  морским транспортом в  декабре   гося угля, а также завершения второго этапа реконструкции БАМа   его по железным дорогам из нашей страны проще и дешевле, не-
 точного полигона в условиях активизации строительных и ре-  выросли в цене на 20,4% и 10,9% , соответственно, к уровню де-  и Транссиба, а локальное снижение добычи окажет лишь ограни-  жели на кораблях с других континентов», — описывает ситуацию
 монтных работ, и  железнодорожных подходов к  портам Юга   кабря 2021 года, приводят данные в Infoline-Аналитике.  ченное негативное влияние на экспорт, так как обусловлено не сни-  независимый эксперт Леонид Хазанов.  Главные рентабельные на-
 России, где инфраструктурные ограничения обострились в том   Как следствие, в июне прошлого года на фоне роста тарифов   жением привлекательности угля из России, а ограниченными воз-  правления для поставок угля за границу сегодня также Индия и Ки-
 числе в связи с увеличением пассажирских перевозок, и сопро-  и отмены понижающих коэффициентов на железнодорожные пе-  можностями железнодорожной инфраструктуры на  подходах   тай в силу их огромных аппетитов и такими они будут оставаться.
 вождалось ростом логистических затрат угольных компаний   ревозки, средняя стоимость перевозки угля внутри страны вырос-  к портам Юга и Дальнего Востока.  То же самое можно сказать и про остальных азиатских покупателей,
 в связи с индексацией железнодорожного тарифа и отменой по-  ла на 8,3% по сравнению с маем 2022 года и составила 381 руб/т, а на
 нижающих коэффициентов на  экспортные железнодорожные   экспортных — на 6,2% до 1 141 руб/т груза. Это были пиковые по-
 перевозки», — описывают ситуацию на  угольном рынке экс-  казатели роста. В среднем же, в 2022 году средняя стоимость пере-
 перты Infoline- Аналитики. После введения запрета на  экспорт   возки угля железнодорожным транспортом на внутренних рейсах
 российского угля в  Европу, основными странами назначения   выросла на 13,1% до 388,5 руб/т, в то время как в экспортном на-
 стали Китай, Южная Корея, Турция, Индия и страны Северной   правлении рост стоимости перевозки составил 31,5% до 1126 руб/т,
 Африки. Изменение привычных маршрутов ожидаемо привело   приводят пример составители исследования.
 к увеличению сроков и стоимости транспортировки углей. Так,   Не слишком большую поддержку может пока оказать угольщи-
 например, при отправке из портов Северо-Запада в Турцию или   кам в решении логистической проблемы и Восточный полигон. «В
 Египет вместо Северной Европы стоимость фрахта в пересчете   условиях сохранения узких мест на Восточном полигоне (экспорт
 на тонну вырастает в 2-2,5раза, а расстояние и сроки перевоз-  угля через порты Дальнего Востока в условиях расширения про-
 ки по морю — с 10-12 дней до 28-30 дней, следует из материалов   возных мощностей в 2023 году увеличивается в основном за счет
 дополнительных объемов из регионов Дальнего Востока, в то вре-
 мя как отправки из Кемеровской области в 2022 году сократились
 С 2023 года произошла индексация грузовых   на 3,1 млн тонн до 53 млн тонн и по соглашению с  РЖД заплани-
 рованы на 2023 год в объеме 53,1 млн тонн, рост затрат при осу-
 железнодорожных тарифов на 10%.  ществлении морских перевозок через порты Северо-Запада, увели-



 80                                                                                                                           81
   80   81   82   83   84   85   86   87   88   89   90