Page 95 - №2-3 (5) 2023
P. 95
№ 2-3 (5) осень 2023 г.
поддержки, разрешения споров, выбора применимого права, Реализация трансграничных ГЧП требует выделенных ре-
что препятствует согласованию единых правовых и финансо- сурсов и скоординированного финансового планирования меж-
вых параметров проекта ГЧП. Представляется целесообразным ду странами. А значит, международные банки развития (МБР),
выводить отношения, возникающие по поводу трансграничных а также их синдикаты могут сыграть важную роль в этом про-
ГЧП, из-под действия национальных законов ГЧП и подчинять цессе. МБР имеют многостороннее членство, выступают как
их международному договору и (или) устанавливать в своих на- площадки для согласования позиций государств, а разработан-
циональных законах о ГЧП единый (унифицированный) право- ные ими стандарты по экологии и социальным обязательствам
вой режим для трансграничных ГЧП. могут использоваться при подготовке ТЭО реализации транс-
Гармонизация норм и правил необходима для успешной ре- граничных проектов. Страны-участницы могут совместно обра-
ализации трансграничных ГЧП и эффективной эксплуатации щаться к международным банкам развития за техническим со-
трансграничной инфраструктуры. Она позволит добиться эф- действием при разработке технико-экономических обоснований
фективной интероперабельности создаваемого объекта транс- и подготовке текстов межправительственных соглашений, а так-
граничной инфраструктуры и его совместимости с нацио- же для получения кредитов с целью реализации проекта. На этом
нальными инфраструктурными сетями, упрощения процедур фоне возрастает значение деятельности Евразийского банка раз-
доступа на рынок требуемых для реализации проекта товаров, вития как «связующего звена» в трансграничных проектах ГЧП
техники, оборудования, технологий и рабочей силы. Важна гар- с его налаженными механизмами сотрудничества со всеми госу-
монизация и стандартизация не только правил и норм, примени- дарствами ЕАЭС, отработанной политикой управления рисками
мых к трансграничным ГЧП, но и трансграничной контрактной в каждой из стран-членов, наличием собственной сильной экс-
практики. Стандартизированные условия, состоящие из наибо- пертизы ГЧП и специальных финансовых инструментов, обес-
лее удобных формулировок, уже апробированных и подтвердив- печивающих финансовую жизнеспособность трансграничных
ших свою эффективность, могут включаться участниками транс- ГЧП.
граничных отношений в соглашение о ГЧП и иные проектные ЕАБР продвигает трансграничные ГЧП как модель сотруд-
соглашения в качестве готовой части. ничества, основанную, с одной стороны, на увязке планируемых
Ключевым для проекта трансграничного ГЧП является уч- к реализации инфраструктурных проектов с совместным разви-
реждение институционального механизма для его реализации: тием представляющих интерес для всех стран ЕАЭС, Централь-
совместных рабочих групп, комитетов и комиссий, создаваемых ной Азии и Южного Кавказа объектов инфраструктуры, а с дру-
правительствами участвующих стран для координации и контро- гой стороны — на многостороннем партнерстве государств
ля реализации проекта на всех его этапах. Основными участни- ЕАЭС и Центральной Азии с ЕАБР, частными и институцио-
ками таких совместных рабочих групп являются представители нальными инвесторами, институтами развития для финансиро-
министерств и ведомств, вовлеченных в подготовку и сопрово- вания таких проектов.
ждение реализации проекта трансграничной инфраструкту- Учитывая проведенный анализ и разработанные руково-
ры, представители заинтересованных организаций и частного дящие принципы, ЕАБР подготовит проект модельного согла-
бизнеса, научных и общественных организаций, а также граж- шения, которое будет отражать лучшую договорную практику
данского общества. Интеграционные эффекты при реализа- государств по трансграничным ГЧП. Его использование заин-
ции трансграничных инфраструктурных проектов, их анализе тересованными странами послужит облегчению и ускорению
и оценке должны рассматриваться как один из ключевых фак- международного переговорного процесса, будет вносить боль-
торов. Важен их учет при формировании многосторонних про- ше определенности при формировании и согласовании позиций
грамм и планов инфраструктурного развития, а также перечней договаривающихся государств. Банк может выступить как центр
«проектов общего интереса». экспертизы и в рамках реализации своей Стратегии на период
Трансграничные ГЧП как средство достижения ЦУР пред- 2022–2026 гг., предусматривающей оказание услуг юридического
ставляют собой форму осуществления «устойчивых» инвести- консультирования, и на этой основе помогать заинтересованным
ций в создание «устойчивой» инфраструктуры, обеспечивающей правительствам разрабатывать межправительственные соглаше-
наряду с экономическими социальные и экологические эффекты, ния о реализации инфраструктурных проектов с использовани-
предусмотренные ЦУР и ESG, а также способствующей реализа- ем механизма трансграничного ГЧП. И Е
ции климатической и социальной повестки.
90