Page 88 - №2-3 (5) 2023
P. 88

№ 2-3 (5) осень 2023 г.



                       полагает эксперт. «Но и сбыт в Европейский Союз может оказаться   ли  рентабельность  уже  на  уровне  7— 15%, а  восточнее  пор-
                       выгодным, особенно если в нем случится холодная зима, не будут   ты — на уровне 20% и более», — описывает ситуацию Максим
                       работать ветровые и солнечные электростанции и не будет хватать   Шапошников.
                       природного газа — тогда цены на уголь на его рынке могут взле-  Поставки российского угля будут продолжаться, особенно
                       теть до небес.                                       через южное направление, так как не секрет, что сейчас и Турция
                         Что же касается Африки, то я бы не стал на нее полагаться, ведь   потребляет российского угля больше, чем ей реально нужно, по-
                       в ней довольно слабо развита угольная электрогенерация, да и кли-  тому что часть продукции продается, продолжает эксперт. «Кро-
                       мат довольно теплый. Хотя какие-то объемы можно будет в  нее   ме того, уже среди покупателей обнаружился и Египет, который
                       «загнать», — заключает Леонид Хазанов.               традиционно не был крупным потребителем российского угля.
                         И говорить об улучшении ситуации пока не приходится. Сей-  Понятно, что речь идет, скорее всего, о поставках с целью пере-
                       час мы наблюдаем снижение цен на уголь, на всех ключевых рын-  продажи. Поэтому сегмент потребления российских углей, обра-
                       ках. И связано это и с теплой погодой в Европе, которая приводит   зующийся в южных странах это, скорее всего, будет Египет, Ал-
                       к снижению цен на газ и снижению ажиотажа по покупкам топли-  жир и Марокко. Они будут наращивать свои объемы для того,
                       ва, которое было связано опять же с опасениями того, что Европе   чтобы участвовать в выгодных сделках по реализации санкци-
                       не хватит топлива, продолжает эксперт. «И до начала масштабного   онного российского угля на европейские рынки путем смешива-
                       вливания ликвидности с целью поддержки падающих финансовых   ния его с продукцией других регионов. Поэтому это направление
                       рынков ожидать какого-то серьезного восстановления цен на уголь   станет интересным. Прямые же поставки с северо-запада в адрес
                       не  приходится. Разумеется, могут случиться те  или иные шоки   азиатских рынков, наверное, в ближайшее время из-за ценовой
                       или санкционные действия. Опять же, мы видим, что противоре-  конъюнктуры станут нерентабельными. Поэтому здесь есть над
                       чия между Китаем и Австралии нарастают. Китайцев не допускают   чем работать и о чем думать», — рассказывает Максим Шапош-
                       к покупке стратегических активов на территории Австралии. Поэ-  ников.
                       тому можно говорить о том, что какие-то дополнительные «черные   На самом деле российским угольщикам может быть еще инте-
                       лебеди» обязательно будут возникать, которые могут позволить це-  ресно африканское направление, полагает Максим Шапошников.
                       нам локальным подрасти. Но пока генеральная тенденция сниже-  «И, казалось бы, при всем при том, что оно достаточно хорошо
                       ния сохраняется. И это большая проблема для российских угольщи-  обеспечено собственными ресурсами, мы  знаем и  про Мозам-
                       ков, даже несмотря на то, что плюсом для них выступило падение   бик с его коксующегося углем, и про ЮАР с его энергетическим.
                       стоимости рубля, которое произошло в декабре прошлого — январе   Но сейчас мы наблюдаем в ЮАР систематические проблемы с по-
                       текущего года. Так вот несмотря на это, на отдельных направлени-  ставками угля в порты. Например, сейчас там железная дорога
                       ях, особенно северо-западных, рентабельность поставок угля в ази-  стоит на ремонте экстренном, и это приводит к тому, что доро-
                       атские страны может оказаться отрицательной. Поэтому сейчас го-  ги забиты автомобильным транспортом, который пытается до-
                       ворить о том, что какие-то хорошие есть перспективы, наверное,   вести уголь в порт. И, соответственно, это приводит к большим
                       преждевременно», — опасается Максим Шапошников.      заторам. Поэтому сказать, что на африканском континенте все
                         «Тем не менее, сказать, что восточное направление станет един-  хорошо с углем, это неправильно, тем более на фоне снижения
                       ственно возможным и  при этом малорентабельным направлени-  цен на уголь. Тот же самый южноафриканский уголь может пе-
                       ем для экспортных поставок нашего угля, — неправильно.  Ведь   рестать быть рентабельным при поставках в определенные стра-
                       даже в  нынешних непростых условиях, после введения европей-  ны. Поэтому, конечно, это оставляет для российских угольщиков
                       ских санкций против российских энергоносителей и  российских   некоторые дополнительные возможности по  поставкам. Дру-
                       добывающих компаний, рентабельность поставок российского угля   гой проблемой здесь является наличие платежеспособного спро-
                       на азиатские рынки из портов Северо-Запада и тем более из южных   са сейчас — экономики стран Африки в силу падения сырьевых
                       портов оставалась в положительной зоне.              цен также будут испытывать серьезное давление, и будут ли они
                         Да,  действительно, северо-западные порты  показали   иметь ресурсы для того, чтобы приобретать российский уголь?
                       рентабельность на  уровне 4-5%. Южные же  порты показа-  Это большой вопрос», — опасается Максим Шапошников.  И Е































           84
   83   84   85   86   87   88   89   90   91   92   93