Page 92 - №2-3 (5) 2023
P. 92
Для успешного развития трансграничной инфраструктуры и эффективного управления
процессами реализации проектов ТГЧП в странах ЕАЭС, Центральной Азии и Южного
Кавказа ЕАБР разработал руководящие принципы, базирующиеся на передовом меж-
дународном опыте и наилучших практиках реализации трансграничных проектов
(рисунок Б). Руководящие принципы направлены на нахождение баланса между стрем-
лением развивать трансграничную инфраструктуру и учетом интересов каждого из госу-
дарств — участников проектов ТГЧП, служат ориентирами при обеспечении финансовой
устойчивости и привлекательности этих проектов для инвесторов и кредиторов, помо-
гают определиться с действиями, которые лучше всего подходят для бесперебойного
и безопасного функционирования трансграничных объектов инфраструктуры «по обе
№ 2-3 (5) осень 2023 г. стороны границы», необходимы для адаптации правового режима ТГЧП с целью мак -
№ 2-3 (5) осень 2023 г.
симизации пользы от реализации проектов и увеличения их вклада в достижение ЦУР.
структуры, помимо транспорта, весьма актуально в водно-энер-
Важные критерии для идентификации трансграничных
Важные критерии для идентификации трансграничных ГЧП — связанные с региональ-
ГЧП — связанные с региональным экономическим сотрудниче- гетическом комплексе. ↓ Рисунок Б. Руководящие принципы для трансграничных ГЧП
ным экономическим сотрудничеством цели инициации проектов и эффекты, которые
К числу потенциальных трансграничных ГЧП в странах
ством цели инициации проектов и эффекты, которые достига-
достигаются при их реализации. Наиболее значимы они для государств, инициировав-
ются при их реализации. Наиболее значимы они для государств,
ЕАЭС и Центральной Азии можно отнести проекты строитель-
инициировавших трансграничный проект ГЧП, и в первую оче- ства и последующей эксплуатации железной дороги Китай — Кы-
ших трансграничный проект ГЧП, и в первую очередь для развивающихся государств,
редь для развивающихся государств, не имеющих выхода к морю, ргызстан — Узбекистан, Камбаратинской ГЭС-1, альтернативной
не имеющих выхода к морю, зависимость которых от физической и экономической свя-
зависимость которых от физической и экономической связанно-
автомобильной дороги Алматы — Иссык-Куль, ЛЭП постоянно-
занности особенно высока. Создание трансграничной инфраструктуры способствует ро-
го тока Россия — юг Казахстана, пограничного железнодорожно-
сти особенно высока. Создание трансграничной инфраструкту-
ры способствует росту объемов торговли товарами и услугами,
го перехода на казахстанско-китайской границе и др.
сту объемов торговли товарами и услугами, взаимных инвестиций, движения рабочей
Для успешного развития трансграничной инфраструкту-
взаимных инвестиций, движения рабочей силы — главных по-
силы — главных показателей экономической интеграции. Немаловажны и кумулятивные 1
ры и эффективного управления процессами реализации проек-
казателей экономической интеграции. Немаловажны и кумуля-
эффекты трансграничных ГЧП, которые проявляются в странах, участвующих в процес
тов ТГЧП в странах ЕАЭС, Центральной Азии и Южного Кав- -
тивные эффекты трансграничных ГЧП, которые проявляются
каза ЕАБР разработал руководящие принципы, базирующиеся
в странах, участвующих в процессах регионального экономиче-
сах регионального экономического сотрудничества и кооперации (рисунок A).
ского сотрудничества и кооперации (рисунок A). на передовом международном опыте и наилучших практиках ре-
2
↓ Рисунок А. Эффекты от реализации проектов трансграничных ГЧП
3
4
5 ,
-
ó
6
7
,
,
Источник: ЕАБР.
Решения о развитии трансграничной инфраструктуры всег- Трансграничные ГЧП нуждаются в специальной правовой ос-
Решения о развитии трансграничной инфраструктуры всегда принимаются в поли-
да принимаются в политической плоскости и определяются нове для своей реализации. Межправительственное соглашение
тической плоскости и определяются внешнеполитическими и внешнеэкономическими
внешнеполитическими и внешнеэкономическими стратегиями закрепляет согласованное волеизъявление государств по пово-
заинтересованных государств. К важным политическим пред- ду создания трансграничной инфраструктуры посредством ме-
стратегиями заинтересованных государств. К важным политическим предпосылкам сле-
Источник: ЕАБР. посылкам следует отнести инициативы в области регионального ханизма трансграничного ГЧП, восполняет регуляторные пробе-
дует отнести инициативы в области регионального экономического сотрудничества, рас-
экономического сотрудничества, расширения торговли и инве- лы и создает необходимую международно-правовую основу для
ширения торговли и инвестиций. После принятия политического решения о реализации
Инфраструктурная связанность, обеспечиваемая благода- ализации трансграничных проектов (рисунок Б). Руководящие стиций. После принятия политического решения о реализации трансграничных ГЧП. Такие соглашения дают возможность учи-
Инфраструктурная связанность, обеспе
ря трансграничным проектам, — важный довод в пользу их ре-чиваемая благодаря трансграничным про- проекта и на его основе стороны могут приступать к разработ- тывать специфику самого трансграничного объекта ГЧП и воз-
принципы направлены на нахождение баланса между стремле-
проекта и на его основе стороны могут приступать к разработке технико-экономиче -
ализации для ЕАЭС, стран Центральной Азии и Южного Кав-
нием развивать трансграничную инфраструктуру и учетом инте-
ектам, — важный довод в пользу их реализации для ЕАЭС, стран Центральной Азии ке технико-экономического обоснования и переговорам для за- никающих между конкретными государствами международных
ского обоснования и переговорам для заключения межправительственного соглашения
каза в силу их географического положения, протяженности ресов каждого из государств — участников проектов ТГЧП, слу- ключения межправительственного соглашения о реализации отношений. Национальное законодательство о ГЧП должно учи-
и Южного Кавказа в силу их географического положения, протяженности государствен- проекта трансграничного ГЧП. Особое значение имеет согла- тывать специфику трансграничных ГЧП. Ряд проблем в реализа-
о реализации проекта трансграничного ГЧП. Особое значение имеет согласованность
государственных границ, структуры экономических и транс-
жат ориентирами при обеспечении финансовой устойчивости
ных границ, структуры экономических и транспортных связей, значения водно-энергети- сованность национальных планов инфраструктурного разви- ции проектов трансграничных ГЧП возникает вследствие того,
и привлекательности этих проектов для инвесторов и кредито-
портных связей, значения водно-энергетического комплекса. Во-
ческого комплекса. Вопросы повышения инфраструктурной и в первую очередь транс- тия на средне— и долгосрочную перспективу. Благодаря согла- что национальные законы о ГЧП государств евразийского про-
ров, помогают определиться с действиями, которые лучше все-
просы повышения инфраструктурной и в первую очередь транс-
портной связанности включены в Стратегические направления го подходят для бесперебойного и безопасного функционирова- сованным планам инфраструктурного развития двух или более странства регулируют внутренние проекты ГЧП, не предусма-
портной связанности включены в Стратегические направления развития евразийской стран трансграничные проекты могут быть реализованы в сжа- тривая возможности совместной реализации проекта ГЧП не-
7
Резюме
ния трансграничных объектов инфраструктуры «по обе стороны
развития евразийской экономической интеграции на период
до 2025 г., в Приоритеты скоординированной транспортной по- 2025 г., в Приоритеты скоординированной
экономической интеграции на период до границы», необходимы для адаптации правового режима ТГЧП тые сроки и с большими кумулятивными эффектами (пример — сколькими государствами. Кроме того, законодательство разных
транспортной политики и иные программные документы, принятые в ЕАЭС. Для госу - рассмотренная в разделе 2 скоростная железнодорожная маги- стран по-разному регулирует формы ГЧП, процедуры опреде-
литики и иные программные документы, принятые в ЕАЭС. Для
с целью максимизации пользы от реализации проектов и увели-
государств Центральной Азии развитие трансграничной инфра- чения их вклада в достижение ЦУР. страль Китай — Лаос). ления частного партнера, предоставление мер государственной
дарств Центральной Азии развитие трансграничной инфраструктуры, помимо транспор-
та, весьма актуально в водно-энергетическом комплексе.
88 89
К числу потенциальных трансграничных ГЧП в странах ЕАЭС и Центральной Азии
можно отнести проекты строительства и последующей эксплуатации железной доро -
ги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, Камбаратинской ГЭС-1, альтернативной автомо-
бильной дороги Алматы — Иссык-Куль, ЛЭП постоянного тока Россия — юг Казахстана,
пограничного железнодорожного перехода на казахстанско-китайской границе и др.
6 Трансграничные государственно-частные партнерства