Page 92 - №2-3 (5) 2023
P. 92

Для успешного развития трансграничной инфраструктуры и эффективного управления
                                                                                                                                                     процессами реализации проектов ТГЧП в странах ЕАЭС, Центральной Азии и Южного
                                                                                                                                                     Кавказа ЕАБР разработал руководящие принципы, базирующиеся на передовом меж-
                                                                                                                                                     дународном опыте и наилучших практиках реализации трансграничных проектов
                                                                                                                                                     (рисунок Б). Руководящие принципы направлены на нахождение баланса между стрем-
                                                                                                                                                     лением развивать трансграничную инфраструктуру и учетом интересов каждого из госу-
                                                                                                                                                     дарств — участников проектов ТГЧП, служат ориентирами при обеспечении финансовой
                                                                                                                                                     устойчивости и привлекательности этих проектов для инвесторов и кредиторов, помо-
                                                                                                                                                     гают определиться с действиями, которые лучше всего подходят для бесперебойного
                                                                                                                                                     и безопасного функционирования трансграничных объектов инфраструктуры «по обе
          № 2-3 (5) осень 2023 г.                                                                                                                    стороны границы», необходимы для адаптации правового режима ТГЧП с целью мак -
                                                                                                                                                                                                                                                           № 2-3 (5) осень 2023 г.
                                                                                                                                                     симизации пользы от реализации проектов и увеличения их вклада в достижение ЦУР.
                                                                            структуры, помимо транспорта, весьма актуально в водно-энер-
                         Важные критерии для идентификации трансграничных
                       Важные критерии для идентификации трансграничных ГЧП — связанные с региональ-
                       ГЧП — связанные с региональным экономическим сотрудниче-  гетическом комплексе.                                               ↓  Рисунок Б. Руководящие принципы для трансграничных ГЧП
                       ным экономическим сотрудничеством цели инициации проектов и эффекты, которые
                                                                               К  числу потенциальных трансграничных ГЧП в  странах
                       ством цели инициации проектов и эффекты, которые достига-
                       достигаются при их реализации. Наиболее значимы они для государств, инициировав-
                       ются при их реализации. Наиболее значимы они для государств,
                                                                            ЕАЭС и Центральной Азии можно отнести проекты строитель-
                       инициировавших трансграничный проект ГЧП, и в первую оче-  ства и последующей эксплуатации железной дороги Китай — Кы-
                       ших трансграничный проект ГЧП, и в первую очередь для развивающихся государств,
                       редь для развивающихся государств, не имеющих выхода к морю,   ргызстан — Узбекистан, Камбаратинской ГЭС-1, альтернативной                 „ … †‡ˆ‰Š  ‰‹ƒ‰ Œ †Ž‡ ‘’‹ ’‹‰ ‹Œ“
                       не имеющих выхода к морю, зависимость которых от физической и экономической свя-
                       зависимость которых от физической и экономической связанно-
                                                                            автомобильной дороги Алматы — Иссык-Куль, ЛЭП постоянно-
                      занности особенно высока. Создание трансграничной инфраструктуры способствует ро-
                                                                            го тока Россия — юг Казахстана, пограничного железнодорожно-
                       сти особенно высока. Создание трансграничной инфраструкту-
                       ры способствует росту объемов торговли товарами и услугами,
                                                                            го перехода на казахстанско-китайской границе и др.
                      сту объемов торговли товарами и услугами, взаимных инвестиций, движения рабочей
                                                                               Для успешного развития трансграничной инфраструкту-
                       взаимных инвестиций, движения рабочей силы — главных по-
                      силы — главных показателей экономической интеграции. Немаловажны и кумулятивные                                                      1
                                                                            ры и эффективного управления процессами реализации проек-
                       казателей экономической интеграции. Немаловажны и кумуля-
                      эффекты трансграничных ГЧП, которые проявляются в странах, участвующих в процес
                                                                            тов ТГЧП в странах ЕАЭС, Центральной Азии и Южного Кав- -
                       тивные эффекты трансграничных ГЧП, которые проявляются
                                                                            каза  ЕАБР разработал руководящие принципы,  базирующиеся
                       в странах, участвующих в процессах регионального экономиче-
                      сах регионального экономического сотрудничества и кооперации (рисунок A).
                       ского сотрудничества и кооперации (рисунок A).       на передовом международном опыте и наилучших практиках ре-
                                                                                                                                                           2
                      ↓  Рисунок А. Эффекты от реализации проектов трансграничных ГЧП                                                                                          
           
                                                                                                                                                           3       


                                                                                                                                                           4      
                                                                                                                                                                    
   
                                                                                                                                                                                            
       	     
   
                                                        
                              €                                                                  5                   	                  ,
                                                                      
                    
                     
    -                                            
                                
                                        
            ‚                        

                                                                                                                                                                               ó    €         €
                                                                                         
                                                                6
                                                                                                                                                           7         ‚                         
      	     ,         ‚
                                                                                                                                                                                                ƒ              
    
                                                        
                                                                                    
                                                                              ,
                                                                                      
                  	                                          Источник:  ЕАБР.
                                                                                                                                                     Решения о развитии трансграничной инфраструктуры всег-  Трансграничные ГЧП нуждаются в специальной правовой ос-
                                                                                                                                                     Решения о развитии трансграничной инфраструктуры всегда принимаются в поли-
                                                                                                                                                    да принимаются в  политической плоскости и  определяются   нове для своей реализации. Межправительственное соглашение
                                                                                                                                                     тической плоскости и определяются внешнеполитическими и внешнеэкономическими
                                                                                                                                                    внешнеполитическими и  внешнеэкономическими стратегиями   закрепляет согласованное волеизъявление государств по пово-
                                                                                                                                                    заинтересованных государств. К  важным политическим пред-  ду создания трансграничной инфраструктуры посредством ме-
                                                                                                                                                     стратегиями заинтересованных государств. К важным политическим предпосылкам сле-
                       Источник:  ЕАБР.                                                                                                             посылкам следует отнести инициативы в области регионального   ханизма трансграничного ГЧП, восполняет регуляторные пробе-
                                                                                                                                                     дует отнести инициативы в области регионального экономического сотрудничества, рас-
                                                                                                                                                    экономического сотрудничества, расширения торговли и инве-  лы и создает необходимую международно-правовую основу для
                                                                                                                                                     ширения торговли и инвестиций. После принятия политического решения о реализации
                         Инфраструктурная связанность, обеспечиваемая благода-  ализации трансграничных проектов (рисунок Б). Руководящие           стиций. После принятия политического решения о реализации   трансграничных ГЧП. Такие соглашения дают возможность учи-
                       Инфраструктурная связанность, обеспе
                       ря трансграничным проектам, — важный довод в пользу их ре-чиваемая благодаря трансграничным про-                             проекта и на его основе стороны могут приступать к разработ-  тывать специфику самого трансграничного объекта ГЧП и воз-
                                                                            принципы направлены на нахождение баланса между стремле-
                                                                                                                                                     проекта и на его основе стороны могут приступать к разработке технико-экономиче -
                       ализации для ЕАЭС, стран Центральной Азии и Южного Кав-
                                                                            нием развивать трансграничную инфраструктуру и учетом инте-
                      ектам, — важный довод в пользу их реализации для ЕАЭС, стран Центральной Азии                                                 ке технико-экономического обоснования и переговорам для за-  никающих между конкретными государствами международных
                                                                                                                                                     ского обоснования и переговорам для заключения межправительственного соглашения
                       каза  в  силу  их  географического  положения,  протяженности   ресов каждого из государств — участников проектов ТГЧП, слу-  ключения межправительственного соглашения о  реализации   отношений. Национальное законодательство о ГЧП должно учи-
                       и Южного Кавказа в силу их географического положения, протяженности государствен-                                            проекта трансграничного ГЧП. Особое значение имеет согла-  тывать специфику трансграничных ГЧП. Ряд проблем в реализа-
                                                                                                                                                     о реализации проекта трансграничного ГЧП. Особое значение имеет согласованность
                       государственных границ, структуры экономических и  транс-
                                                                            жат ориентирами при обеспечении финансовой устойчивости
                       ных границ, структуры экономических и транспортных связей, значения водно-энергети-                                          сованность  национальных  планов  инфраструктурного  разви-  ции проектов трансграничных ГЧП возникает вследствие того,
                                                                            и привлекательности этих проектов для инвесторов и кредито-
                       портных связей, значения водно-энергетического комплекса. Во-
                      ческого комплекса. Вопросы повышения инфраструктурной и в первую очередь транс-                                               тия на средне— и долгосрочную перспективу. Благодаря согла-  что национальные законы о ГЧП государств евразийского про-
                                                                            ров, помогают определиться с действиями, которые лучше все-
                       просы повышения инфраструктурной и в первую очередь транс-
                       портной связанности включены в Стратегические направления   го подходят для бесперебойного и безопасного функционирова-      сованным планам инфраструктурного развития двух или более   странства регулируют внутренние проекты ГЧП, не  предусма-
                       портной связанности включены в Стратегические направления развития евразийской                                               стран трансграничные проекты могут быть реализованы в сжа-  тривая возможности совместной реализации проекта ГЧП не-
                                                                                                                                                                                                                                                           7
                                                                                                                                                                      Резюме
                                                                            ния трансграничных объектов инфраструктуры «по обе стороны
                       развития евразийской экономической интеграции на  период
                       до 2025 г., в Приоритеты скоординированной транспортной по- 2025 г., в Приоритеты скоординированной
                      экономической интеграции на период до                 границы», необходимы для адаптации правового режима ТГЧП                тые сроки и с большими кумулятивными эффектами (пример —   сколькими государствами. Кроме того, законодательство разных
                      транспортной политики и иные программные документы, принятые в ЕАЭС. Для госу -                                               рассмотренная в разделе 2 скоростная железнодорожная маги-  стран по-разному регулирует формы ГЧП, процедуры опреде-
                       литики и иные программные документы, принятые в ЕАЭС. Для
                                                                            с целью максимизации пользы от реализации проектов и увели-
                       государств Центральной Азии развитие трансграничной инфра-  чения их вклада в достижение ЦУР.                                страль Китай — Лаос).                                 ления частного партнера, предоставление мер государственной
                       дарств Центральной Азии развитие трансграничной инфраструктуры, помимо транспор-
                      та, весьма актуально в водно-энергетическом комплексе.
           88                                                                                                                                                                                                                                                         89
                       К числу потенциальных трансграничных ГЧП в странах ЕАЭС и Центральной Азии
                       можно отнести проекты строительства и последующей эксплуатации железной доро -
                       ги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, Камбаратинской ГЭС-1, альтернативной автомо-
                      бильной дороги Алматы — Иссык-Куль, ЛЭП постоянного тока Россия — юг Казахстана,
                       пограничного железнодорожного перехода на казахстанско-китайской границе и др.
                       6                Трансграничные государственно-частные партнерства
   87   88   89   90   91   92   93   94   95   96   97