Page 84 - №2-3 (5) 2023
P. 84
№ 2-3 (5) осень 2023 г. № 2-3 (5) осень 2023 г.
В 2022 году его поставки
www.metallplace.ru чение объемов перевалки в портах Азово-Черноморского бассейна сильно выросли в три страны —
УГОЛЬНАЯ угля как в Кемеровской области, так и в регионах России, располо- Китай, Индию и Турцию,
обеспечивает возможность минимизировать сокращение добычи
женных западнее Кузбасса, причем задействование его на полную
в 2023 и последующие годы они
мощность ограничивают узкие места на железнодорожной сети
на подходах к порту, а также рост пассажирских перевозок в связи
могут увеличиться в Малайзию,
с закрытием весной 2022 года аэропортов в ряде городов в южных
ПЕРСПЕКТИВА: регионах России», - поясняют эксперты Infoline-Аналитики. Таиланд и Вьетнам, и я бы не
И тем не менее, экспортные перевозки угля остаются рентабель-
сбрасывал со счетов Ближний
ными на всех направлениях даже в условиях роста логистических
затрат и транзакционных издержек, уверены на рынке. При этом
Восток, правда, скорее, как
наименее конкурентоспособным становится экспорт через порты
транзитный регион.
Северо-Запада, в то время как экономика перевозок через порт Та-
мань, например, выигрывает как по величине ж/д расходов, так и по
стоимости фрахта. Порты Дальнего Востока обеспечивают наиболь- Но как бы там ни было, будущее экспорта российского угля
РЕШЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ тай и Индию, что, в целом, вполне ожидаемо. Немного цифр для находится в Азии, сходятся во мнении эксперты. Так, за 9 меся-
шую рентабельность угольным компаниям при экспорте угля в Ки-
сравнения. Стоимость фрахта при экспорте энергетического угля
цев 2022 года доля стран Азии и Океании в общем объёме пере-
через порт Тамань в Китай и Индию ниже, чем через порт Усть-Лу-
га (на 25-50% и 65%, соответственно) за счет сокращения расстоя- возок угля морским транспортом выросла на 5,1 п.п. до 67%, в то
время как доля стран Европы снизилась на 4,4 п.п. до 15%. Также
ния морской перевозки и возможности погрузки в Тамани балкеров на 3,5 п.п. выросла доля стран Ближнего Востока, преимуществен-
ПО ИТОГАМ 2022 ГОДА ЧЕРЕЗ МОРСКИЕ УГОЛЬНЫЕ ПОРТЫ РОССИИ — УСТЬ-ЛУГА, ВАНИНО, ВОСТОЧНЫЙ, ТАМАНЬ Capesize с размером судовой партии до 220 тыс. тонн. По сравнению но за счет увеличения импорта угля Турцией на 48% до 16,6 млн
тонн, следует из материалов Infoline. Среди стран Азии в наиболь-
с экспортом через порты Северо-Запада, маршрут через порты Юга
И НАХОДКА — БЫЛО ПЕРЕВАЛЕНО 206,5 МЛН ТОНН УГЛЕЙ, ЧТО ЛИШЬ НА 1,8% БОЛЬШЕ, ЧЕМ В 2021 ГОДУ, СЛЕДУЕТ обеспечивает ускорение оборота на 15-20 дней за счет длительно- шей степени импорт угля морским транспортом из России за 9 ме-
ИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА INFOLINE-АНАЛИТИКА «ЭКСПОРТНАЯ УГОЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА сти морской перевозки и, соответственно, более высокую маржи- сяцев 2022 года нарастила Индия (в 2,1 раза до13,5 млн тонн), что
В УСЛОВИЯХ СОХРАНЕНИЯ УЗКИХ МЕСТ НА ВОСТОЧНОМ ПОЛИГОНЕ». ТАКОЙ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИРОСТ БЫЛ нальность за счет ускорения оборачиваемости, поясняется в иссле- позволило стране выйти на четвертое место в рейтинге крупней-
ших импортёров. Китай увеличил объемы на 15% до 46,4 млн тонн,
довании. Время — деньги, как хорошо известно. Рентабельность
СВЯЗАН С НЕОБХОДИМОСТЬЮ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ТРАНСФОРМИРОВАТЬ СВОИ ТОРГОВЫЕ И ЛОГИСТИЧЕСКИЕ угольных компаний при экспорте через порт Усть-Луга в зависи- в то время как Япония сократила на 40,8% до 4,9 млн тонн. Среди
ЦЕПОЧКИ, ДА И В ЦЕЛОМ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ПОСЛЕ ВВЕДЕНИЯ САНКЦИЙ НА РОССИЙСКИЕ УГЛИ СО СТОРОНЫ мости от осевой нагрузки полувагона в январе 2023 года состави- стран Европы крупнейшим импортером российского угля мор-
ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН, ЯВЛЯВШИХСЯ ТРАДИЦИОННО КРУПНЕЙШИМИ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ РОССИЙСКОГО УГЛЯ. ла 3,8-6,7%, чрез порт Мурманск – 8,1-10,4%, через порт Тамань — ским транспортом оставались Нидерланды и Германия, несмо-
12,5-14,2%, что наряду с поставками через порты Дальнего Востока тря на снижение объемов закупки на 19,9% до 9,3млн тонн и 21%
обеспечивает угольным компаниям эффективность экспорта даже до 3,6 млн тонн соответственно.
в условиях снижения цен, оптимистичны аналитики Infoline. Напротив, присутствие нашего угля на рынке Европейского Со-
нижение экспорта угля из России во II исследования. Да и в целом, без относительно санкций, с кото- Если говорить о рынке угля в России в целом, то согласно про- юза может снизиться благодаря его санкциям против России. Фак-
полугодии 2022 года, обусловленное рыми столкнулась российская экономика в 2022 году, прошлый гнозу социально-экономического развития России на 2023 год тически Европейский Союз будет пытаться заменить российским
санкционным давлением и запретом год ознаменовался резким ростом тарифов на перевозку всеми и плановый 2024 и 2025 годов, добыча угля в России к 2025 году уголь импортом из ЮАР, Австралии или откуда угодно и тем самым
на экспорт в страны ЕС (с 10 августа видами транспорта. Так, железнодорожные перевозки были может сократиться на 4,1% (от уровня 2021 года) до 421 млн тонн. будет происходить обмен рынками, занимаемых отечественны-
2022 года), а также невозможностью пе- проиндексированы на 11% в июне 2022 года, а с концом декабря По прогнозам РЭА Минэнерго, к 2024 году добыча угля в России ми угольными компаниями и их конкурентами. Полностью от угля
«Среориентировать грузопоток в страны 2021 года рост, по данным ФСГС, составил 20%. Грузовые пере- восстановится за счет увеличения добычи антрацита и коксующе- из России Европейский Союз вряд ли откажется — все-таки везти
Азиатско-Тихоокеанского региона из-за высокой загрузки Вос- возки внутренним водным и морским транспортом в декабре гося угля, а также завершения второго этапа реконструкции БАМа его по железным дорогам из нашей страны проще и дешевле, не-
точного полигона в условиях активизации строительных и ре- выросли в цене на 20,4% и 10,9% , соответственно, к уровню де- и Транссиба, а локальное снижение добычи окажет лишь ограни- жели на кораблях с других континентов», — описывает ситуацию
монтных работ, и железнодорожных подходов к портам Юга кабря 2021 года, приводят данные в Infoline-Аналитике. ченное негативное влияние на экспорт, так как обусловлено не сни- независимый эксперт Леонид Хазанов. Главные рентабельные на-
России, где инфраструктурные ограничения обострились в том Как следствие, в июне прошлого года на фоне роста тарифов жением привлекательности угля из России, а ограниченными воз- правления для поставок угля за границу сегодня также Индия и Ки-
числе в связи с увеличением пассажирских перевозок, и сопро- и отмены понижающих коэффициентов на железнодорожные пе- можностями железнодорожной инфраструктуры на подходах тай в силу их огромных аппетитов и такими они будут оставаться.
вождалось ростом логистических затрат угольных компаний ревозки, средняя стоимость перевозки угля внутри страны вырос- к портам Юга и Дальнего Востока. То же самое можно сказать и про остальных азиатских покупателей,
в связи с индексацией железнодорожного тарифа и отменой по- ла на 8,3% по сравнению с маем 2022 года и составила 381 руб/т, а на
нижающих коэффициентов на экспортные железнодорожные экспортных — на 6,2% до 1 141 руб/т груза. Это были пиковые по-
перевозки», — описывают ситуацию на угольном рынке экс- казатели роста. В среднем же, в 2022 году средняя стоимость пере-
перты Infoline- Аналитики. После введения запрета на экспорт возки угля железнодорожным транспортом на внутренних рейсах
российского угля в Европу, основными странами назначения выросла на 13,1% до 388,5 руб/т, в то время как в экспортном на-
стали Китай, Южная Корея, Турция, Индия и страны Северной правлении рост стоимости перевозки составил 31,5% до 1126 руб/т,
Африки. Изменение привычных маршрутов ожидаемо привело приводят пример составители исследования.
к увеличению сроков и стоимости транспортировки углей. Так, Не слишком большую поддержку может пока оказать угольщи-
например, при отправке из портов Северо-Запада в Турцию или кам в решении логистической проблемы и Восточный полигон. «В
Египет вместо Северной Европы стоимость фрахта в пересчете условиях сохранения узких мест на Восточном полигоне (экспорт
на тонну вырастает в 2-2,5раза, а расстояние и сроки перевоз- угля через порты Дальнего Востока в условиях расширения про-
ки по морю — с 10-12 дней до 28-30 дней, следует из материалов возных мощностей в 2023 году увеличивается в основном за счет
дополнительных объемов из регионов Дальнего Востока, в то вре-
мя как отправки из Кемеровской области в 2022 году сократились
С 2023 года произошла индексация грузовых на 3,1 млн тонн до 53 млн тонн и по соглашению с РЖД заплани-
рованы на 2023 год в объеме 53,1 млн тонн, рост затрат при осу-
железнодорожных тарифов на 10%. ществлении морских перевозок через порты Северо-Запада, увели-
80 81