Page 70 - №2-3 (5) 2023
P. 70

№ 2-3 (5) осень 2023 г.                                                                                                                                                                                                                          № 2-3 (5) осень 2023 г.


                     Сформированная в России система                                                                                                   Значительно более низкой была заработная плата инженеров,   ко известная в мире технология, позволяющая технологизировать
                     подготовки инженерных  кадров,                                                                                                 занятых в промышленности. Положение работавших там специа-  творческий процесс, которая представляет собой уникальную си-
                                                                                                                                                                                                          стему высокоэффективных изобретательских инструментов, а так-
                                                                                                                                                    листов зависело от степени конкуренции с практиками и иностран-
                     начало которой было положено Петром                                                                                            ными специалистами. Средний заработок инженера в  1915  г. со-  же и другие известные в мире творческие техники.
                     I, позволила России занять достойное                                                                                           ставлял 1.5 — 2 тыс. рублей в год. Несколько выше была заработная   КРАТКАЯ СПРАВКА О ТРИЗ.
                                                                                                                                                    плата в Юго-Западном крае.
                     место в мировой инженерной школе.                                                                                                 Русская инженерная школа с момента ее становления принци-
                     Всему миру стали известны выдающихся                                                                                           пиально основывалась на единстве триады образование — наука —      Либо ты занят инновациями, либо ты исчезаешь.
                                                                                                                                                                                                                                                    Ф. Котлер
                                                                                                                                                    промышленность при ведущей роли ее промышленной компонен-
                                                                                                                                                                                                             Идея о  том, что при решении сложной, неординарной про-
                     русских инженеров: В. Г. Шухова                                                                                                ты. Именно на этих принципах более чем через сто лет в СССР была   блемы, можно успешно думать по  алгоритму, обычно встречает
                                                                                                                                                    сформирована концепция генерального конструктора сложной
                     и А.С. Попова, П.Л. Шиллинга                                                                                                   технической системы. Благодаря русской инженерной школе и си-  жесткое сопротивление. «Как же можно творчески думать по пра-
                     и Б.С. Якоби, Н.И. Лобачевского                                                                                                стеме инженерного образования в России стало возможно созда-  вилам? Там, где алгоритм, там шаблон, там нет места творчеству!
                                                                                                                                                                                                          Для простых повседневных задач возможно какие-то схемы и го-
                                                                                                                                                    ние железнодорожной отрасли в 40–80-х годах XIX века и атомной
                     и П.Л. Чебышева, Н.Н. Бенардоса                                                                                                и ракетно-космической отраслей в 40–80-х годах ХХ века. Эти два   дятся, но  для нестандартных, для инновационных  — нет! Та-
                     и Н.Г. Славянова и многих других.                                                                                              технологических прорыва на длительное время обеспечили вхож-  лантливое мышление  — это озарение, свободный полет фанта-
                                                                                                                                                    дение России в число промышленных стран-лидеров, а также внес-
                                                                                                                                                                                                          зии!» — Таково общераспространенное убеждение. Однако были
                                                                                                                                                    ли огромный вклад в построение той технической среды, в которой   времена — до 16 века, когда решение квадратного уравнения было
                                                                                                                                                    человечество живет сегодня.                           творчеством, если не полетом фантазии, то, по крайней мере, побе-
                       ции» Н.Е. Жуковский только на 65 году жизни был удостоен звания                                                                 Состояние современного мира постоянно дает новые вызовы для
                       инженер. «... принимая во внимание выдающиеся научные труды                                                                  России и стран ЕАЭС. России сегодня необходимо срочно закреплять   Метод ТРИЗ в наши дни стал
                       в области частной и прикладной механики заслуженного профессо-                                                               свой статус самодостаточной страны, повышать конкурентоспособ-
                       ра, действительного статского советника Н.Е. Жуковского, на засе-                                                            ность страны в мире, ориентироваться на развитие собственной ин-  популярен среди продвинутой части
                       дании своем 1 ноября 1910 г. постановил удостоить его, Жуковско-                                                             новационной экономики и на превращение Российской Федерации
                       го, почетного звания инженера-механика», — записано в протоколе                                                              в эффективное, инновационное государство с высоким интеллекту-  инженерного сообщества и используется
                       Ученого совета Императорского московского технического учили-                                                                альным и созидательным человеческим капиталом.                 известными мировыми корпорациями,
                       ща (ныне МВТУ им. Баумана).                                                                                                     Эта задача требует решения комплекса подзадач, как тактиче-
                         Дальнейшее развитие инженерного дела вскрывает очередную                                                                   ского, так и стратегического характера.                        такими как Samsung, LG, Kodak, Ford
                       проблему. Учитывая характер инженерной деятельности — посто-                                                                    Одна из таких задач — низкая эффективность образования —    Motors, General Motors, Intel, Xerox,
                       янный поиск решения технических и технологических задач с уче-                                                               проблема, решение которой волнует весь мир. Основным капита-
                       том новых достижений науки и техники, а также контроль за соблю-                                                             лом развитых стран становится не столько материальные активы,   Posco, Unisys, 3M, Rockwell Int.,
                       дением требований производства, вызвали необходимость иметь                                                                  сколько интеллектуальная собственность. Наибольшую прибыль     Motorola, Johnson&Johnson, Gillette,
                       в звене — изобретательство — проектирование — создание техни-                                                                приносят изобретения, инновации, «ноу-хау». Причем важны и аб-
                       ческой структуры — эксплуатация — управление производством                                                                   солютно новые бизнес-идеи, и технологические разработки, и орга-  Procter&Gamble и многими другими.
                       новой фигуры  — помощник инженера (младший технический                                                                       низация бизнес-процессов.
                       специалист). Основной функцией этих специалистов было — осу-                                                                    Сегодня образование не  успевает за  жизнью. Технологиче-
                       ществление надежной квалифицированной связи между инжене-                                                                    ские и  научные парадигмы меняются в  течение одного поколе-  дой интуиции. Формула Виета превратила это творчество в рутин-
                       ром (занимающимся инновационной деятельностью) и  рабочим,                                                                   ния. Однако, в  ВУЗах идет подготовка инженеров-исполнителей,   ный процесс. Но творчество в математике после этого не исчезло,
                       реализующим его идеи. Для подготовки специалистов такого ранга                                                               «инженеров-копировщиков» и  вообще отсутствует подготовка   а продвинулось на более высокий уровень.
                       был создан новый тип технических учебных заведений — техникум.                                                               созидателей — инженеров-творцов, инженеров-инноваторов и ин-  Именно такой алгоритмической методикой, поднимающей
                         Задачи, которые приходилось решать российским инженерам                                                                    новационных предпринимателей. То  есть школьное и  вузовское   творческое мышление инноватора на более высокие уровни, явля-
                       в начале XX в., требовали, по мнению современников, не только тех-                                                           образование не отвечает на современные — и, тем более, — на бу-  ется ТРИЗ.
                       нического знания и мышления, но и экономического, социологиче-                                                               дущие вызовы. Кроме того: научить детей жить, в стремительно ме-  ТРИЗ — Теория Решения Изобретательских Задач — метод соз-
                       ского, юридического, политического, этического, а стало быть и фи-                                                           няющемся мире, должны люди, которые сами не готовы к этому   дания технических и технологических инноваций, развивавшийся
                       лософского мышления. Его отсутствие вело к тому, что инженеры                                                                «миру будущего».                                      в СССР с начала 50х годов, получивший в 21 веке признание во всем
                       не могли ни себе, ни другим разъяснить, что в современном мире                                                                  И как результат, инновационный процесс в стране имеет низ-  мире и активно используемый в наши дни, как на Западе, так и на
                       функции инженера необходимо рассматривать гораздо шире, чем                                                                  кую эффективность, отсутствуют оригинальные, прорывные про-  Востоке.
                       это было раньше, что с развитием машинного производства функ-                                                                екты, снижается качество НИР и «уровень проектности». Решение   ТРИЗ была создана советским инженером, изобретателем, уче-
                       ции инженера лежат в самом центре государственного механизма.                                                                современных задач требует системного подхода, умения прогнози-  ным и писателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его учени-
                         Характеризуя положение инженеров в обществе России нака-                                                                   ровать и работать в рамках новых технологических укладов, нахо-  ками путем сорокалетнего анализа и обобщения гигантского мас-
                       нуне октября 1917 г., когда престиж инженерной деятельности по-                                                              дить эффективные идеи, внедрять их и видеть отдаленные послед-  сива патентной информации. В  этой грандиозной практической
                       стоянно рос, необходимо остановиться и на материальном их по-                                                                ствия решений.                                        работе и  состоит изначальное отличие ТРИЗ от  ряда описанных
                       ложении.                                                                                                                        Повторим, в настоящее время ни вузовское, ни школьное обра-  в литературе «изобретательских» методик. В 70-80-е годы в различ-
                         Наиболее высокооплачиваемыми среди инженеров были инже-                                                                    зование таким требованиям не удовлетворяют. Сегодня в России   ных городах СССР были проведены сотни семинаров по ТРИЗ для
                       неры-путейцы. Средняя зарплата на строительстве железных дорог                                                               «учат не тех, не тому, и не так».                     инженеров и конструкторов. Были решены тысячи реальных тех-
                       составляла 2.4 — 3.6 тыс. рублей в год. Они пользовались экипажем                                                               В тоже время, история развития стран-лидеров в мире за по-  нических и производственных задач, многие из которых считались
                       и получали проценты с прибыли. На частных дорогах, как правило,                                                              следние триста лет показывает, что своими технологическими, эко-  ранее «неразрешимыми» и не трогались годами. Особенно активно
                       оплата была еще выше.                                                                                                        номическими и политическими достижениями они были обязаны   использовалась методика ТРИЗ в «оборонке».
                         Высоко оплачивался и  труд горных инженеров. Если началь-                                                                  стратегиям развития, среди которых главенствующую роль играло   ТРИЗ — это системная методика, основанная на знании за-
                       ствующий  состав  получал  4  —  8  тыс.  рублей  в  год,  то  средние                                                       кардинальное изменение системы образования, как в средней, так   кономерностей развития различных систем: технических и со-
                       чины — 1.4 — 2.8 тыс. рублей. Горные инженеры тоже пользовались                                                              и в высшей школе.                                     циальных, а также на использовании приемов и методик, выяв-
                       экипажем, казенной квартирой и процентной прибавкой за выслу-                                                                   В качестве основы при обучении должна использоваться ТРИЗ   ленных при анализе эффективных решений. Общая философия
                       гу лет.                                                                                                                      (теория решения изобретательских задач), единственная, широ-  ТРИЗ и ее инструменты основаны на объективных закономер-



           66                                                                                                                                                                                                                                                         67
   65   66   67   68   69   70   71   72   73   74   75