Page 70 - №2-3 (5) 2023
P. 70
№ 2-3 (5) осень 2023 г. № 2-3 (5) осень 2023 г.
Сформированная в России система Значительно более низкой была заработная плата инженеров, ко известная в мире технология, позволяющая технологизировать
подготовки инженерных кадров, занятых в промышленности. Положение работавших там специа- творческий процесс, которая представляет собой уникальную си-
стему высокоэффективных изобретательских инструментов, а так-
листов зависело от степени конкуренции с практиками и иностран-
начало которой было положено Петром ными специалистами. Средний заработок инженера в 1915 г. со- же и другие известные в мире творческие техники.
I, позволила России занять достойное ставлял 1.5 — 2 тыс. рублей в год. Несколько выше была заработная КРАТКАЯ СПРАВКА О ТРИЗ.
плата в Юго-Западном крае.
место в мировой инженерной школе. Русская инженерная школа с момента ее становления принци-
Всему миру стали известны выдающихся пиально основывалась на единстве триады образование — наука — Либо ты занят инновациями, либо ты исчезаешь.
Ф. Котлер
промышленность при ведущей роли ее промышленной компонен-
Идея о том, что при решении сложной, неординарной про-
русских инженеров: В. Г. Шухова ты. Именно на этих принципах более чем через сто лет в СССР была блемы, можно успешно думать по алгоритму, обычно встречает
сформирована концепция генерального конструктора сложной
и А.С. Попова, П.Л. Шиллинга технической системы. Благодаря русской инженерной школе и си- жесткое сопротивление. «Как же можно творчески думать по пра-
и Б.С. Якоби, Н.И. Лобачевского стеме инженерного образования в России стало возможно созда- вилам? Там, где алгоритм, там шаблон, там нет места творчеству!
Для простых повседневных задач возможно какие-то схемы и го-
ние железнодорожной отрасли в 40–80-х годах XIX века и атомной
и П.Л. Чебышева, Н.Н. Бенардоса и ракетно-космической отраслей в 40–80-х годах ХХ века. Эти два дятся, но для нестандартных, для инновационных — нет! Та-
и Н.Г. Славянова и многих других. технологических прорыва на длительное время обеспечили вхож- лантливое мышление — это озарение, свободный полет фанта-
дение России в число промышленных стран-лидеров, а также внес-
зии!» — Таково общераспространенное убеждение. Однако были
ли огромный вклад в построение той технической среды, в которой времена — до 16 века, когда решение квадратного уравнения было
человечество живет сегодня. творчеством, если не полетом фантазии, то, по крайней мере, побе-
ции» Н.Е. Жуковский только на 65 году жизни был удостоен звания Состояние современного мира постоянно дает новые вызовы для
инженер. «... принимая во внимание выдающиеся научные труды России и стран ЕАЭС. России сегодня необходимо срочно закреплять Метод ТРИЗ в наши дни стал
в области частной и прикладной механики заслуженного профессо- свой статус самодостаточной страны, повышать конкурентоспособ-
ра, действительного статского советника Н.Е. Жуковского, на засе- ность страны в мире, ориентироваться на развитие собственной ин- популярен среди продвинутой части
дании своем 1 ноября 1910 г. постановил удостоить его, Жуковско- новационной экономики и на превращение Российской Федерации
го, почетного звания инженера-механика», — записано в протоколе в эффективное, инновационное государство с высоким интеллекту- инженерного сообщества и используется
Ученого совета Императорского московского технического учили- альным и созидательным человеческим капиталом. известными мировыми корпорациями,
ща (ныне МВТУ им. Баумана). Эта задача требует решения комплекса подзадач, как тактиче-
Дальнейшее развитие инженерного дела вскрывает очередную ского, так и стратегического характера. такими как Samsung, LG, Kodak, Ford
проблему. Учитывая характер инженерной деятельности — посто- Одна из таких задач — низкая эффективность образования — Motors, General Motors, Intel, Xerox,
янный поиск решения технических и технологических задач с уче- проблема, решение которой волнует весь мир. Основным капита-
том новых достижений науки и техники, а также контроль за соблю- лом развитых стран становится не столько материальные активы, Posco, Unisys, 3M, Rockwell Int.,
дением требований производства, вызвали необходимость иметь сколько интеллектуальная собственность. Наибольшую прибыль Motorola, Johnson&Johnson, Gillette,
в звене — изобретательство — проектирование — создание техни- приносят изобретения, инновации, «ноу-хау». Причем важны и аб-
ческой структуры — эксплуатация — управление производством солютно новые бизнес-идеи, и технологические разработки, и орга- Procter&Gamble и многими другими.
новой фигуры — помощник инженера (младший технический низация бизнес-процессов.
специалист). Основной функцией этих специалистов было — осу- Сегодня образование не успевает за жизнью. Технологиче-
ществление надежной квалифицированной связи между инжене- ские и научные парадигмы меняются в течение одного поколе- дой интуиции. Формула Виета превратила это творчество в рутин-
ром (занимающимся инновационной деятельностью) и рабочим, ния. Однако, в ВУЗах идет подготовка инженеров-исполнителей, ный процесс. Но творчество в математике после этого не исчезло,
реализующим его идеи. Для подготовки специалистов такого ранга «инженеров-копировщиков» и вообще отсутствует подготовка а продвинулось на более высокий уровень.
был создан новый тип технических учебных заведений — техникум. созидателей — инженеров-творцов, инженеров-инноваторов и ин- Именно такой алгоритмической методикой, поднимающей
Задачи, которые приходилось решать российским инженерам новационных предпринимателей. То есть школьное и вузовское творческое мышление инноватора на более высокие уровни, явля-
в начале XX в., требовали, по мнению современников, не только тех- образование не отвечает на современные — и, тем более, — на бу- ется ТРИЗ.
нического знания и мышления, но и экономического, социологиче- дущие вызовы. Кроме того: научить детей жить, в стремительно ме- ТРИЗ — Теория Решения Изобретательских Задач — метод соз-
ского, юридического, политического, этического, а стало быть и фи- няющемся мире, должны люди, которые сами не готовы к этому дания технических и технологических инноваций, развивавшийся
лософского мышления. Его отсутствие вело к тому, что инженеры «миру будущего». в СССР с начала 50х годов, получивший в 21 веке признание во всем
не могли ни себе, ни другим разъяснить, что в современном мире И как результат, инновационный процесс в стране имеет низ- мире и активно используемый в наши дни, как на Западе, так и на
функции инженера необходимо рассматривать гораздо шире, чем кую эффективность, отсутствуют оригинальные, прорывные про- Востоке.
это было раньше, что с развитием машинного производства функ- екты, снижается качество НИР и «уровень проектности». Решение ТРИЗ была создана советским инженером, изобретателем, уче-
ции инженера лежат в самом центре государственного механизма. современных задач требует системного подхода, умения прогнози- ным и писателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его учени-
Характеризуя положение инженеров в обществе России нака- ровать и работать в рамках новых технологических укладов, нахо- ками путем сорокалетнего анализа и обобщения гигантского мас-
нуне октября 1917 г., когда престиж инженерной деятельности по- дить эффективные идеи, внедрять их и видеть отдаленные послед- сива патентной информации. В этой грандиозной практической
стоянно рос, необходимо остановиться и на материальном их по- ствия решений. работе и состоит изначальное отличие ТРИЗ от ряда описанных
ложении. Повторим, в настоящее время ни вузовское, ни школьное обра- в литературе «изобретательских» методик. В 70-80-е годы в различ-
Наиболее высокооплачиваемыми среди инженеров были инже- зование таким требованиям не удовлетворяют. Сегодня в России ных городах СССР были проведены сотни семинаров по ТРИЗ для
неры-путейцы. Средняя зарплата на строительстве железных дорог «учат не тех, не тому, и не так». инженеров и конструкторов. Были решены тысячи реальных тех-
составляла 2.4 — 3.6 тыс. рублей в год. Они пользовались экипажем В тоже время, история развития стран-лидеров в мире за по- нических и производственных задач, многие из которых считались
и получали проценты с прибыли. На частных дорогах, как правило, следние триста лет показывает, что своими технологическими, эко- ранее «неразрешимыми» и не трогались годами. Особенно активно
оплата была еще выше. номическими и политическими достижениями они были обязаны использовалась методика ТРИЗ в «оборонке».
Высоко оплачивался и труд горных инженеров. Если началь- стратегиям развития, среди которых главенствующую роль играло ТРИЗ — это системная методика, основанная на знании за-
ствующий состав получал 4 — 8 тыс. рублей в год, то средние кардинальное изменение системы образования, как в средней, так кономерностей развития различных систем: технических и со-
чины — 1.4 — 2.8 тыс. рублей. Горные инженеры тоже пользовались и в высшей школе. циальных, а также на использовании приемов и методик, выяв-
экипажем, казенной квартирой и процентной прибавкой за выслу- В качестве основы при обучении должна использоваться ТРИЗ ленных при анализе эффективных решений. Общая философия
гу лет. (теория решения изобретательских задач), единственная, широ- ТРИЗ и ее инструменты основаны на объективных закономер-
66 67