Page 68 - №2-3 (5) 2023
P. 68

№ 2-3 (5) осень 2023 г.                                                                                                                                                                                                                          № 2-3 (5) осень 2023 г.



                                                                                                                                                    ческий. Здесь популяризировали успехи отечественной и мировой   Формированию русской инженерной
                       Александр Хребтов, Вице-президент Национальной Технологической Палаты, Сооснователь Евразийской школы технологий творчества. www.eastt.ru   науки и техники, читали публичные лекции, устраивали отдельные
                                                                                                                                                    выставки машин и приборов.                                     школы способствовали и довольно
                                                                                                                                                                                                                   многочисленные отечественные научно-
                                                                                                                                                       С целью преодолеть сильную зависимость русской промышлен-
         ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКОЙ                                                                                                                        ности от иностранных специалистов, русское правительство в кон-  технические журналы, начавшие
                                                                                                                                                    це XIX в. обратило пристальное внимание на развитие системы выс-
                                                                                                                                                    шего технического образования. В разработанном «Проекте общего
                                                                                                                                                                                                                   выходить в России с 1825 года. Наиболее
                                                                                                                                                    нормального плана промышленного образования в России» отра-
                                                                                                                                                    жена та ситуация, которая связана с засильем иностранных специ-
                                                                                                                                                    алистов: «Нельзя не принять в соображение, что у нас и поныне   серьезными  из них были «Горный
                                                                                                                                                                                                                   журнал», «Журнал путей сообщения»,
              ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЫ                                                                                                                      и мастера, заведующие отдельными частями производств, большей   «Журнал мануфактур и торговли»,
                                                                                                                                                    технические руководители в больших промышленных заведениях
                                                                                                                                                    частью суть иностранцы, которые лишь в самых редких, исключи-
                                                                                                                                                                                                                   «Инженерные записки».
                                                                                                                                                    тельных ситуациях благосклонно относятся к коренным русским,
                                                                                                                                                    желающим приобрести в мастерской практические познания, могу-
                                                                                                                                                    щие сделать их способными заменить иностранцев».
                                                                                                                                                                                                             Важную роль в политехническом образовании России сыгра-
                                                                                                                                                       Промышленность России делилась в это время на два сектора:   ли выдающиеся инженеры И.А. Вышеградский, Н.П. Петров, Д.И.
                                                                                                                                                    отечественный и  концессионный. Предприниматели-иностранцы
        — КАК ЛОКОМОТИВ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО                                                                                                                не брали на свои заводы русских специалистов, не доверяя их ква-  Менделеев, В.Л. Кирпичев и др. Крупнейшие в стране технические
                                                                                                                                                                                                          школы — Харьковский технологический институт, Киевский поли-
                                                                                                                                                    лификации и стремясь сохранить секреты технологии. Инженеры
                                                                                                                                                    на такие предприятия выписывались, как правило, из-за границы.
                                                                                                                                                                                                          технический институт и  механическое отделение Петербургского
                                                                                                                                                       Подготовкой инженерных кадров в конце XIX в. в России зани-
                                                                                                                                                                                                          политехнического института обязаны своим возникновением Кир-
                              РАЗВИТИЯ СТРАН ЕАЭС                                                                                                   мались шесть вузов: Николаевское главное инженерное училище,   пичеву Виктору Львовичу. Уже в то время он доказывал, что подго-
                                                                                                                                                                                                          товка настоящих инженерных кадров идет не «от книги к человеку»,
                                                                                                                                                    Михайловское артиллерийское училище, Морской кадетский кор-
                                                                                                                                                                                                          а от «человека к человеку». Языком инженера он называл черчение.
                                                                                                                                                    пус, Институт корпуса инженеров путей сообщений, Институт кор-
                                                                                                                                                                                                             Дипломированный инженер в России — звание высокое и обя-
                                                                                                                                                    пуса горных инженеров, Строительное училище главного управле-
                                                                                                                                                                                                          зывающее. Так, выдающийся русский инженер, «отец русской авиа-
                                                                                                                                                    ния путей сообщений и публичных зданий.
                   НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ ЕВРАЗИЙСКОЙ ШКОЛЫ ТЕХНОЛОГИЙ ТВОРЧЕСТВА НА СЕГОДНЯШНИЙ
                   ДЕНЬ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОЕКТ «ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЫ», БОЛЕЕ ШИРОКО: «НОВОЕ
                   ПОКОЛЕНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ЭЛИТЫ ДЛЯ РОССИИ» (ТВОРЧЕСКОЕ ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С ДЕТСТВА,
                   КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ РОССИИ), ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ
                   ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНОЙ ЭЛИТЫ СТРАН, СПОСОБНОЙ СОЗДАВАТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПРОРЫВНЫЕ
                   ТЕХНОЛОГИИ, ТЕХНИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ В ВАЖНЫХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СТРАН СФЕРАХ.


                                 рамках Проекта предполагается подготовка в массо-  Русского оружия не меркнет в веках! Понятие «инженер» пришло
                                вом порядке инженерной и научно-инженерной эли-  в Россию в виде термина «ingeniur». Первым его употребил россий-
                                ты страны с раннего детства. Для этого предлагается   ский философ-просветитель, один из советников «ученой дружи-
                                перейти от обучения знаниям — к обучению методам   ны» Петра I Василий Никитич Татищев. Просвещая «российский
                                поиска новых решений и получению навыков реше-  люд» по  этому вопросу он  «разъяснял: «ингениуры  — это такие
                      Вния реальных творческих, инновационных проблем.      люди,»... которые... острый смысл имеют... особливо к  механике
                                                                            и всяким хитрым вымыслам...».
                         Определение из Википедии:                             К сожалению, Пётр I ввёл на Руси пагубную традицию «техно-
                             ́
                       Инженерное дело,  инженерия (от  фр.  ingénierie ← от  лат.   логического» преклонения перед «западом» (Западно-Европейца-
                                            ́
                                   ́
                       ingenium — «искусность» и лат. ingeniare — «изловчиться, раз-  ми и США), бесперспективный импорт технологий и приглашение
                       работать» — «изобретательность», «выдумка», «знания», «искус-  иностранных специалистов на ключевые позиции в науке и инду-
                       ный») также инженерная деятельность, инженерно-техническая   стриальном производстве, что сильно осложнило жизнь Русским
                                            ́
                                       ́
                                                            ́
                                                                   ́
                       деятельность, инженерное искусство — область технической де-  изобретателям-самородкам. Ломоносов, Кулибин, Черепанов, По-
                        ́
                                               ́
                                       ́
                       ятельности, включающая в  себя целый ряд специализирован-  пов, Можайский, Жуковский  — имена Русских инженеров, раз-
                       ных областей и дисциплин, направленная на практическое при-  работки которых имеют абсолютный приоритет в мире, но не по-
                       ложение и  применение  научных, экономических, социальных   лучили признания в  Российской Империи, где главенствовали
                       и  практических знаний с  целью обращения  природных ресур-  иностранцы.
                       сов на пользу человека                                  В 1866 году было создано Русское Техническое общество, ста-
                                                                            вившее  перед собой широкие  задачи влияния  на  промышленное
                         Историческая справка                               и общекультурное развитие России. Оно принимало участие в под-
                         В русской армии XVI века инженеры назывались «розмысла-  готовке русских разделов на зарубежных выставках, специализиро-
                       ми». История Русского инженерного корпуса в допетровское вре-  ванных выставок внутри страны, проводило конференции, выпу-
                       мя скрыто глубокой тайной, хотя и во-времена Ивана Грозного Рус-  скало книги. По его инициативе в начале 70-х годов в Петербурге
                       ская артиллерия и фортификация были на высоком уровне, а слава   был открыт Музей прикладных знаний, а в Москве — Политехни-
           64                                                                                                                                                                                                                                                         65
   63   64   65   66   67   68   69   70   71   72   73