Page 68 - №2-3 (5) 2023
P. 68
№ 2-3 (5) осень 2023 г. № 2-3 (5) осень 2023 г.
ческий. Здесь популяризировали успехи отечественной и мировой Формированию русской инженерной
Александр Хребтов, Вице-президент Национальной Технологической Палаты, Сооснователь Евразийской школы технологий творчества. www.eastt.ru науки и техники, читали публичные лекции, устраивали отдельные
выставки машин и приборов. школы способствовали и довольно
многочисленные отечественные научно-
С целью преодолеть сильную зависимость русской промышлен-
ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКОЙ ности от иностранных специалистов, русское правительство в кон- технические журналы, начавшие
це XIX в. обратило пристальное внимание на развитие системы выс-
шего технического образования. В разработанном «Проекте общего
выходить в России с 1825 года. Наиболее
нормального плана промышленного образования в России» отра-
жена та ситуация, которая связана с засильем иностранных специ-
алистов: «Нельзя не принять в соображение, что у нас и поныне серьезными из них были «Горный
журнал», «Журнал путей сообщения»,
ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЫ и мастера, заведующие отдельными частями производств, большей «Журнал мануфактур и торговли»,
технические руководители в больших промышленных заведениях
частью суть иностранцы, которые лишь в самых редких, исключи-
«Инженерные записки».
тельных ситуациях благосклонно относятся к коренным русским,
желающим приобрести в мастерской практические познания, могу-
щие сделать их способными заменить иностранцев».
Важную роль в политехническом образовании России сыгра-
Промышленность России делилась в это время на два сектора: ли выдающиеся инженеры И.А. Вышеградский, Н.П. Петров, Д.И.
отечественный и концессионный. Предприниматели-иностранцы
— КАК ЛОКОМОТИВ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО не брали на свои заводы русских специалистов, не доверяя их ква- Менделеев, В.Л. Кирпичев и др. Крупнейшие в стране технические
школы — Харьковский технологический институт, Киевский поли-
лификации и стремясь сохранить секреты технологии. Инженеры
на такие предприятия выписывались, как правило, из-за границы.
технический институт и механическое отделение Петербургского
Подготовкой инженерных кадров в конце XIX в. в России зани-
политехнического института обязаны своим возникновением Кир-
РАЗВИТИЯ СТРАН ЕАЭС мались шесть вузов: Николаевское главное инженерное училище, пичеву Виктору Львовичу. Уже в то время он доказывал, что подго-
товка настоящих инженерных кадров идет не «от книги к человеку»,
Михайловское артиллерийское училище, Морской кадетский кор-
а от «человека к человеку». Языком инженера он называл черчение.
пус, Институт корпуса инженеров путей сообщений, Институт кор-
Дипломированный инженер в России — звание высокое и обя-
пуса горных инженеров, Строительное училище главного управле-
зывающее. Так, выдающийся русский инженер, «отец русской авиа-
ния путей сообщений и публичных зданий.
НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ ЕВРАЗИЙСКОЙ ШКОЛЫ ТЕХНОЛОГИЙ ТВОРЧЕСТВА НА СЕГОДНЯШНИЙ
ДЕНЬ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОЕКТ «ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЫ», БОЛЕЕ ШИРОКО: «НОВОЕ
ПОКОЛЕНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ЭЛИТЫ ДЛЯ РОССИИ» (ТВОРЧЕСКОЕ ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С ДЕТСТВА,
КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ РОССИИ), ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ
ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНОЙ ЭЛИТЫ СТРАН, СПОСОБНОЙ СОЗДАВАТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПРОРЫВНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ, ТЕХНИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ В ВАЖНЫХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СТРАН СФЕРАХ.
рамках Проекта предполагается подготовка в массо- Русского оружия не меркнет в веках! Понятие «инженер» пришло
вом порядке инженерной и научно-инженерной эли- в Россию в виде термина «ingeniur». Первым его употребил россий-
ты страны с раннего детства. Для этого предлагается ский философ-просветитель, один из советников «ученой дружи-
перейти от обучения знаниям — к обучению методам ны» Петра I Василий Никитич Татищев. Просвещая «российский
поиска новых решений и получению навыков реше- люд» по этому вопросу он «разъяснял: «ингениуры — это такие
Вния реальных творческих, инновационных проблем. люди,»... которые... острый смысл имеют... особливо к механике
и всяким хитрым вымыслам...».
Определение из Википедии: К сожалению, Пётр I ввёл на Руси пагубную традицию «техно-
́
Инженерное дело, инженерия (от фр. ingénierie ← от лат. логического» преклонения перед «западом» (Западно-Европейца-
́
́
ingenium — «искусность» и лат. ingeniare — «изловчиться, раз- ми и США), бесперспективный импорт технологий и приглашение
работать» — «изобретательность», «выдумка», «знания», «искус- иностранных специалистов на ключевые позиции в науке и инду-
ный») также инженерная деятельность, инженерно-техническая стриальном производстве, что сильно осложнило жизнь Русским
́
́
́
́
деятельность, инженерное искусство — область технической де- изобретателям-самородкам. Ломоносов, Кулибин, Черепанов, По-
́
́
́
ятельности, включающая в себя целый ряд специализирован- пов, Можайский, Жуковский — имена Русских инженеров, раз-
ных областей и дисциплин, направленная на практическое при- работки которых имеют абсолютный приоритет в мире, но не по-
ложение и применение научных, экономических, социальных лучили признания в Российской Империи, где главенствовали
и практических знаний с целью обращения природных ресур- иностранцы.
сов на пользу человека В 1866 году было создано Русское Техническое общество, ста-
вившее перед собой широкие задачи влияния на промышленное
Историческая справка и общекультурное развитие России. Оно принимало участие в под-
В русской армии XVI века инженеры назывались «розмысла- готовке русских разделов на зарубежных выставках, специализиро-
ми». История Русского инженерного корпуса в допетровское вре- ванных выставок внутри страны, проводило конференции, выпу-
мя скрыто глубокой тайной, хотя и во-времена Ивана Грозного Рус- скало книги. По его инициативе в начале 70-х годов в Петербурге
ская артиллерия и фортификация были на высоком уровне, а слава был открыт Музей прикладных знаний, а в Москве — Политехни-
64 65