Page 65 - №2-3 (5) 2023
P. 65

№ 2-3 (5) осень 2023 г.                                                                                           № 2-3 (5) осень 2023 г.




 И.А.  Близнец, доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН, заведующего кафедрой интеллектуальной собственности Московского университета
 им. А.С. Грибоедова, профессор кафедры интеллектуальных прав МГЮА им. Кутафина, член кафедры ЮНЕСКО.
 М. В.  Тюнин, кандидат юридических наук, доцент кафедры таможенных доходов и тарифного регулирования факультета таможенного дела Российской таможенной
 академии, главный эксперт отдела обеспечения правовой защиты интересов государства Федеральной службы по интеллектуальной собственности.


 ПЕРСПЕКТИВЫ







 РАЗВИТИЯ







 ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ



 И ПРАВА В ЕАЭС






 В НАСТОЯЩЕЙ СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА В СТРАНАХ   жение в  текстах национальных нормативных правовых актов,   •   цифровизация промышленности и  электроэнергетики;
            программных документах и отдельных решениях органов госу-
                                                                        цифровизация транспорта и логистики;
 ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ И В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ. В ЭТОЙ СВЯЗИ ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ АСПЕКТОМ   дарственной власти в странах ЕАЭС.   •   цифровизация сельского хозяйства;
 ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ РАЗВИТИЕ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПОДХОДОВ НА ГАРМОНИЗАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ   В  мировом сообществе, к  примеру, законодатели Велико-  •   развитие электронной торговли;
 НА НАДНАЦИОНАЛЬНОМ И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ В СТРАНАХ ЕАЭС. В КАЧЕСТВЕ ОБЪЕКТА   британии пошли по пути нормативного закрепления отдельных   •   развитие финансовых технологий и безналичных платежей;
                                                                    •
            элементов цифровой экономике в тексте закона, органы легис-
                                                                        государство — гражданам;
 ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫСТУПИЛИ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЕАЭС, ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОТОРЫЕ ПРИОБРЕТАЮТ   латуры Республики Молдова приняли ряд нормативных актов,   •   государство — бизнесу;
 ПРИ СОПРЯЖЕНИИ И ПОДГОТОВКЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ НА НАДНАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ.  направленных на правовую регламентацию отношений в сфере   •   цифровизация внутренней деятельности государствен-
            цифровизации.                                               ных органов;
               Необходимо обратить внимание на опыт Южной Кореи, кото-  •   «умные» города.
            рая является одним из наиболее технологически развитых госу-  В  настоящее  время  в  Республике  Казахстан  ведется  актив-
 опросы цифровой экономики и  права в  странах   Представляется, что с учетом развития интеграционных про-  дарств в мировом сообществе. В настоящее время правительством   ная работа по внесению изменений в ряд законодательных актов
 дальнего зарубежья и  в Евразийском экономиче-  цессов в ЕАЭС, особое значение приобретает сопряжение и под-  Южной Кореи ведется активная работа по трансформации нацио-  по различным направлениям применения и внедрения цифро-
 ском союзе являются предметом стратегических,   готовка нормативно-правовых концепций на  национальном   нальной экономики в цифровую форму. В рамках основных госу-  вых технологий. Вместе с тем, такие государства как Республика
 концептуальных, а  также нормативно-правовых   уровне с актами, вырабатываемыми в рамках ЕАЭС. Особенно   дарственных программ и инициатив осуществляется привлечение   Беларусь и Республика Узбекистан избрали иной путь развития
 концепций и решений, принимаемых как на между-  важно, что это должно учитываться в процессе разработки и со-  финансовых инвестиций и государственных бюджетных средств   правового регулирования элементов цифровой экономики — это
 Внародно-правовом уровне в странах ЕАЭС, так и на   вершенствования национального правового регулирования, ко-  в основные области цифровой экономики такие как интернет ве-  подзаконное регулирование. Представляется, что анализ подза-
 уровне соответствующих международных объединений. В связи   торое должно быть гармонизировано с основными международ-  щей, искусственный интеллект, большие данные, а также техноло-  конных актов вышеназванных государств позволяет выявить
 И.А. Близнец
 с чем очень важным аспектом представляется развитие осново-  но-правовыми  актами,  носящими  юридически  обоснованный   гии аугментированной (дополненной) реальности.  особенности модели подзаконного регулирования правовых от-
 полагающих подходов на гармонизации нормативных докумен-  и обязательный характер, действующими в ЕАЭС.  В Государственной программе «Цифровой Казахстан», утверж-  ношений, возникающих в  связи с  развитием цифровой эконо-
 тов на наднациональном и внутригосударственном уровнях, по-  В целом, анализ национального законодательного регулиро-  денной постановлением Правительства Республики Казахстан №   мики в государствах в рамках исследования и изучения между-
 скольку только таким образом, возможно решить поставленные   вания в странах ЕАЭС показывает, что оно еще далеко не в пол-  827 от 12 декабря 2017 г., выделен ряд задач, включая такие как:   народного опыта. Данный выбор для анализа правоотношений
 задачи в сфере развития цифровой экономики в ЕАЭС.   ной мере адаптировано для эффективной правовой регламента-
 Вместе с  тем нельзя не  согласиться, что концепции циф-  ции отношений, возникающих в связи с развитием и правовым
 ровой  экономики в  зарубежных странах очень  сильно отли-  регулированием цифровой экономики. Главные и основные во-  В настоящее время наблюдается тенденция к определению концептуальных,
 чаются друг от друга по своему содержательному насыщению,   просы, включая глоссарий, либо еще не  урегулированы, либо   стратегических, а также доктринальных решений по развитию цифровой
 механизмам их  реализации, срокам, методам и  т.д. При этом   находятся на стадии проектных разработок в страна ЕАЭС. Та-
 М.В. Тюнин  на  территории постсоветского пространства наиболее важ-  ким образом, странам ЕАЭС предстоит пройти еще значитель-  экономики в странах ЕАЭС посредством принятия специальных нормативных
 ных результатов, в том числе, с точки зрения совершенствова-  ный путь в процессе доработки национального законодательства   документов, проведения соответствующих организационно-правовых и технических
 ния нормативно-правового регулирования достигли Республи-  в сфере правового регулирования цифровой экономики.
 ка Беларусь и Республика Казахстан. Вместе с тем в Республике   При этом, для государств дальнего зарубежья очень важно   мероприятий. Выбор стран ЕАЭС, определяющих особенности экономической
 Казахстан абсолютное большинство изменений в нормах зако-  в значительной мере придание большей значимости цифровым   модели, обусловлен расставлением акцентов применительно к вопросам
 нодательства находится на разных стадиях согласования про-  механизмам в экономике на законодательном, общенациональ-
 ектов.   ном стратегическом и региональном уровнях, что находит отра-  регулирования цифровой экономики и права в каждой из юрисдикций стран ЕАЭС.



 60                                                                                                                           61
   60   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70