Page 69 - №2-3 (5) 2023
P. 69

№ 2-3 (5) осень 2023 г.                                                                                           № 2-3 (5) осень 2023 г.



            ческий. Здесь популяризировали успехи отечественной и мировой   Формированию русской инженерной
 Александр Хребтов, Вице-президент Национальной Технологической Палаты, Сооснователь Евразийской школы технологий творчества. www.eastt.ru   науки и техники, читали публичные лекции, устраивали отдельные
            выставки машин и приборов.                                    школы способствовали и довольно
                                                                          многочисленные отечественные научно-
               С целью преодолеть сильную зависимость русской промышлен-
 ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКОЙ   ности от иностранных специалистов, русское правительство в кон-  технические журналы, начавшие
            це XIX в. обратило пристальное внимание на развитие системы выс-
            шего технического образования. В разработанном «Проекте общего
                                                                          выходить в России с 1825 года. Наиболее
            нормального плана промышленного образования в России» отра-
            жена та ситуация, которая связана с засильем иностранных специ-
            алистов: «Нельзя не принять в соображение, что у нас и поныне   серьезными  из них были «Горный
                                                                          журнал», «Журнал путей сообщения»,
 ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЫ   и мастера, заведующие отдельными частями производств, большей   «Журнал мануфактур и торговли»,
            технические руководители в больших промышленных заведениях
            частью суть иностранцы, которые лишь в самых редких, исключи-
                                                                          «Инженерные записки».
            тельных ситуациях благосклонно относятся к коренным русским,
            желающим приобрести в мастерской практические познания, могу-
            щие сделать их способными заменить иностранцев».
               Промышленность России делилась в это время на два сектора:   ли выдающиеся инженеры И.А. Вышеградский, Н.П. Петров, Д.И.
                                                                    Важную роль в политехническом образовании России сыгра-
            отечественный и  концессионный. Предприниматели-иностранцы
 — КАК ЛОКОМОТИВ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО   не брали на свои заводы русских специалистов, не доверяя их ква-  Менделеев, В.Л. Кирпичев и др. Крупнейшие в стране технические
                                                                  школы — Харьковский технологический институт, Киевский поли-
            лификации и стремясь сохранить секреты технологии. Инженеры
            на такие предприятия выписывались, как правило, из-за границы.
                                                                  технический институт и  механическое отделение Петербургского
               Подготовкой инженерных кадров в конце XIX в. в России зани-
                                                                  политехнического института обязаны своим возникновением Кир-
 РАЗВИТИЯ СТРАН ЕАЭС   мались шесть вузов: Николаевское главное инженерное училище,   пичеву Виктору Львовичу. Уже в то время он доказывал, что подго-
            Михайловское артиллерийское училище, Морской кадетский кор-
                                                                  товка настоящих инженерных кадров идет не «от книги к человеку»,
            пус, Институт корпуса инженеров путей сообщений, Институт кор-
                                                                  а от «человека к человеку». Языком инженера он называл черчение.
            пуса горных инженеров, Строительное училище главного управле-
                                                                    Дипломированный инженер в России — звание высокое и обя-
            ния путей сообщений и публичных зданий.
                                                                  зывающее. Так, выдающийся русский инженер, «отец русской авиа-
 НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ ЕВРАЗИЙСКОЙ ШКОЛЫ ТЕХНОЛОГИЙ ТВОРЧЕСТВА НА СЕГОДНЯШНИЙ
 ДЕНЬ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОЕКТ «ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЫ», БОЛЕЕ ШИРОКО: «НОВОЕ
 ПОКОЛЕНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ЭЛИТЫ ДЛЯ РОССИИ» (ТВОРЧЕСКОЕ ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С ДЕТСТВА,
 КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ РОССИИ), ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ
 ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНОЙ ЭЛИТЫ СТРАН, СПОСОБНОЙ СОЗДАВАТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПРОРЫВНЫЕ
 ТЕХНОЛОГИИ, ТЕХНИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ В ВАЖНЫХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СТРАН СФЕРАХ.


  рамках Проекта предполагается подготовка в массо-  Русского оружия не меркнет в веках! Понятие «инженер» пришло
 вом порядке инженерной и научно-инженерной эли-  в Россию в виде термина «ingeniur». Первым его употребил россий-
 ты страны с раннего детства. Для этого предлагается   ский философ-просветитель, один из советников «ученой дружи-
 перейти от обучения знаниям — к обучению методам   ны» Петра I Василий Никитич Татищев. Просвещая «российский
 поиска новых решений и получению навыков реше-  люд» по  этому вопросу он  «разъяснял: «ингениуры  — это такие
 Вния реальных творческих, инновационных проблем.   люди,»... которые... острый смысл имеют... особливо к  механике
 и всяким хитрым вымыслам...».
 Определение из Википедии:   К сожалению, Пётр I ввёл на Руси пагубную традицию «техно-
 ́
 ́
 ́
 Инженерное дело,  инженерия (от  фр.  ingénierie ← от  лат.   логического» преклонения перед «западом» (Западно-Европейца-
 ingenium — «искусность» и лат. ingeniare — «изловчиться, раз-  ми и США), бесперспективный импорт технологий и приглашение
 работать» — «изобретательность», «выдумка», «знания», «искус-  иностранных специалистов на ключевые позиции в науке и инду-
 ный») также инженерная деятельность, инженерно-техническая   стриальном производстве, что сильно осложнило жизнь Русским
 ́
 ́
 ́
 ́
 де́ятельность, инженерное искусство — область технической де-  изобретателям-самородкам. Ломоносов, Кулибин, Черепанов, По-
 ́
 ́
 ятельности, включающая в  себя целый ряд специализирован-  пов, Можайский, Жуковский  — имена Русских инженеров, раз-
 ных областей и дисциплин, направленная на практическое при-  работки которых имеют абсолютный приоритет в мире, но не по-
 ложение и  применение  научных, экономических, социальных   лучили признания в  Российской Империи, где главенствовали
 и  практических знаний с  целью обращения  природных ресур-  иностранцы.
 сов на пользу человека  В 1866 году было создано Русское Техническое общество, ста-
 вившее  перед собой широкие  задачи влияния  на  промышленное
 Историческая справка  и общекультурное развитие России. Оно принимало участие в под-
 В русской армии XVI века инженеры назывались «розмысла-  готовке русских разделов на зарубежных выставках, специализиро-
 ми». История Русского инженерного корпуса в допетровское вре-  ванных выставок внутри страны, проводило конференции, выпу-
 мя скрыто глубокой тайной, хотя и во-времена Ивана Грозного Рус-  скало книги. По его инициативе в начале 70-х годов в Петербурге
 ская артиллерия и фортификация были на высоком уровне, а слава   был открыт Музей прикладных знаний, а в Москве — Политехни-
 64                                                                                                                           65
   64   65   66   67   68   69   70   71   72   73   74