Page 66 - №2-3 (5) 2023
P. 66

№ 2-3 (5) осень 2023 г.




























                       в значительной степени обусловлен необходимостью оценки об-  Цифровая экономика Китая основывается на  нескольких
                       щенационального стратегического подхода к  регулированию   ключевых элементах: цифровая торговля, облачные вычисления,
                       правовых отношений, возникающих в связи с развитием и со-  экспорт информационно-коммуникационных технологий, обе-
                       вершенствованием цифровой экономики и права, а также высо-  спечение  кибербезопасности,  искусственный  интеллект,  теле-
                       ким уровнем проработанности и детализации стратегий разви-  коммуникационные технологии. Правовой основной цифровой
                       тия цифровой экономики в странах ЕАЭС.               экономики в КНР являются:
                         В этой связи очень интересен опыт Малайзии, который обу-  — Законы: Решение Постоянного Комитета Народного Кон-
                       словлен наличием в стране региональной стратегической моде-  гресса об обеспечении безопасности в сети интернет; Закон о ки-
                       ли регулирования вопросов, связанных с развитием цифровой   бербезопасности;
                       экономики, которая контрастирует с иными моделями и демон-  — Административные постановления: Постановление о те-
                       стрирует стремление властей Малайзии выстроить систему регу-  лекоммуникациях; Постановление о системах защиты компью-
                       лирования цифровой экономики «снизу вверх» — от субъектов   терной информации;
                       федерации к общенациональному уровню.                   — Иные акты: Положение о  защите персональных данных
                         Очень интересным является опыт Республики Беларусь, в ко-  интернет  — пользователей и  пользователей телекоммуникаци-
                       торой применяют Декрет Президента Республики Беларусь №   онных услуг.
                       8 от 21 декабря 2018 г. «О развитии цифровой экономики», по-  Вместе  с  тем, современное  развитие  цифровой экономики
                       становление Совета Министров Республики Беларусь от 23 мар-  в Китае сталкивается с специфическими сложностями. Как отме-
                       та 2016 г. № 235 «Об утверждении Государственной программы   чает Чжан Дунъян в своей статье «Современное состояние циф-
                       развития цифровой экономики и  информационного общества   ровой экономики в Китае и перспективы сотрудничества между
                       на  2016–2020  годы», Постановление Совета Министров Ре-  Китаем и Россией в данной области» Китай в настоящее время
                       спублики Беларусь от 31 октября 2018 г. № 774 «Об утвержде-  сталкивается с такими сложностями на пути построения цифро-
                       нии Программы деятельности Правительства Республики Бела-  вой экономики как:
                       русь на 2018-2020 годы», Указ Президента Республики Беларусь   — неравномерное распределение интернет-инфраструктуры
                       от 31 января 2017 г. № 31 «О Государственной программе инно-  по стране, а также малый процент (по сравнению с европейски-
                       вационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы»,   ми странами) пользователей сети интернет среди взрослого на-
                       Постановление Министерства финансов Республики Беларусь   селения страны;
                       от 6 марта 2018 г. № 16 «Об утверждении Национального стан-  — отсталость законодательства от научно-технического про-
                       дарта бухгалтерского учета и отчетности «Цифровые знаки (то-  гресса в цифровой сфере, что выражается в невозможности ки-
                       кены)» и внесении дополнений и изменений в некоторые поста-  тайского законодателя обеспечить достаточный уровень регу-
                       новления Министерства финансов Республики Беларусь».  лирования вопросов, входящих в  сферу цифровой экономики
                         Необходимо также обратить внимание на китайскую модель   в силу опережающего развития технологий;
                       правового регулирования цифровой экономики, которая являет-  — сетевая безопасность и соответствующие угрозы.
                       ся по своей сути уникальной и обладает большей степенью раз-  В этой связи необходимо сделать вывод о том, что вопро-
                       розненности, чем аналогичная южнокорейская (фактическая   сы цифровой экономики и ее правовое регулирование в стра-
                       стратегическая) модель. По данным китайского информацион-  нах дальнего зарубежья, а  также в  странах ЕАЭС являются
                       ного агентства Циньхуа объем финансовых средств, затраченных   предметом стратегических,  концептуальных,  а  также  норма-
                       в 2018 году на построение цифровой экономики в КНР составил   тивно-правовых документов, принимаемых как на  междуна-
                       31.3 трлн. юаней (4.6 триллиона долларов США), что составило   родно-правовом уровне, так и на уровне стран ЕАЭС. В этой
                       почти 35% от ВВП страны согласно оценкам Ведомства кибер-  связи очень важной задачей является развитие соответствую-
                       пространства Китая. Развитие ключевых элементов цифровой   щих подходов по гармонизации цифровой экономики и права
                       экономики в Китае идет быстрым темпом в основном благодаря   на наднациональном и внутригосударственном уровнях, по-
                       инструментам электронной торговли как внутри страны, так и за   скольку только таким образом возможно решить поставлен-
                       ее пределами (включая дистанционные расчеты иностранных за-  ные задачи в  сфере развития цифровой экономики и  права
                       казчиков с поставщиками товаров из Китая).           в странах ЕАЭС.  И Е



           62
   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70   71