Page 71 - №2-3 (5) 2023
P. 71

№ 2-3 (5) осень 2023 г.                                                                                           № 2-3 (5) осень 2023 г.


 Сформированная в России система   Значительно более низкой была заработная плата инженеров,   ко известная в мире технология, позволяющая технологизировать
 подготовки инженерных  кадров,   занятых в промышленности. Положение работавших там специа-  творческий процесс, которая представляет собой уникальную си-
                                                                  стему высокоэффективных изобретательских инструментов, а так-
            листов зависело от степени конкуренции с практиками и иностран-
 начало которой было положено Петром   ными специалистами. Средний заработок инженера в  1915  г. со-  же и другие известные в мире творческие техники.
 I, позволила России занять достойное   ставлял 1.5 — 2 тыс. рублей в год. Несколько выше была заработная   КРАТКАЯ СПРАВКА О ТРИЗ.
            плата в Юго-Западном крае.
 место в мировой инженерной школе.   Русская инженерная школа с момента ее становления принци-
 Всему миру стали известны выдающихся   пиально основывалась на единстве триады образование — наука —   Либо ты занят инновациями, либо ты исчезаешь.
                                                                                                            Ф. Котлер
            промышленность при ведущей роли ее промышленной компонен-
                                                                    Идея о  том, что при решении сложной, неординарной про-
 русских инженеров: В. Г. Шухова    ты. Именно на этих принципах более чем через сто лет в СССР была   блемы, можно успешно думать по  алгоритму, обычно встречает
            сформирована концепция генерального конструктора сложной
 и А.С. Попова, П.Л. Шиллинга    технической системы. Благодаря русской инженерной школе и си-  жесткое сопротивление. «Как же можно творчески думать по пра-
 и Б.С. Якоби, Н.И. Лобачевского    стеме инженерного образования в России стало возможно созда-  вилам? Там, где алгоритм, там шаблон, там нет места творчеству!
                                                                  Для простых повседневных задач возможно какие-то схемы и го-
            ние железнодорожной отрасли в 40–80-х годах XIX века и атомной
 и П.Л. Чебышева, Н.Н. Бенардоса    и ракетно-космической отраслей в 40–80-х годах ХХ века. Эти два   дятся, но  для нестандартных, для инновационных  — нет! Та-
 и Н.Г. Славянова и многих других.  технологических прорыва на длительное время обеспечили вхож-  лантливое мышление  — это озарение, свободный полет фанта-
            дение России в число промышленных стран-лидеров, а также внес-
                                                                  зии!» — Таково общераспространенное убеждение. Однако были
            ли огромный вклад в построение той технической среды, в которой   времена — до 16 века, когда решение квадратного уравнения было
            человечество живет сегодня.                           творчеством, если не полетом фантазии, то, по крайней мере, побе-
 ции» Н.Е. Жуковский только на 65 году жизни был удостоен звания   Состояние современного мира постоянно дает новые вызовы для
 инженер. «... принимая во внимание выдающиеся научные труды   России и стран ЕАЭС. России сегодня необходимо срочно закреплять   Метод ТРИЗ в наши дни стал
 в области частной и прикладной механики заслуженного профессо-  свой статус самодостаточной страны, повышать конкурентоспособ-
 ра, действительного статского советника Н.Е. Жуковского, на засе-  ность страны в мире, ориентироваться на развитие собственной ин-  популярен среди продвинутой части
 дании своем 1 ноября 1910 г. постановил удостоить его, Жуковско-  новационной экономики и на превращение Российской Федерации
 го, почетного звания инженера-механика», — записано в протоколе   в эффективное, инновационное государство с высоким интеллекту-  инженерного сообщества и используется
 Ученого совета Императорского московского технического учили-  альным и созидательным человеческим капиталом.   известными мировыми корпорациями,
 ща (ныне МВТУ им. Баумана).  Эта задача требует решения комплекса подзадач, как тактиче-
 Дальнейшее развитие инженерного дела вскрывает очередную   ского, так и стратегического характера.   такими как Samsung, LG, Kodak, Ford
 проблему. Учитывая характер инженерной деятельности — посто-  Одна из таких задач — низкая эффективность образования —   Motors, General Motors, Intel, Xerox,
 янный поиск решения технических и технологических задач с уче-  проблема, решение которой волнует весь мир. Основным капита-
 том новых достижений науки и техники, а также контроль за соблю-  лом развитых стран становится не столько материальные активы,   Posco, Unisys, 3M, Rockwell Int.,
 дением требований производства, вызвали необходимость иметь   сколько интеллектуальная собственность. Наибольшую прибыль   Motorola, Johnson&Johnson, Gillette,
 в звене — изобретательство — проектирование — создание техни-  приносят изобретения, инновации, «ноу-хау». Причем важны и аб-
 ческой структуры — эксплуатация — управление производством   солютно новые бизнес-идеи, и технологические разработки, и орга-  Procter&Gamble и многими другими.
 новой фигуры  — помощник инженера (младший технический   низация бизнес-процессов.
 специалист). Основной функцией этих специалистов было — осу-  Сегодня образование не  успевает за  жизнью. Технологиче-
 ществление надежной квалифицированной связи между инжене-  ские и  научные парадигмы меняются в  течение одного поколе-  дой интуиции. Формула Виета превратила это творчество в рутин-
 ром (занимающимся инновационной деятельностью) и  рабочим,   ния. Однако, в  ВУЗах идет подготовка инженеров-исполнителей,   ный процесс. Но творчество в математике после этого не исчезло,
 реализующим его идеи. Для подготовки специалистов такого ранга   «инженеров-копировщиков» и  вообще отсутствует подготовка   а продвинулось на более высокий уровень.
 был создан новый тип технических учебных заведений — техникум.  созидателей — инженеров-творцов, инженеров-инноваторов и ин-  Именно такой алгоритмической методикой, поднимающей
 Задачи, которые приходилось решать российским инженерам   новационных предпринимателей. То  есть школьное и  вузовское   творческое мышление инноватора на более высокие уровни, явля-
 в начале XX в., требовали, по мнению современников, не только тех-  образование не отвечает на современные — и, тем более, — на бу-  ется ТРИЗ.
 нического знания и мышления, но и экономического, социологиче-  дущие вызовы. Кроме того: научить детей жить, в стремительно ме-  ТРИЗ — Теория Решения Изобретательских Задач — метод соз-
 ского, юридического, политического, этического, а стало быть и фи-  няющемся мире, должны люди, которые сами не готовы к этому   дания технических и технологических инноваций, развивавшийся
 лософского мышления. Его отсутствие вело к тому, что инженеры   «миру будущего».   в СССР с начала 50х годов, получивший в 21 веке признание во всем
 не могли ни себе, ни другим разъяснить, что в современном мире   И как результат, инновационный процесс в стране имеет низ-  мире и активно используемый в наши дни, как на Западе, так и на
 функции инженера необходимо рассматривать гораздо шире, чем   кую эффективность, отсутствуют оригинальные, прорывные про-  Востоке.
 это было раньше, что с развитием машинного производства функ-  екты, снижается качество НИР и «уровень проектности». Решение   ТРИЗ была создана советским инженером, изобретателем, уче-
 ции инженера лежат в самом центре государственного механизма.  современных задач требует системного подхода, умения прогнози-  ным и писателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его учени-
 Характеризуя положение инженеров в обществе России нака-  ровать и работать в рамках новых технологических укладов, нахо-  ками путем сорокалетнего анализа и обобщения гигантского мас-
 нуне октября 1917 г., когда престиж инженерной деятельности по-  дить эффективные идеи, внедрять их и видеть отдаленные послед-  сива патентной информации. В  этой грандиозной практической
 стоянно рос, необходимо остановиться и на материальном их по-  ствия решений.   работе и  состоит изначальное отличие ТРИЗ от  ряда описанных
 ложении.      Повторим, в настоящее время ни вузовское, ни школьное обра-  в литературе «изобретательских» методик. В 70-80-е годы в различ-
 Наиболее высокооплачиваемыми среди инженеров были инже-  зование таким требованиям не удовлетворяют. Сегодня в России   ных городах СССР были проведены сотни семинаров по ТРИЗ для
 неры-путейцы. Средняя зарплата на строительстве железных дорог   «учат не тех, не тому, и не так».  инженеров и конструкторов. Были решены тысячи реальных тех-
 составляла 2.4 — 3.6 тыс. рублей в год. Они пользовались экипажем   В тоже время, история развития стран-лидеров в мире за по-  нических и производственных задач, многие из которых считались
 и получали проценты с прибыли. На частных дорогах, как правило,   следние триста лет показывает, что своими технологическими, эко-  ранее «неразрешимыми» и не трогались годами. Особенно активно
 оплата была еще выше.  номическими и политическими достижениями они были обязаны   использовалась методика ТРИЗ в «оборонке».
 Высоко оплачивался и  труд горных инженеров. Если началь-  стратегиям развития, среди которых главенствующую роль играло   ТРИЗ — это системная методика, основанная на знании за-
 ствующий  состав  получал  4  —  8  тыс.  рублей  в  год,  то  средние   кардинальное изменение системы образования, как в средней, так   кономерностей развития различных систем: технических и со-
 чины — 1.4 — 2.8 тыс. рублей. Горные инженеры тоже пользовались   и в высшей школе.   циальных, а также на использовании приемов и методик, выяв-
 экипажем, казенной квартирой и процентной прибавкой за выслу-  В качестве основы при обучении должна использоваться ТРИЗ   ленных при анализе эффективных решений. Общая философия
 гу лет.    (теория решения изобретательских задач), единственная, широ-  ТРИЗ и ее инструменты основаны на объективных закономер-



 66                                                                                                                           67
   66   67   68   69   70   71   72   73   74   75   76