Page 67 - №2-3 (5) 2023
P. 67
№ 2-3 (5) осень 2023 г.
в значительной степени обусловлен необходимостью оценки об- Цифровая экономика Китая основывается на нескольких
щенационального стратегического подхода к регулированию ключевых элементах: цифровая торговля, облачные вычисления,
правовых отношений, возникающих в связи с развитием и со- экспорт информационно-коммуникационных технологий, обе-
вершенствованием цифровой экономики и права, а также высо- спечение кибербезопасности, искусственный интеллект, теле-
ким уровнем проработанности и детализации стратегий разви- коммуникационные технологии. Правовой основной цифровой
тия цифровой экономики в странах ЕАЭС. экономики в КНР являются:
В этой связи очень интересен опыт Малайзии, который обу- — Законы: Решение Постоянного Комитета Народного Кон-
словлен наличием в стране региональной стратегической моде- гресса об обеспечении безопасности в сети интернет; Закон о ки-
ли регулирования вопросов, связанных с развитием цифровой бербезопасности;
экономики, которая контрастирует с иными моделями и демон- — Административные постановления: Постановление о те-
стрирует стремление властей Малайзии выстроить систему регу- лекоммуникациях; Постановление о системах защиты компью-
лирования цифровой экономики «снизу вверх» — от субъектов терной информации;
федерации к общенациональному уровню. — Иные акты: Положение о защите персональных данных
Очень интересным является опыт Республики Беларусь, в ко- интернет — пользователей и пользователей телекоммуникаци-
торой применяют Декрет Президента Республики Беларусь № онных услуг.
8 от 21 декабря 2018 г. «О развитии цифровой экономики», по- Вместе с тем, современное развитие цифровой экономики
становление Совета Министров Республики Беларусь от 23 мар- в Китае сталкивается с специфическими сложностями. Как отме-
та 2016 г. № 235 «Об утверждении Государственной программы чает Чжан Дунъян в своей статье «Современное состояние циф-
развития цифровой экономики и информационного общества ровой экономики в Китае и перспективы сотрудничества между
на 2016–2020 годы», Постановление Совета Министров Ре- Китаем и Россией в данной области» Китай в настоящее время
спублики Беларусь от 31 октября 2018 г. № 774 «Об утвержде- сталкивается с такими сложностями на пути построения цифро-
нии Программы деятельности Правительства Республики Бела- вой экономики как:
русь на 2018-2020 годы», Указ Президента Республики Беларусь — неравномерное распределение интернет-инфраструктуры
от 31 января 2017 г. № 31 «О Государственной программе инно- по стране, а также малый процент (по сравнению с европейски-
вационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы», ми странами) пользователей сети интернет среди взрослого на-
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь селения страны;
от 6 марта 2018 г. № 16 «Об утверждении Национального стан- — отсталость законодательства от научно-технического про-
дарта бухгалтерского учета и отчетности «Цифровые знаки (то- гресса в цифровой сфере, что выражается в невозможности ки-
кены)» и внесении дополнений и изменений в некоторые поста- тайского законодателя обеспечить достаточный уровень регу-
новления Министерства финансов Республики Беларусь». лирования вопросов, входящих в сферу цифровой экономики
Необходимо также обратить внимание на китайскую модель в силу опережающего развития технологий;
правового регулирования цифровой экономики, которая являет- — сетевая безопасность и соответствующие угрозы.
ся по своей сути уникальной и обладает большей степенью раз- В этой связи необходимо сделать вывод о том, что вопро-
розненности, чем аналогичная южнокорейская (фактическая сы цифровой экономики и ее правовое регулирование в стра-
стратегическая) модель. По данным китайского информацион- нах дальнего зарубежья, а также в странах ЕАЭС являются
ного агентства Циньхуа объем финансовых средств, затраченных предметом стратегических, концептуальных, а также норма-
в 2018 году на построение цифровой экономики в КНР составил тивно-правовых документов, принимаемых как на междуна-
31.3 трлн. юаней (4.6 триллиона долларов США), что составило родно-правовом уровне, так и на уровне стран ЕАЭС. В этой
почти 35% от ВВП страны согласно оценкам Ведомства кибер- связи очень важной задачей является развитие соответствую-
пространства Китая. Развитие ключевых элементов цифровой щих подходов по гармонизации цифровой экономики и права
экономики в Китае идет быстрым темпом в основном благодаря на наднациональном и внутригосударственном уровнях, по-
инструментам электронной торговли как внутри страны, так и за скольку только таким образом возможно решить поставлен-
ее пределами (включая дистанционные расчеты иностранных за- ные задачи в сфере развития цифровой экономики и права
казчиков с поставщиками товаров из Китая). в странах ЕАЭС. И Е
62