Page 67 - №2-3 (5) 2023
P. 67

№ 2-3 (5) осень 2023 г.




























 в значительной степени обусловлен необходимостью оценки об-  Цифровая экономика Китая основывается на  нескольких
 щенационального стратегического подхода к  регулированию   ключевых элементах: цифровая торговля, облачные вычисления,
 правовых отношений, возникающих в связи с развитием и со-  экспорт информационно-коммуникационных технологий, обе-
 вершенствованием цифровой экономики и права, а также высо-  спечение  кибербезопасности,  искусственный  интеллект,  теле-
 ким уровнем проработанности и детализации стратегий разви-  коммуникационные технологии. Правовой основной цифровой
 тия цифровой экономики в странах ЕАЭС.   экономики в КНР являются:
 В этой связи очень интересен опыт Малайзии, который обу-  — Законы: Решение Постоянного Комитета Народного Кон-
 словлен наличием в стране региональной стратегической моде-  гресса об обеспечении безопасности в сети интернет; Закон о ки-
 ли регулирования вопросов, связанных с развитием цифровой   бербезопасности;
 экономики, которая контрастирует с иными моделями и демон-  — Административные постановления: Постановление о те-
 стрирует стремление властей Малайзии выстроить систему регу-  лекоммуникациях; Постановление о системах защиты компью-
 лирования цифровой экономики «снизу вверх» — от субъектов   терной информации;
 федерации к общенациональному уровню.  — Иные акты: Положение о  защите персональных данных
 Очень интересным является опыт Республики Беларусь, в ко-  интернет  — пользователей и  пользователей телекоммуникаци-
 торой применяют Декрет Президента Республики Беларусь №   онных услуг.
 8 от 21 декабря 2018 г. «О развитии цифровой экономики», по-  Вместе  с  тем, современное  развитие  цифровой экономики
 становление Совета Министров Республики Беларусь от 23 мар-  в Китае сталкивается с специфическими сложностями. Как отме-
 та 2016 г. № 235 «Об утверждении Государственной программы   чает Чжан Дунъян в своей статье «Современное состояние циф-
 развития цифровой экономики и  информационного общества   ровой экономики в Китае и перспективы сотрудничества между
 на  2016–2020  годы», Постановление Совета Министров Ре-  Китаем и Россией в данной области» Китай в настоящее время
 спублики Беларусь от 31 октября 2018 г. № 774 «Об утвержде-  сталкивается с такими сложностями на пути построения цифро-
 нии Программы деятельности Правительства Республики Бела-  вой экономики как:
 русь на 2018-2020 годы», Указ Президента Республики Беларусь   — неравномерное распределение интернет-инфраструктуры
 от 31 января 2017 г. № 31 «О Государственной программе инно-  по стране, а также малый процент (по сравнению с европейски-
 вационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы»,   ми странами) пользователей сети интернет среди взрослого на-
 Постановление Министерства финансов Республики Беларусь   селения страны;
 от 6 марта 2018 г. № 16 «Об утверждении Национального стан-  — отсталость законодательства от научно-технического про-
 дарта бухгалтерского учета и отчетности «Цифровые знаки (то-  гресса в цифровой сфере, что выражается в невозможности ки-
 кены)» и внесении дополнений и изменений в некоторые поста-  тайского законодателя обеспечить достаточный уровень регу-
 новления Министерства финансов Республики Беларусь».  лирования вопросов, входящих в  сферу цифровой экономики
 Необходимо также обратить внимание на китайскую модель   в силу опережающего развития технологий;
 правового регулирования цифровой экономики, которая являет-  — сетевая безопасность и соответствующие угрозы.
 ся по своей сути уникальной и обладает большей степенью раз-  В этой связи необходимо сделать вывод о том, что вопро-
 розненности, чем аналогичная южнокорейская (фактическая   сы цифровой экономики и ее правовое регулирование в стра-
 стратегическая) модель. По данным китайского информацион-  нах дальнего зарубежья, а  также в  странах ЕАЭС являются
 ного агентства Циньхуа объем финансовых средств, затраченных   предметом стратегических,  концептуальных,  а  также  норма-
 в 2018 году на построение цифровой экономики в КНР составил   тивно-правовых документов, принимаемых как на  междуна-
 31.3 трлн. юаней (4.6 триллиона долларов США), что составило   родно-правовом уровне, так и на уровне стран ЕАЭС. В этой
 почти 35% от ВВП страны согласно оценкам Ведомства кибер-  связи очень важной задачей является развитие соответствую-
 пространства Китая. Развитие ключевых элементов цифровой   щих подходов по гармонизации цифровой экономики и права
 экономики в Китае идет быстрым темпом в основном благодаря   на наднациональном и внутригосударственном уровнях, по-
 инструментам электронной торговли как внутри страны, так и за   скольку только таким образом возможно решить поставлен-
 ее пределами (включая дистанционные расчеты иностранных за-  ные задачи в  сфере развития цифровой экономики и  права
 казчиков с поставщиками товаров из Китая).   в странах ЕАЭС.  И Е



 62
   62   63   64   65   66   67   68   69   70   71   72