Page 92 - ИЕ_весна 2024 (14)
P. 92

Рис.D                                         Рис.Е
                                                                                                                                                       Потенциал контейнерных перевозок по основным направлениям  Значение сопряжения в структуре контейнерных перевозок МТК
                                                                                                                                                       МТК «Север – Юг» в 2030 г. (тыс. ДФЭ)         «Север – Юг» в 2030 г. (тыс. ДФЭ)































                                                                                                                                                      Источник: Расчеты авторов.                   Источник: Расчеты авторов.



                                                                                                                                                      го залива может обеспечить от 245 до 501 тыс. ДФЭ   Значительным для стран ЕАЭС является также бла-
             Источник: ЕАБР.                                                                                                                          к 2030 г. (от 4,4 до 9 млн т), или порядка 75% потен-  гоприятный эффект сопряжения МТК «Север — Юг»
                                                                                                                                                      циального объема контейнерных перевозок (см. рису-  с широтным железнодорожным маршрутом Баку —
               Рис.С                дополнительно сократится. Сокращение срока до-  ется основным условием для развития транспортных                  нок D). Основной вклад в потенциальный объем кон-  Тбилиси — Карс (БТК). В результате данной стыковки
               Котировки SCFI* и ERAI** и   ставки является критичным для целого ряда товаров,   маршрутов.  Ключевое значение имеет комбинация       тейнерных перевозок вносят грузовые потоки ЕАЭС   возможным становится развитие контейнерных пере-
               объем железнодорожных   которые могут перевозиться по коридору: продоволь-  стабильности сквозного тарифа и высокой скоро-             с Азербайджаном, Ираном, Индией и Пакистаном.   возок между ЕАЭС, Грузией и Турцией.
               контейнерных перевозок в   ствия,  изделий из  текстиля, бытовой техники,  элек-  сти доставки, которая и предопределяет экономиче-
               сообщении Европа – Китай/  троники и так далее. Для производителей дорогостоя-  скую состоятельность МТК «Север — Юг».
               Китай – Европа       щих товаров важным фактором является повышение   Совокупный потенциал контейнерных перевозок                                                                                                                  Рис.F
                                    оборачиваемости капитала (снижение стоимости гру-  по МТК «Север — Юг», включающий в себя потен-                                                                                                              Структура контейнерных
                                    зовой массы в пути).                          циал всех трех основных направлений маршрута                                                                                                                    потоков МТК «Север – Юг»
                                      Если  использование транспортных маршрутов   и все виды транспорта, может составить от 325 до                                                                                                               по основным маршрутам
                                    МТК «Север — Юг» позволяет сократить сроки до-  662 тыс. ДФЭ (от 5,9 до 11,9 млн т) к 2030 г. в зави-                                                                                                         в 2030 г. (тыс. ДФЭ)
                                    ставки как минимум на 25%, то стоимость перевоз-  симости от сценария (см. рисунок D). При этом эф-
                                    ки грузов по данному коридору не является его од-  фект сопряжения МТК «Север — Юг» с евразийскими
                                    нозначным конкурентным преимуществом. Тарифы   широтными транспортными коридорами, связываю-
                                    на перевозку груза по маршруту МТК «Север — Юг»   щими восток и запад, обеспечивает от 127 до 246 тыс.
                                    являются относительно высокими, несмотря на низ-  ДФЭ (от 2,3 до 4,4 млн т), или порядка 40% совокуп-
                                    кие временные затраты на транспортировку. Средняя   ного потенциала  (см. рисунок E) контейнерных пе-
                                    плата за железнодорожную доставку на направлении   ревозок. В соответствии со сложившейся географией
                                    Индия/Пакистан/Иран/Оман в Европу оценивается   и товарной структурой потоков внешней торговли
                                    в 3500 долл. за 20-футовый контейнер. Для сравне-  между странами, тяготеющими к коридору, увеличе-
                                    ния, до начала пандемии COVID-19 ставка фрахта   ние грузопотоков произойдет в большей степени в
                                    морских судов за перевозку аналогичного объема   направлении с севера на юг. Совокупный прогнозный
                                    груза через Суэцкий канал была приблизительно в   грузопоток контейнерных поездов составляет от 9 до
                                    два раза меньше и составляла от 1000 до 1200 долл.   18 пар контейнерных поездов в сутки к 2030 г. Это зна-
                                    На настоящий момент в качестве ценового ориентира   чение находится в пределах пропускной способности
                                    может быть принят тариф АО «РЖД Логистика» для   однопутных железнодорожных линий коридора (до
                                    перевозки 20-футового контейнера по маршруту МТК   24 пар поездов в сутки).
                                    «Север — Юг» из индийского порта Нава-Шева в на-  Развитие контейнерных перевозок по МТК «Се-
                                    селенный пункт Ворсино1 Калужской области в 2650   вер  — Юг» представляет значительный интерес
                                    долл. при условии кругорейса. Вместе с тем, как по-  для государств — членов ЕАЭС. Развитие перевозок
                                    казывает практика, более низкая стоимость не явля-  между ними и странами Южной Азии и Персидско-                 Источник: Расчеты авторов.

              90  I  ВЕСНА 2024                                                                                                                                                                                                                       ВЕСНА 2024  I  91
   87   88   89   90   91   92   93   94   95   96   97