Page 94 - ИЕ_весна 2024 (14)
P. 94
Значительным для стран ЕАЭС является непригодных для контейнеризации, совокупный по- Грузовой потенциал автомобильных перевозок ки грузов и повышения безопасности движения
благоприятный эффект сопряжения МТК тенциал грузовых перевозок по МТК «Север — Юг» и внутреннего водного транспорта МТК «Север — вдоль МТК «Север — Юг».
Юг» значительно уступает железнодорожным пе-
может составить от 14,6 до 24,7 млн т в перспективе
В случае создания благоприятных условий для
«Север – Юг» с широтным железнодорожным 2030 г. (см. рисунок G). ревозкам и оценивается, соответственно, в 45–50 развития перевозок по МТК «Север — Юг» (ликвида-
маршрутом Баку – Тбилиси – Карс (БТК). Все три маршрута следования МТК «Север — тыс. ДФЭ (или 0,8–0,9 млн т) и 10–20 тыс. ДФЭ (0,2– ция «узких мест» инфраструктуры, упрощение про-
В результате данной стыковки возможным Юг» имеют значение для реализации транспор- 0,4 млн т) к 2030 г. в зависимости от сценария. Ав- цедур пересечения границ, согласованная тарифная
тно-транзитного потенциала. Однако наибольший
томобильный транспорт играет незаменимую роль
политика, формирование механизма по управлению
становится развитие контейнерных перевозок потенциал связан с развитием двух железнодорож- для малого и среднего бизнеса, заинтересованного коридором и так далее) перечень заинтересованных
между ЕАЭС, Грузией и Турцией. ных маршрутов — Западного и Восточного (см. рису- в отправках грузов малыми объемами. Кроме того, стран и стран — участниц соглашения может рас-
нок F). Их удельный вес составляет, соответственно, автомобильный транспорт играет важную фидер- шириться. В их число могут войти некоторые страны
порядка 60% и 24% потенциала грузопотоков. Высо- ную роль при подвозе грузов к каспийским морским Персидского залива, Индийского океана и Восточ-
Основными товарными категориями МТК «Се- кое значение железнодорожного транспорта для раз- портам. Ключевой страной МТК «Север — Юг» для ной Африки, Туркменистан, Кыргызская Республика
вер — Юг», пригодными для контейнеризации по вития МТК «Север — Юг» отражает наблюдаемый на развития международных автоперевозок является и Республика Узбекистан в Центральной Азии, Ки-
всем корреспондирующим торговым парам с учетом сегодняшний день «мономодальный» характер ко- Исламская Республика Иран. Развитие внутреннего тай (в части развития торговли с Ираном), а также
нетрадиционных товарных категорий, на данный ридора на ряде участков. Это связано, прежде всего, водного транспорта связано преимущественно с по- некоторые государства Центральной и Восточной
момент являются: продовольствие (за исключением с тем, что железнодорожное сообщение развито в тенциалом Единой глубоководной системы России, Европы.
зерна и масла наливом) с совокупным потенциалом большей мере в Каспийском регионе. соединяющей Каспийское море по реке Волге с Азо- Важен вклад МТК «Север — Юг» в реализацию
от 69 до 164 тыс. ДФЭ в 2030 г.; металлы (черные и Эффективность развития железнодорожного во-Черноморским, Балтийским и Северным морски- международных инициатив и программ, таких как
цветные, изделия из металлов) с совокупным потен- сообщения подтверждается оценками эффектов ми бассейнами. Венская программа действий для развивающихся
циалом от 54 до 113 тыс. ДФЭ в 2030 г.; древесина, гравитационной модели, которые свидетельствуют Тарифные и нетарифные барьеры сдерживают стран, не имеющих выхода к морю, на период до 2024
изделия из дерева, бумага с совокупным потенциа- о том, что улучшение качества железнодорожной потенциал привлечения грузопотоков по МТК г., Региональная программа действий ЭСКАТО ООН
лом от 31 до 68 тыс. ДФЭ в 2030 г.; машины и обору- инфраструктуры имеет наибольшее влияние на уве- «Север — Юг». Среди потенциальных вызовов, с по устойчивой транспортной осязаемости в Азиат-
дование с совокупным потенциалом от 27 до 60 тыс. личение объемов торговли для стран, тяготеющих к которыми сталкивается развитие МТК «Север — ско-Тихоокеанском регионе (АТР), этап I (2017–2021
ДФЭ в 2030 г.; минеральные удобрения с совокупным международному коридору «Север — Юг», по срав- Юг», можно выделить отсутствие сквозного тари- гг.) и планируемая к принятию на Четвертой кон-
потенциалом от 16 до 34 тыс. ДФЭ в 2030 г.; текстиль, нению с другими видами транспорта. При улучше- фа, нескоординированную транспортную политику ференции министров транспорта ЭСКАТО ООН
текстильные изделия и обувь с совокупным потен- нии качества железнодорожной инфраструктуры на стран-участниц, международные санкции, отсут- (14–17 декабря 2021 г.) Региональная программа
циалом от 15 до 24 тыс. ДФЭ в 2030 г. 0,1 балла ожидается, что внешняя торговля в среднем ствие гармонизированных норм в области междуна- действий по устойчивому развитию транспорта в
Отдельной товарной категорией является зерно, увеличится на 5,8% при прочих равных условиях. родных перевозок и процедур пересечения границ, Азиатско-Тихоокеанском регионе (2022–2026 гг.).
которое с точки зрения объемов перевозок является Железнодорожный транспорт обеспечивает мини- наличие недостающих звеньев и «узких мест» ко- Очевидно, что развитие МТК «Север — Юг» станет
на данный момент основным товаром, доставляе- мальный углеродный след, что является его важным ридора. Соответственно, значительный потенциал важным стимулом для реализации целей устойчи-
мым по МТК «Север — Юг». Согласно прогнозным конкурентным фактором в осуществлении грузовых развития МТК «Север — Юг» связан с развитием вого развития (ЦУР), резолюций ГА ООН по устой-
оценкам, поток зерновых грузов по МТК «Север — перевозок по МТК «Север — Юг». Перенаправле- не только транспортного «железного» каркаса (hard чивому транспорту и транзитным транспортным
Юг» может составить от 8,7 до 12,8 млн т к 2030 г. К ние контейнерных перевозок с морского транспорта infrastructure), но и нематериальной инфраструкту- коридорам, а также рекомендаций двух глобальных
Рис.G 2030 г. объемы перевозок будут продолжать превос- на железнодорожный в рамках МТК «Север — Юг» ры (soft infrastructure) коридора. Результаты грави- конференций ООН по устойчивому транспорту,
Итоговая оценка ходить потенциал контейнерных перевозок по всем позволит снизить выбросы парниковых газов как тационной модели свидетельствуют о том, что: прошедших в ноябре 2016 г. в Ашхабаде и в октябре
потенциала грузоперевозок другим товарным категориям вместе взятым (от 5,9 минимум на 25%. Как и в случае транспортного ко- • при снижении денежных затрат на получение, 2021 г. в Пекине.
по маршрутам МТК «Север – до 11,9 млн т). В конечном итоге, с учетом потенци- ридора «Восток — Запад», развитие МТК «Север — подготовку и сдачу документов для погранично- В перспективе МТК «Север — Юг» может стать
Юг» в 2030 г. (млн т) ала двух видов товарных категорий — пригодных и Юг» свидетельствует о том, что основой расширения го и таможенного контроля в странах — участни- коридором развития для ЕАЭС. Реализация круп-
транзитного потенциала в Евразии по сухопутным цах Соглашения о МТК «Север — Юг» с текущих ных инфраструктурных проектов в транспортной
транспортным маршрутам являются, прежде всего, 376,12 долл. до 79,65 долл., среднего европейского сфере не только позволяет сократить время в пути и
железнодорожные в сочетании в автомобильными показателя, объем внешней торговли в этих стра- эксплуатационные расходы перевозчиков, но и через
перевозки. нах может увеличиться на 5,9% от уровня 2019 г. косвенные эффекты способствует устойчивому раз-
Потенциал развития мультимодального (Тран- (или на 59,08 млрд долл.); витию. Так, помимо увеличения объемов торговли,
скаспийского) направления маршрута на данный • при снижении времени таможенного оформления развитие МТК содействует строительству индустри-
момент уступает сухопутным маршрутам. Инфра- и прохождения пограничного и таможенного кон- альных парков, специальных экономических зон
структура водного транспорта характеризуется на- троля в странах — участницах Соглашения о МТК вдоль транзитного пути, а также развитию коопе-
личием «узких мест», таких как габариты Волго-Ка- «Север — Юг» с 51,33 часа до 7,48 часа, среднего рации в сфере производства товаров и услуг и вы-
спийского морского судоходного канала, а также его европейского уровня, внешняя торговля в анали- страиванию новых производственно-логистических
заносимость. Вместе с тем, одной из задач по даль- зируемых странах может увеличиться на 52,6% от цепочек между государствами — членами ЕАЭС и
нейшему развитию МТК «Север — Юг» является его уровня 2019 г. (или на 526 млрд долл.); • внедрение крупными развивающимися странами Персидского
трансформация в полноценный мультимодальный интеллектуальных транспортных систем и цифро- залива и Индийского океана, включая Иран, Индию
коридор, в котором мономодальные участки были визация международных мультимодальных пере- и Пакистан. Соответственно, создаются новые рабо-
бы интегрированы с морскими линиями, соединяю- возок и логистики с использованием электронных чие места, улучшаются перспективы экономического
щими иранские, индийские, пакистанские и другие накладных CIM/CMGS и CMR, электронных кни- роста и растет благосостояние населения в регионе.
порты. К числу задач относится также рост загруз- жек e-TIR и спутниковых навигационных систем Более того, с развитием МТК происходит переключе-
ки мультимодального (Транскаспийского) маршрута оказывает благоприятное воздействие на объемы ние грузопотоков с морского транспорта на железно-
МТК «Север — Юг», что даст возможность привле- внешней торговли в странах — участницах Со- дорожный, который является экологически чистым
кать международные грузопотоки, в том числе в кон- глашения о МТК «Север — Юг» и может открыть видом транспорта для перевозки грузов при расчете
тейнерах, на Волжский водно-транспортный путь. новые возможности для упрощения процедур объемов выбросов СО в граммах на тонно-кило-
2
Источник: Расчеты авторов. пересечения границ, сокращения сроков достав- метр.
92 I ВЕСНА 2024 ВЕСНА 2024 I 93