Page 94 - ИЕ_весна 2024 (14)
P. 94

Значительным для стран ЕАЭС является                       непригодных для контейнеризации, совокупный по-                      Грузовой  потенциал  автомобильных  перевозок   ки грузов и повышения безопасности движения
                       благоприятный эффект сопряжения МТК                        тенциал грузовых перевозок по МТК «Север — Юг»                      и внутреннего водного транспорта МТК «Север —   вдоль МТК «Север — Юг».
                                                                                                                                                      Юг» значительно уступает железнодорожным пе-
                                                                                  может составить от 14,6 до 24,7 млн т в перспективе
                                                                                                                                                                                                      В случае создания благоприятных условий для
                       «Север – Юг» с широтным железнодорожным                    2030 г. (см. рисунок G).                                            ревозкам  и  оценивается,  соответственно,  в  45–50   развития перевозок по МТК «Север — Юг» (ликвида-
                       маршрутом Баку – Тбилиси – Карс (БТК).                       Все три маршрута следования МТК «Север —                          тыс. ДФЭ (или 0,8–0,9 млн т) и 10–20 тыс. ДФЭ (0,2–  ция «узких мест» инфраструктуры, упрощение про-
                       В результате данной стыковки возможным                     Юг»  имеют  значение  для  реализации  транспор-                    0,4 млн т) к 2030 г. в зависимости от сценария. Ав-  цедур пересечения границ, согласованная тарифная
                                                                                  тно-транзитного потенциала. Однако наибольший
                                                                                                                                                      томобильный транспорт играет незаменимую роль
                                                                                                                                                                                                   политика, формирование механизма по управлению
                       становится развитие контейнерных перевозок                 потенциал связан с развитием двух железнодорож-                     для малого и среднего бизнеса, заинтересованного   коридором и так далее) перечень заинтересованных
                       между ЕАЭС, Грузией и Турцией.                             ных маршрутов — Западного и Восточного (см. рису-                   в отправках грузов малыми объемами. Кроме того,   стран и стран — участниц соглашения может рас-
                                                                                  нок F). Их удельный вес составляет, соответственно,                 автомобильный транспорт играет важную фидер-  шириться. В их число могут войти некоторые страны
                                                                                  порядка 60% и 24% потенциала грузопотоков. Высо-                    ную роль при подвозе грузов к каспийским морским   Персидского залива, Индийского океана и Восточ-
                                      Основными товарными категориями МТК «Се-    кое значение железнодорожного транспорта для раз-                   портам. Ключевой страной МТК «Север — Юг» для   ной Африки, Туркменистан, Кыргызская Республика
                                    вер — Юг», пригодными для контейнеризации по   вития МТК «Север — Юг» отражает наблюдаемый на                     развития международных автоперевозок является   и Республика Узбекистан в Центральной Азии, Ки-
                                    всем корреспондирующим торговым парам с учетом   сегодняшний  день «мономодальный» характер ко-                   Исламская Республика Иран. Развитие внутреннего   тай (в части развития торговли с Ираном), а также
                                    нетрадиционных товарных категорий, на данный   ридора на ряде участков. Это связано, прежде всего,                водного транспорта связано преимущественно с по-  некоторые государства Центральной и Восточной
                                    момент являются: продовольствие (за исключением   с тем, что железнодорожное сообщение развито в                  тенциалом Единой глубоководной системы России,   Европы.
                                    зерна и масла наливом) с совокупным потенциалом   большей мере в Каспийском регионе.                              соединяющей Каспийское море по реке Волге с Азо-  Важен вклад МТК «Север — Юг» в реализацию
                                    от 69 до 164 тыс. ДФЭ в 2030 г.; металлы (черные и   Эффективность развития железнодорожного                      во-Черноморским, Балтийским и Северным морски-  международных инициатив и программ, таких как
                                    цветные, изделия из металлов) с совокупным потен-  сообщения подтверждается оценками эффектов                     ми бассейнами.                               Венская программа действий для развивающихся
                                    циалом от 54 до 113 тыс. ДФЭ в 2030 г.; древесина,   гравитационной модели, которые свидетельствуют                Тарифные и нетарифные барьеры сдерживают    стран, не имеющих выхода к морю, на период до 2024
                                    изделия из дерева, бумага с совокупным потенциа-  о  том,  что  улучшение  качества  железнодорожной              потенциал привлечения грузопотоков по МТК    г., Региональная программа действий ЭСКАТО ООН
                                    лом от 31 до 68 тыс. ДФЭ в 2030 г.; машины и обору-  инфраструктуры имеет наибольшее влияние на уве-              «Север  — Юг».  Среди  потенциальных  вызовов,  с   по устойчивой транспортной осязаемости в Азиат-
                                    дование с совокупным потенциалом от 27 до 60 тыс.   личение объемов торговли для стран, тяготеющих к              которыми сталкивается развитие МТК «Север —   ско-Тихоокеанском регионе (АТР), этап I (2017–2021
                                    ДФЭ в 2030 г.; минеральные удобрения с совокупным   международному коридору «Север — Юг», по срав-                Юг», можно выделить отсутствие сквозного тари-  гг.) и планируемая к принятию на Четвертой кон-
                                    потенциалом от 16 до 34 тыс. ДФЭ в 2030 г.; текстиль,   нению с другими видами транспорта. При улучше-            фа, нескоординированную транспортную политику   ференции министров транспорта ЭСКАТО ООН
                                    текстильные изделия и обувь с совокупным потен-  нии качества железнодорожной инфраструктуры на                   стран-участниц,  международные  санкции,  отсут-  (14–17 декабря 2021 г.) Региональная программа
                                    циалом от 15 до 24 тыс. ДФЭ в 2030 г.         0,1 балла ожидается, что внешняя торговля в среднем                 ствие гармонизированных норм в области междуна-  действий по устойчивому развитию транспорта в
                                      Отдельной товарной категорией является зерно,   увеличится  на 5,8%  при прочих равных условиях.                родных  перевозок  и  процедур  пересечения  границ,   Азиатско-Тихоокеанском регионе (2022–2026 гг.).
                                    которое с точки зрения объемов перевозок является   Железнодорожный транспорт обеспечивает мини-                  наличие недостающих звеньев и «узких мест» ко-  Очевидно, что развитие МТК «Север — Юг» станет
                                    на данный момент основным товаром, доставляе-  мальный углеродный след, что является его важным                   ридора.  Соответственно,  значительный  потенциал   важным  стимулом  для  реализации  целей  устойчи-
                                    мым по МТК «Север — Юг». Согласно прогнозным   конкурентным фактором в осуществлении грузовых                     развития МТК «Север — Юг» связан с развитием   вого развития (ЦУР), резолюций ГА ООН по устой-
                                    оценкам, поток зерновых грузов по МТК «Север —   перевозок по МТК «Север — Юг». Перенаправле-                     не только транспортного «железного» каркаса (hard   чивому транспорту и транзитным транспортным
                                    Юг» может составить от 8,7 до 12,8 млн т к 2030 г. К   ние контейнерных перевозок с морского транспорта           infrastructure), но и нематериальной инфраструкту-  коридорам, а также рекомендаций двух глобальных
               Рис.G                2030 г. объемы перевозок будут продолжать превос-  на железнодорожный в рамках МТК «Север — Юг»                   ры (soft infrastructure) коридора. Результаты грави-  конференций ООН по устойчивому транспорту,
               Итоговая оценка      ходить потенциал контейнерных перевозок по всем   позволит  снизить  выбросы  парниковых  газов  как              тационной модели свидетельствуют о том, что:   прошедших в ноябре 2016 г. в Ашхабаде и в октябре
               потенциала грузоперевозок   другим товарным категориям вместе взятым (от 5,9   минимум на 25%. Как и в случае транспортного ко-        •  при снижении денежных затрат на получение,   2021 г. в Пекине.
               по маршрутам МТК «Север –  до 11,9 млн т). В конечном итоге, с учетом потенци-  ридора «Восток — Запад», развитие МТК «Север —          подготовку  и  сдачу  документов  для  погранично-  В перспективе МТК «Север — Юг» может стать
               Юг» в 2030 г. (млн т)  ала двух видов товарных категорий — пригодных и   Юг» свидетельствует о том, что основой расширения              го и таможенного контроля в странах — участни-  коридором развития для ЕАЭС.  Реализация круп-
                                                                                  транзитного потенциала в Евразии по сухопутным                       цах Соглашения о МТК «Север — Юг» с текущих   ных инфраструктурных проектов в транспортной
                                                                                  транспортным  маршрутам  являются, прежде всего,                     376,12 долл. до 79,65 долл., среднего европейского   сфере не только позволяет сократить время в пути и
                                                                                  железнодорожные в сочетании в автомобильными                         показателя, объем внешней торговли в этих стра-  эксплуатационные расходы перевозчиков, но и через
                                                                                  перевозки.                                                           нах может увеличиться на 5,9% от уровня 2019 г.   косвенные эффекты способствует устойчивому раз-
                                                                                    Потенциал  развития  мультимодального  (Тран-                      (или на 59,08 млрд долл.);                  витию. Так, помимо увеличения объемов торговли,
                                                                                  скаспийского) направления маршрута на данный                        •  при снижении времени таможенного оформления   развитие МТК содействует строительству индустри-
                                                                                  момент уступает сухопутным маршрутам. Инфра-                         и прохождения пограничного и таможенного кон-  альных парков, специальных экономических зон
                                                                                  структура водного транспорта характеризуется на-                     троля в странах — участницах Соглашения о МТК   вдоль  транзитного  пути, а также развитию коопе-
                                                                                  личием «узких мест», таких как габариты Волго-Ка-                    «Север — Юг» с 51,33 часа до 7,48 часа, среднего   рации в сфере производства товаров и услуг и вы-
                                                                                  спийского морского судоходного канала, а также его                   европейского уровня, внешняя торговля в анали-  страиванию новых производственно-логистических
                                                                                  заносимость. Вместе с тем, одной из задач по даль-                   зируемых странах может увеличиться на 52,6% от   цепочек между государствами  — членами ЕАЭС и
                                                                                  нейшему развитию МТК «Север — Юг» является его                       уровня 2019 г. (или на 526 млрд долл.); • внедрение   крупными развивающимися странами Персидского
                                                                                  трансформация в полноценный мультимодальный                          интеллектуальных транспортных систем и  цифро-  залива и Индийского океана, включая Иран, Индию
                                                                                  коридор, в котором мономодальные участки были                        визация  международных  мультимодальных  пере-  и Пакистан. Соответственно, создаются новые рабо-
                                                                                  бы интегрированы с морскими линиями, соединяю-                       возок и  логистики с  использованием электронных   чие места, улучшаются перспективы экономического
                                                                                  щими иранские, индийские, пакистанские и другие                      накладных CIM/CMGS и CMR, электронных кни-  роста и растет благосостояние населения в регионе.
                                                                                  порты. К числу задач относится также рост загруз-                    жек e-TIR и спутниковых навигационных систем   Более того, с развитием МТК происходит переключе-
                                                                                  ки мультимодального (Транскаспийского) маршрута                      оказывает благоприятное воздействие на объемы   ние грузопотоков с морского транспорта на железно-
                                                                                  МТК «Север — Юг», что даст возможность привле-                       внешней торговли в  странах —  участницах Со-  дорожный, который является экологически чистым
                                                                                  кать международные грузопотоки, в том числе в кон-                   глашения о МТК «Север — Юг» и может открыть   видом транспорта для перевозки грузов при расчете
                                                                                  тейнерах, на Волжский водно-транспортный путь.                       новые возможности для упрощения процедур    объемов выбросов СО  в граммах на тонно-кило-
                                                                                                                                                                                                                      2
             Источник: Расчеты авторов.                                                                                                                пересечения границ, сокращения сроков достав-  метр.

              92  I  ВЕСНА 2024                                                                                                                                                                                                                       ВЕСНА 2024  I  93
   89   90   91   92   93   94   95   96   97   98   99