Page 91 - ИЕ_весна 2024 (14)
P. 91

маршрутов, в том числе планируемых в рамках реали-
 Евгений Винокуров, Главный экономист ЕАБР и ЕФСР                                 зации китайской инициативы «Один пояс, один путь»
 Арман Ахунбаев, руководитель Центра отраслевого анализа Дирекции по аналитической работе,  (ОПОП), и его развитие напрямую содействует форми-
 Марат Шашкенов, старший аналитик Центра отраслевого анализа Дирекции по аналитической работе,   рованию макрорегиональной транспортно-логистиче-
 Александр Забоев, внешний консультант
                                                                                  ской системы — «Евразийского транспортного карка-
                                                                                  са», который, в свою очередь, выступает основой для
                                                                                  развития торгового и инвестиционного партнерства
 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ                                                       внутри Евразии и может стать драйвером Большой
                                                                                  Евразии. Сооружение этого каркаса позволяет учесть
                                                                                  долгосрочные экономические интересы многих стран
                                                                                  Евразийского континента, особенно не имеющих вы-
 КОРИДОР «СЕВЕР – ЮГ»:                                                            хода к морю, способствует снижению негативного вли-
                                                                                  яния на экономику «больших расстояний» и высоких
                                                                                  транспортных  издержек,  снятию  «континентального
                                                                                  проклятия» Центральной Евразии, превращая ее в
                                                                                  перекресток транспортных коридоров, и, в конечном
 СОЗДАНИЕ ТРАНСПОРТНОГО КАРКАСА ЕВРАЗИИ                                           итоге, развитию континентальной кооперации и реги-
                                                                                  ональной интеграции.
                                                                                    МТК «Север — Юг» должен содействовать поиску
                                                                                  оптимальных путей для доставки товаров из стран
                                                                                  южной части коридора (и обратно) в Центральную,
 ЗАПУСК МТК «СЕВЕР – ЮГ» И ЕГО СОПРЯЖЕНИЕ С ШИРОТНЫМИ ТРАНСПОРТНЫМИ               Западную и Северную Европу и переключению гру-
 КОРИДОРАМИ ПОЗВОЛИТ СОЗДАТЬ ЕДИНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КАРКАС НА                        зопотоков с морских маршрутов, проходящих через
 ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРАЗИИ. ОСНОВНЫМ ПРЕИМУЩЕСТВОМ МТК «СЕВЕР – ЮГ» ПЕРЕД   Источник: ЕАБР.  Суэцкий канал и Гибралтар, на наземные и мультимо-
 ДРУГИМИ ТРАНСПОРТНЫМИ МАРШРУТАМИ ЯВЛЯЕТСЯ СУЩЕСТВЕННОЕ СОКРАЩЕНИЕ                дальные коридоры. Актуальность создания мультимо-
 СРОКОВ ДОСТАВКИ ТОВАРОВ. В ДОКЛАДЕ ДАНА ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА ГРУЗОВЫХ   Рис.А  ние об образовании зоны свободной торговли (ЗСТ).   дального коридора «Север — Юг» была подтверждена
 ПЕРЕВОЗОК ПО МТК «СЕВЕР – ЮГ», КОТОРЫЙ СОСТАВЛЯЕТ ОТ 14,6 ДО 24,7 МЛН Т В   МТК «Север – Юг» –   Проводятся переговоры по заключению договора о   в условиях пандемии COVID-19, когда цепочка поста-
 ГОД. РЕЗУЛЬТАТЫ ГРАВИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ТАКЖЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О НАЛИЧИИ   меридианный коридор   создании ЗСТ между ЕАЭС и Индией. Раскрытие тор-  вок была серьезно нарушена, что привело к высокой
               транспортного каркаса
                                    гового потенциала ЕАЭС, Центральной Азии и стран
                                                                                  волатильности  ставок  фрахта  на  морские  перевозки
 ОГРОМНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОСТА ТОРГОВЛИ ПРИ ДОСТИЖЕНИИ «БЕСШОВНОСТИ»   Евразии  южной части МТК «Север — Юг» является важной   (см. рисунок C). Новый виток увеличения их стоимо-
 ТРАНСПОРТНЫХ МАРШРУТОВ ПУТЕМ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНОЙ   предпосылкой для его развития.  сти был зафиксирован на фоне стабильности сквозных
 ИНФРАСТРУКТУРЫ И ЦИФРОВИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОРИДОРА. В УСЛОВИЯХ   Уникальное направление МТК «Север — Юг» соз-  железнодорожных тарифов после инцидента 23 марта
 ГЛОБАЛЬНОГО ПЕРЕХОДА К ДЕКАРБОНИЗАЦИИ В ДОКЛАДЕ ОЦЕНЕН УГЛЕРОДНЫЙ   Рис.В  дает возможности для стыковки с другими глобаль-  2021 г. в Суэцком канале, когда контейнеровоз Ever
 СЛЕД МТК «СЕВЕР–ЮГ», КОТОРЫЙ СОПОСТАВИМ С МОРСКИМИ ГЛУБОКОВОДНЫМИ   МТК «Север – Юг» –   ными и региональными широтными транспортны-  Given заблокировал движение между Красным и Сре-
 ПЕРЕВОЗКАМИ. В ПЕРСПЕКТИВЕ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР МОЖЕТ СТАТЬ КОРИДОРОМ   компонент взаимосвязанной   ми коридорами, проходящими с востока на запад (см.   диземным морями, вызвав глобальный сбой в распи-
 ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ СТРАН ЕАЭС ПУТЕМ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ   сети торговых коридоров   рисунок B). МТК «Север — Юг» является важной со-  сании доставки грузов, усугубив дефицит контейнеров,
 КООПЕРАЦИИ И ВЫСТРАИВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕПОЧЕК СО СТРАНАМИ,   в Каспийском регионе  ставляющей сети широтных и меридианных торговых   усилив неопределенность в функционировании логи-
                                                                                  стических цепочек доставки товаров и, соответствен-
 ТЯГОТЕЮЩИМИ К МТК «СЕВЕР – ЮГ»
                                                                                  но, увеличив спрос на железнодорожные перевозки на
                                                                                  Евразийском континенте и обозначив тем самым не-
                                                                                  обходимость  формирования  дополнительного  канала
 ультимодальный международ-  Федерация) тремя странами — Республикой Индия,       перевозки грузов. На этом фоне развитие МТК «Се-
 ный транспортный коридор   Исламской Республикой Иран и Российской Федера-       вер — Юг» может рассматриваться государствами как
 (МТК) «Север — Юг» связыва-  цией — межправительственного Соглашения о между-    альтернативный канал и необходимая страховка для
 ет северо-западную часть Евра-  народном транспортном коридоре «Север — Юг».     бесперебойной торговли между Азией и Европой.
 зийского экономического союза   Основным импульсом для повышения значимо-          Главным преимуществом МТК «Север — Юг» пе-
 М(ЕАЭС) и страны Скандинавии   сти транспортных маршрутов по оси «Север — Юг» в   ред другими маршрутами, в том числе перед морским
 с государствами Центральной Азии (ЦА), Персидского   последние годы являются  активное взаимодействие   маршрутом через Суэцкий канал, является значитель-
 залива и Индийского океана (см. рисунок A). Коридор   ЕАЭС с Индией, Ираном и другими странами юж-  ное сокращение временных затрат на осуществление
 включает инфраструктуру железнодорожного, автомо-  ной части коридора в рамках реализации концепции   перевозок. Так, срок доставки грузов из Мумбаи в
 бильного и внутреннего водного транспорта, морские   Большой Евразии, а также активизация Азербайджа-  Санкт-Петербург по традиционному маршруту, прохо-
 порты на Каспии (Астрахань, Оля, Махачкала, Баку/   на, Казахстана, Туркменистана  и других  стран,  тяго-  дящему через Суэцкий канал, составляет от 30 до 45
 Алят, Актау/Курык, Туркменбаши, Энзели, Ноушехр,   теющих к МТК «Север — Юг», в вопросах развития   дней.  При том что срок отправки грузов из Мумбаи
 Амирабад), порты Персидского залива (Бендер-Аб-  транзита и мультимодальных коридоров в Каспийском   в Россию по сухопутному маршруту МТК «Север —
 бас и Чабахар), автомобильные (АПП) и железнодо-  регионе. Так, в декабре 2014 г. была введена в эксплуа-  Юг» может варьироваться от 15 до 24 дней. Доставка
 рожные пункты пропуска, а также международные   тацию новая железнодорожная линия Жанаозен — Кы-  же грузов по Восточной ветви коридора, проходящей
 аэропорты. Юридической базой создания коридора   зылкая — Берекет — Этрек — Горган протяженностью   через Казахстан и Туркменистан, сокращает срок до-
 «Север — Юг» явилось подписание 12 сентября 2000 г.   более 900 км, проходящая в направлении север — юг и   ставки до 15–18 дней. После ввода в эксплуатацию же-
 в ходе Второй Международной евроазиатской конфе-  соединяющая Казахстан, Туркменистан и Иран. В мае   лезнодорожного участка Астара — Решт на территории
 ренции по транспорту (г. Санкт-Петербург, Российская   2018 г. ЕАЭС подписал с Ираном временное соглаше-  Источник: ЕАБР.  Ирана время доставки грузов по МТК «Север — Юг»

 88  I  ВЕСНА 2024                                                                                           ВЕСНА 2024  I  89
   86   87   88   89   90   91   92   93   94   95   96