Page 95 - ИЕ_весна 2024 (14)
P. 95

Значительным для стран ЕАЭС является   непригодных для контейнеризации, совокупный по-  Грузовой  потенциал  автомобильных  перевозок   ки грузов и повышения безопасности движения
 благоприятный эффект сопряжения МТК   тенциал грузовых перевозок по МТК «Север — Юг»   и внутреннего водного транспорта МТК «Север —   вдоль МТК «Север — Юг».
             Юг» значительно уступает железнодорожным пе-
 может составить от 14,6 до 24,7 млн т в перспективе
                                                              В случае создания благоприятных условий для
 «Север – Юг» с широтным железнодорожным   2030 г. (см. рисунок G).  ревозкам  и  оценивается,  соответственно,  в  45–50   развития перевозок по МТК «Север — Юг» (ликвида-
 маршрутом Баку – Тбилиси – Карс (БТК).   Все три маршрута следования МТК «Север —   тыс. ДФЭ (или 0,8–0,9 млн т) и 10–20 тыс. ДФЭ (0,2–  ция «узких мест» инфраструктуры, упрощение про-
 В результате данной стыковки возможным   Юг»  имеют  значение  для  реализации  транспор-  0,4 млн т) к 2030 г. в зависимости от сценария. Ав-  цедур пересечения границ, согласованная тарифная
 тно-транзитного потенциала. Однако наибольший
             томобильный транспорт играет незаменимую роль
                                                           политика, формирование механизма по управлению
 становится развитие контейнерных перевозок   потенциал связан с развитием двух железнодорож-  для малого и среднего бизнеса, заинтересованного   коридором и так далее) перечень заинтересованных
 между ЕАЭС, Грузией и Турцией.  ных маршрутов — Западного и Восточного (см. рису-  в отправках грузов малыми объемами. Кроме того,   стран и стран — участниц соглашения может рас-
 нок F). Их удельный вес составляет, соответственно,   автомобильный транспорт играет важную фидер-  шириться. В их число могут войти некоторые страны
 порядка 60% и 24% потенциала грузопотоков. Высо-  ную роль при подвозе грузов к каспийским морским   Персидского залива, Индийского океана и Восточ-
 Основными товарными категориями МТК «Се-  кое значение железнодорожного транспорта для раз-  портам. Ключевой страной МТК «Север — Юг» для   ной Африки, Туркменистан, Кыргызская Республика
 вер — Юг», пригодными для контейнеризации по   вития МТК «Север — Юг» отражает наблюдаемый на   развития международных автоперевозок является   и Республика Узбекистан в Центральной Азии, Ки-
 всем корреспондирующим торговым парам с учетом   сегодняшний  день «мономодальный» характер ко-  Исламская Республика Иран. Развитие внутреннего   тай (в части развития торговли с Ираном), а также
 нетрадиционных товарных категорий, на данный   ридора на ряде участков. Это связано, прежде всего,   водного транспорта связано преимущественно с по-  некоторые государства Центральной и Восточной
 момент являются: продовольствие (за исключением   с тем, что железнодорожное сообщение развито в   тенциалом Единой глубоководной системы России,   Европы.
 зерна и масла наливом) с совокупным потенциалом   большей мере в Каспийском регионе.  соединяющей Каспийское море по реке Волге с Азо-  Важен вклад МТК «Север — Юг» в реализацию
 от 69 до 164 тыс. ДФЭ в 2030 г.; металлы (черные и   Эффективность развития железнодорожного   во-Черноморским, Балтийским и Северным морски-  международных инициатив и программ, таких как
 цветные, изделия из металлов) с совокупным потен-  сообщения подтверждается оценками эффектов   ми бассейнами.  Венская программа действий для развивающихся
 циалом от 54 до 113 тыс. ДФЭ в 2030 г.; древесина,   гравитационной модели, которые свидетельствуют   Тарифные и нетарифные барьеры сдерживают   стран, не имеющих выхода к морю, на период до 2024
 изделия из дерева, бумага с совокупным потенциа-  о  том,  что  улучшение  качества  железнодорожной   потенциал привлечения грузопотоков по МТК   г., Региональная программа действий ЭСКАТО ООН
 лом от 31 до 68 тыс. ДФЭ в 2030 г.; машины и обору-  инфраструктуры имеет наибольшее влияние на уве-  «Север  — Юг».  Среди  потенциальных  вызовов,  с   по устойчивой транспортной осязаемости в Азиат-
 дование с совокупным потенциалом от 27 до 60 тыс.   личение объемов торговли для стран, тяготеющих к   которыми сталкивается развитие МТК «Север —   ско-Тихоокеанском регионе (АТР), этап I (2017–2021
 ДФЭ в 2030 г.; минеральные удобрения с совокупным   международному коридору «Север — Юг», по срав-  Юг», можно выделить отсутствие сквозного тари-  гг.) и планируемая к принятию на Четвертой кон-
 потенциалом от 16 до 34 тыс. ДФЭ в 2030 г.; текстиль,   нению с другими видами транспорта. При улучше-  фа, нескоординированную транспортную политику   ференции министров транспорта ЭСКАТО ООН
 текстильные изделия и обувь с совокупным потен-  нии качества железнодорожной инфраструктуры на   стран-участниц,  международные  санкции,  отсут-  (14–17 декабря 2021 г.) Региональная программа
 циалом от 15 до 24 тыс. ДФЭ в 2030 г.   0,1 балла ожидается, что внешняя торговля в среднем   ствие гармонизированных норм в области междуна-  действий по устойчивому развитию транспорта в
 Отдельной товарной категорией является зерно,   увеличится  на 5,8%  при прочих равных условиях.   родных  перевозок  и  процедур  пересечения  границ,   Азиатско-Тихоокеанском регионе (2022–2026 гг.).
 которое с точки зрения объемов перевозок является   Железнодорожный транспорт обеспечивает мини-  наличие недостающих звеньев и «узких мест» ко-  Очевидно, что развитие МТК «Север — Юг» станет
 на данный момент основным товаром, доставляе-  мальный углеродный след, что является его важным   ридора.  Соответственно,  значительный  потенциал   важным  стимулом  для  реализации  целей  устойчи-
 мым по МТК «Север — Юг». Согласно прогнозным   конкурентным фактором в осуществлении грузовых   развития МТК «Север — Юг» связан с развитием   вого развития (ЦУР), резолюций ГА ООН по устой-
 оценкам, поток зерновых грузов по МТК «Север —   перевозок по МТК «Север — Юг». Перенаправле-  не только транспортного «железного» каркаса (hard   чивому транспорту и транзитным транспортным
 Юг» может составить от 8,7 до 12,8 млн т к 2030 г. К   ние контейнерных перевозок с морского транспорта   infrastructure), но и нематериальной инфраструкту-  коридорам, а также рекомендаций двух глобальных
 Рис.G  2030 г. объемы перевозок будут продолжать превос-  на железнодорожный в рамках МТК «Север — Юг»   ры (soft infrastructure) коридора. Результаты грави-  конференций ООН по устойчивому транспорту,
 Итоговая оценка   ходить потенциал контейнерных перевозок по всем   позволит  снизить  выбросы  парниковых  газов  как   тационной модели свидетельствуют о том, что:   прошедших в ноябре 2016 г. в Ашхабаде и в октябре
 потенциала грузоперевозок   другим товарным категориям вместе взятым (от 5,9   минимум на 25%. Как и в случае транспортного ко-  •  при снижении денежных затрат на получение,   2021 г. в Пекине.
 по маршрутам МТК «Север –  до 11,9 млн т). В конечном итоге, с учетом потенци-  ридора «Восток — Запад», развитие МТК «Север —   подготовку  и  сдачу  документов  для  погранично-  В перспективе МТК «Север — Юг» может стать
 Юг» в 2030 г. (млн т)  ала двух видов товарных категорий — пригодных и   Юг» свидетельствует о том, что основой расширения   го и таможенного контроля в странах — участни-  коридором развития для ЕАЭС.  Реализация круп-
 транзитного потенциала в Евразии по сухопутным   цах Соглашения о МТК «Север — Юг» с текущих   ных инфраструктурных проектов в транспортной
 транспортным  маршрутам  являются, прежде всего,   376,12 долл. до 79,65 долл., среднего европейского   сфере не только позволяет сократить время в пути и
 железнодорожные в сочетании в автомобильными   показателя, объем внешней торговли в этих стра-  эксплуатационные расходы перевозчиков, но и через
 перевозки.    нах может увеличиться на 5,9% от уровня 2019 г.   косвенные эффекты способствует устойчивому раз-
 Потенциал  развития  мультимодального  (Тран-  (или на 59,08 млрд долл.);  витию. Так, помимо увеличения объемов торговли,
 скаспийского) направления маршрута на данный   •  при снижении времени таможенного оформления   развитие МТК содействует строительству индустри-
 момент уступает сухопутным маршрутам. Инфра-  и прохождения пограничного и таможенного кон-  альных парков, специальных экономических зон
 структура водного транспорта характеризуется на-  троля в странах — участницах Соглашения о МТК   вдоль  транзитного  пути, а также развитию коопе-
 личием «узких мест», таких как габариты Волго-Ка-  «Север — Юг» с 51,33 часа до 7,48 часа, среднего   рации в сфере производства товаров и услуг и вы-
 спийского морского судоходного канала, а также его   европейского уровня, внешняя торговля в анали-  страиванию новых производственно-логистических
 заносимость. Вместе с тем, одной из задач по даль-  зируемых странах может увеличиться на 52,6% от   цепочек между государствами  — членами ЕАЭС и
 нейшему развитию МТК «Север — Юг» является его   уровня 2019 г. (или на 526 млрд долл.); • внедрение   крупными развивающимися странами Персидского
 трансформация в полноценный мультимодальный   интеллектуальных транспортных систем и  цифро-  залива и Индийского океана, включая Иран, Индию
 коридор, в котором мономодальные участки были   визация  международных  мультимодальных  пере-  и Пакистан. Соответственно, создаются новые рабо-
 бы интегрированы с морскими линиями, соединяю-  возок и  логистики с  использованием электронных   чие места, улучшаются перспективы экономического
 щими иранские, индийские, пакистанские и другие   накладных CIM/CMGS и CMR, электронных кни-  роста и растет благосостояние населения в регионе.
 порты. К числу задач относится также рост загруз-  жек e-TIR и спутниковых навигационных систем   Более того, с развитием МТК происходит переключе-
 ки мультимодального (Транскаспийского) маршрута   оказывает благоприятное воздействие на объемы   ние грузопотоков с морского транспорта на железно-
 МТК «Север — Юг», что даст возможность привле-  внешней торговли в  странах —  участницах Со-  дорожный, который является экологически чистым
 кать международные грузопотоки, в том числе в кон-  глашения о МТК «Север — Юг» и может открыть   видом транспорта для перевозки грузов при расчете
 тейнерах, на Волжский водно-транспортный путь.   новые возможности для упрощения процедур   объемов выбросов СО  в граммах на тонно-кило-
                                                                              2
 Источник: Расчеты авторов.  пересечения границ, сокращения сроков достав-  метр.

 92  I  ВЕСНА 2024                                                                                           ВЕСНА 2024  I  93
   90   91   92   93   94   95   96   97   98   99   100