Page 93 - ИЕ_весна 2024 (14)
P. 93
Рис.D Рис.Е
Потенциал контейнерных перевозок по основным направлениям Значение сопряжения в структуре контейнерных перевозок МТК
МТК «Север – Юг» в 2030 г. (тыс. ДФЭ) «Север – Юг» в 2030 г. (тыс. ДФЭ)
Источник: Расчеты авторов. Источник: Расчеты авторов.
го залива может обеспечить от 245 до 501 тыс. ДФЭ Значительным для стран ЕАЭС является также бла-
Источник: ЕАБР. к 2030 г. (от 4,4 до 9 млн т), или порядка 75% потен- гоприятный эффект сопряжения МТК «Север — Юг»
циального объема контейнерных перевозок (см. рису- с широтным железнодорожным маршрутом Баку —
Рис.С дополнительно сократится. Сокращение срока до- ется основным условием для развития транспортных нок D). Основной вклад в потенциальный объем кон- Тбилиси — Карс (БТК). В результате данной стыковки
Котировки SCFI* и ERAI** и ставки является критичным для целого ряда товаров, маршрутов. Ключевое значение имеет комбинация тейнерных перевозок вносят грузовые потоки ЕАЭС возможным становится развитие контейнерных пере-
объем железнодорожных которые могут перевозиться по коридору: продоволь- стабильности сквозного тарифа и высокой скоро- с Азербайджаном, Ираном, Индией и Пакистаном. возок между ЕАЭС, Грузией и Турцией.
контейнерных перевозок в ствия, изделий из текстиля, бытовой техники, элек- сти доставки, которая и предопределяет экономиче-
сообщении Европа – Китай/ троники и так далее. Для производителей дорогостоя- скую состоятельность МТК «Север — Юг».
Китай – Европа щих товаров важным фактором является повышение Совокупный потенциал контейнерных перевозок Рис.F
оборачиваемости капитала (снижение стоимости гру- по МТК «Север — Юг», включающий в себя потен- Структура контейнерных
зовой массы в пути). циал всех трех основных направлений маршрута потоков МТК «Север – Юг»
Если использование транспортных маршрутов и все виды транспорта, может составить от 325 до по основным маршрутам
МТК «Север — Юг» позволяет сократить сроки до- 662 тыс. ДФЭ (от 5,9 до 11,9 млн т) к 2030 г. в зави- в 2030 г. (тыс. ДФЭ)
ставки как минимум на 25%, то стоимость перевоз- симости от сценария (см. рисунок D). При этом эф-
ки грузов по данному коридору не является его од- фект сопряжения МТК «Север — Юг» с евразийскими
нозначным конкурентным преимуществом. Тарифы широтными транспортными коридорами, связываю-
на перевозку груза по маршруту МТК «Север — Юг» щими восток и запад, обеспечивает от 127 до 246 тыс.
являются относительно высокими, несмотря на низ- ДФЭ (от 2,3 до 4,4 млн т), или порядка 40% совокуп-
кие временные затраты на транспортировку. Средняя ного потенциала (см. рисунок E) контейнерных пе-
плата за железнодорожную доставку на направлении ревозок. В соответствии со сложившейся географией
Индия/Пакистан/Иран/Оман в Европу оценивается и товарной структурой потоков внешней торговли
в 3500 долл. за 20-футовый контейнер. Для сравне- между странами, тяготеющими к коридору, увеличе-
ния, до начала пандемии COVID-19 ставка фрахта ние грузопотоков произойдет в большей степени в
морских судов за перевозку аналогичного объема направлении с севера на юг. Совокупный прогнозный
груза через Суэцкий канал была приблизительно в грузопоток контейнерных поездов составляет от 9 до
два раза меньше и составляла от 1000 до 1200 долл. 18 пар контейнерных поездов в сутки к 2030 г. Это зна-
На настоящий момент в качестве ценового ориентира чение находится в пределах пропускной способности
может быть принят тариф АО «РЖД Логистика» для однопутных железнодорожных линий коридора (до
перевозки 20-футового контейнера по маршруту МТК 24 пар поездов в сутки).
«Север — Юг» из индийского порта Нава-Шева в на- Развитие контейнерных перевозок по МТК «Се-
селенный пункт Ворсино1 Калужской области в 2650 вер — Юг» представляет значительный интерес
долл. при условии кругорейса. Вместе с тем, как по- для государств — членов ЕАЭС. Развитие перевозок
казывает практика, более низкая стоимость не явля- между ними и странами Южной Азии и Персидско- Источник: Расчеты авторов.
90 I ВЕСНА 2024 ВЕСНА 2024 I 91