Page 93 - ИЕ_весна 2024 (14)
P. 93

Рис.D                                         Рис.Е
               Потенциал контейнерных перевозок по основным направлениям  Значение сопряжения в структуре контейнерных перевозок МТК
               МТК «Север – Юг» в 2030 г. (тыс. ДФЭ)         «Север – Юг» в 2030 г. (тыс. ДФЭ)































             Источник: Расчеты авторов.                    Источник: Расчеты авторов.



             го залива может обеспечить от 245 до 501 тыс. ДФЭ   Значительным для стран ЕАЭС является также бла-
 Источник: ЕАБР.  к 2030 г. (от 4,4 до 9 млн т), или порядка 75% потен-  гоприятный эффект сопряжения МТК «Север — Юг»
             циального объема контейнерных перевозок (см. рису-  с широтным железнодорожным маршрутом Баку —
 Рис.С  дополнительно сократится. Сокращение срока до-  ется основным условием для развития транспортных   нок D). Основной вклад в потенциальный объем кон-  Тбилиси — Карс (БТК). В результате данной стыковки
 Котировки SCFI* и ERAI** и   ставки является критичным для целого ряда товаров,   маршрутов.  Ключевое значение имеет комбинация   тейнерных перевозок вносят грузовые потоки ЕАЭС   возможным становится развитие контейнерных пере-
 объем железнодорожных   которые могут перевозиться по коридору: продоволь-  стабильности сквозного тарифа и высокой скоро-  с Азербайджаном, Ираном, Индией и Пакистаном.   возок между ЕАЭС, Грузией и Турцией.
 контейнерных перевозок в   ствия,  изделий из  текстиля, бытовой техники,  элек-  сти доставки, которая и предопределяет экономиче-
 сообщении Европа – Китай/  троники и так далее. Для производителей дорогостоя-  скую состоятельность МТК «Север — Юг».
 Китай – Европа  щих товаров важным фактором является повышение   Совокупный потенциал контейнерных перевозок   Рис.F
 оборачиваемости капитала (снижение стоимости гру-  по МТК «Север — Юг», включающий в себя потен-         Структура контейнерных
 зовой массы в пути).   циал всех трех основных направлений маршрута                                      потоков МТК «Север – Юг»
 Если  использование транспортных маршрутов   и все виды транспорта, может составить от 325 до            по основным маршрутам
 МТК «Север — Юг» позволяет сократить сроки до-  662 тыс. ДФЭ (от 5,9 до 11,9 млн т) к 2030 г. в зави-    в 2030 г. (тыс. ДФЭ)
 ставки как минимум на 25%, то стоимость перевоз-  симости от сценария (см. рисунок D). При этом эф-
 ки грузов по данному коридору не является его од-  фект сопряжения МТК «Север — Юг» с евразийскими
 нозначным конкурентным преимуществом. Тарифы   широтными транспортными коридорами, связываю-
 на перевозку груза по маршруту МТК «Север — Юг»   щими восток и запад, обеспечивает от 127 до 246 тыс.
 являются относительно высокими, несмотря на низ-  ДФЭ (от 2,3 до 4,4 млн т), или порядка 40% совокуп-
 кие временные затраты на транспортировку. Средняя   ного потенциала  (см. рисунок E) контейнерных пе-
 плата за железнодорожную доставку на направлении   ревозок. В соответствии со сложившейся географией
 Индия/Пакистан/Иран/Оман в Европу оценивается   и товарной структурой потоков внешней торговли
 в 3500 долл. за 20-футовый контейнер. Для сравне-  между странами, тяготеющими к коридору, увеличе-
 ния, до начала пандемии COVID-19 ставка фрахта   ние грузопотоков произойдет в большей степени в
 морских судов за перевозку аналогичного объема   направлении с севера на юг. Совокупный прогнозный
 груза через Суэцкий канал была приблизительно в   грузопоток контейнерных поездов составляет от 9 до
 два раза меньше и составляла от 1000 до 1200 долл.   18 пар контейнерных поездов в сутки к 2030 г. Это зна-
 На настоящий момент в качестве ценового ориентира   чение находится в пределах пропускной способности
 может быть принят тариф АО «РЖД Логистика» для   однопутных железнодорожных линий коридора (до
 перевозки 20-футового контейнера по маршруту МТК   24 пар поездов в сутки).
 «Север — Юг» из индийского порта Нава-Шева в на-  Развитие контейнерных перевозок по МТК «Се-
 селенный пункт Ворсино1 Калужской области в 2650   вер  — Юг» представляет значительный интерес
 долл. при условии кругорейса. Вместе с тем, как по-  для государств — членов ЕАЭС. Развитие перевозок
 казывает практика, более низкая стоимость не явля-  между ними и странами Южной Азии и Персидско-  Источник: Расчеты авторов.

 90  I  ВЕСНА 2024                                                                                           ВЕСНА 2024  I  91
   88   89   90   91   92   93   94   95   96   97   98