Page 90 - ИЕ_весна 2024 (14)
P. 90

маршрутов, в том числе планируемых в рамках реали-
                         Евгений Винокуров, Главный экономист ЕАБР и ЕФСР                                                                                                                                                 зации китайской инициативы «Один пояс, один путь»
                         Арман Ахунбаев, руководитель Центра отраслевого анализа Дирекции по аналитической работе,                                                                                                        (ОПОП), и его развитие напрямую содействует форми-
                         Марат Шашкенов, старший аналитик Центра отраслевого анализа Дирекции по аналитической работе,                                                                                                    рованию макрорегиональной транспортно-логистиче-
                         Александр Забоев, внешний консультант
                                                                                                                                                                                                                          ской системы — «Евразийского транспортного карка-
                                                                                                                                                                                                                          са», который, в свою очередь, выступает основой для
                                                                                                                                                                                                                          развития торгового и инвестиционного партнерства
                   МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ                                                                                                                                                                             внутри Евразии и может стать драйвером Большой
                                                                                                                                                                                                                          Евразии. Сооружение этого каркаса позволяет учесть
                                                                                                                                                                                                                          долгосрочные экономические интересы многих стран
                                                                                                                                                                                                                          Евразийского континента, особенно не имеющих вы-
                                   КОРИДОР «СЕВЕР – ЮГ»:                                                                                                                                                                  хода к морю, способствует снижению негативного вли-
                                                                                                                                                                                                                          яния на экономику «больших расстояний» и высоких
                                                                                                                                                                                                                          транспортных  издержек,  снятию  «континентального
                                                                                                                                                                                                                          проклятия» Центральной Евразии, превращая ее в
                                                                                                                                                                                                                          перекресток транспортных коридоров, и, в конечном
                             СОЗДАНИЕ ТРАНСПОРТНОГО КАРКАСА ЕВРАЗИИ                                                                                                                                                       итоге, развитию континентальной кооперации и реги-
                                                                                                                                                                                                                          ональной интеграции.
                                                                                                                                                                                                                            МТК «Север — Юг» должен содействовать поиску
                                                                                                                                                                                                                          оптимальных путей для доставки товаров из стран
                                                                                                                                                                                                                          южной части коридора (и обратно) в Центральную,
                        ЗАПУСК МТК «СЕВЕР – ЮГ» И ЕГО СОПРЯЖЕНИЕ С ШИРОТНЫМИ ТРАНСПОРТНЫМИ                                                                                                                                Западную и Северную Европу и переключению гру-
                        КОРИДОРАМИ ПОЗВОЛИТ СОЗДАТЬ ЕДИНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КАРКАС НА                                                                                                                                         зопотоков с морских маршрутов, проходящих через
                        ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРАЗИИ. ОСНОВНЫМ ПРЕИМУЩЕСТВОМ МТК «СЕВЕР – ЮГ» ПЕРЕД                                                           Источник: ЕАБР.                                                     Суэцкий канал и Гибралтар, на наземные и мультимо-
                        ДРУГИМИ ТРАНСПОРТНЫМИ МАРШРУТАМИ ЯВЛЯЕТСЯ СУЩЕСТВЕННОЕ СОКРАЩЕНИЕ                                                                                                                                 дальные коридоры. Актуальность создания мультимо-
                        СРОКОВ ДОСТАВКИ ТОВАРОВ. В ДОКЛАДЕ ДАНА ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА ГРУЗОВЫХ                                                             Рис.А                ние об образовании зоны свободной торговли (ЗСТ).   дального коридора «Север — Юг» была подтверждена
                        ПЕРЕВОЗОК ПО МТК «СЕВЕР – ЮГ», КОТОРЫЙ СОСТАВЛЯЕТ ОТ 14,6 ДО 24,7 МЛН Т В                                                      МТК «Север – Юг» –   Проводятся переговоры по заключению договора о   в условиях пандемии COVID-19, когда цепочка поста-
                        ГОД. РЕЗУЛЬТАТЫ ГРАВИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ТАКЖЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О НАЛИЧИИ                                                          меридианный коридор   создании ЗСТ между ЕАЭС и Индией. Раскрытие тор-  вок была серьезно нарушена, что привело к высокой
                                                                                                                                                       транспортного каркаса
                                                                                                                                                                            гового потенциала ЕАЭС, Центральной Азии и стран
                                                                                                                                                                                                                          волатильности  ставок  фрахта  на  морские  перевозки
                        ОГРОМНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОСТА ТОРГОВЛИ ПРИ ДОСТИЖЕНИИ «БЕСШОВНОСТИ»                                                               Евразии              южной части МТК «Север — Юг» является важной   (см. рисунок C). Новый виток увеличения их стоимо-
                        ТРАНСПОРТНЫХ МАРШРУТОВ ПУТЕМ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНОЙ                                                                                        предпосылкой для его развития.                сти был зафиксирован на фоне стабильности сквозных
                        ИНФРАСТРУКТУРЫ И ЦИФРОВИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОРИДОРА. В УСЛОВИЯХ                                                                                     Уникальное направление МТК «Север — Юг» соз-  железнодорожных тарифов после инцидента 23 марта
                        ГЛОБАЛЬНОГО ПЕРЕХОДА К ДЕКАРБОНИЗАЦИИ В ДОКЛАДЕ ОЦЕНЕН УГЛЕРОДНЫЙ                                                              Рис.В                дает возможности для стыковки с другими глобаль-  2021 г. в Суэцком канале, когда контейнеровоз Ever
                        СЛЕД МТК «СЕВЕР–ЮГ», КОТОРЫЙ СОПОСТАВИМ С МОРСКИМИ ГЛУБОКОВОДНЫМИ                                                              МТК «Север – Юг» –   ными и региональными широтными транспортны-   Given заблокировал движение между Красным и Сре-
                        ПЕРЕВОЗКАМИ. В ПЕРСПЕКТИВЕ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР МОЖЕТ СТАТЬ КОРИДОРОМ                                                          компонент взаимосвязанной   ми коридорами, проходящими с востока на запад (см.   диземным морями, вызвав глобальный сбой в распи-
                        ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ СТРАН ЕАЭС ПУТЕМ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ                                                         сети торговых коридоров   рисунок B). МТК «Север — Юг» является важной со-  сании доставки грузов, усугубив дефицит контейнеров,
                        КООПЕРАЦИИ И ВЫСТРАИВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕПОЧЕК СО СТРАНАМИ,                                                                   в Каспийском регионе  ставляющей сети широтных и меридианных торговых   усилив неопределенность в функционировании логи-
                                                                                                                                                                                                                          стических цепочек доставки товаров и, соответствен-
                        ТЯГОТЕЮЩИМИ К МТК «СЕВЕР – ЮГ»
                                                                                                                                                                                                                          но, увеличив спрос на железнодорожные перевозки на
                                                                                                                                                                                                                          Евразийском континенте и обозначив тем самым не-
                                                                                                                                                                                                                          обходимость  формирования  дополнительного  канала
                                           ультимодальный международ-  Федерация) тремя странами — Республикой Индия,                                                                                                     перевозки грузов. На этом фоне развитие МТК «Се-
                                           ный транспортный коридор    Исламской Республикой Иран и Российской Федера-                                                                                                    вер — Юг» может рассматриваться государствами как
                                           (МТК) «Север — Юг» связыва-  цией — межправительственного Соглашения о между-                                                                                                  альтернативный канал и необходимая страховка для
                                           ет северо-западную часть Евра-  народном транспортном коридоре «Север — Юг».                                                                                                   бесперебойной торговли между Азией и Европой.
                                           зийского экономического союза   Основным импульсом для повышения значимо-                                                                                                        Главным преимуществом МТК «Север — Юг» пе-
                         М(ЕАЭС) и страны Скандинавии                  сти транспортных маршрутов по оси «Север — Юг» в                                                                                                   ред другими маршрутами, в том числе перед морским
                         с государствами Центральной Азии (ЦА), Персидского   последние годы являются  активное взаимодействие                                                                                            маршрутом через Суэцкий канал, является значитель-
                         залива и Индийского океана (см. рисунок A). Коридор   ЕАЭС с Индией, Ираном и другими странами юж-                                                                                               ное сокращение временных затрат на осуществление
                         включает инфраструктуру железнодорожного, автомо-  ной части коридора в рамках реализации концепции                                                                                              перевозок. Так, срок доставки грузов из Мумбаи в
                         бильного и внутреннего водного транспорта, морские   Большой Евразии, а также активизация Азербайджа-                                                                                            Санкт-Петербург по традиционному маршруту, прохо-
                         порты на Каспии (Астрахань, Оля, Махачкала, Баку/   на, Казахстана, Туркменистана  и других  стран,  тяго-                                                                                       дящему через Суэцкий канал, составляет от 30 до 45
                         Алят, Актау/Курык, Туркменбаши, Энзели, Ноушехр,   теющих к МТК «Север — Юг», в вопросах развития                                                                                                дней.  При том что срок отправки грузов из Мумбаи
                         Амирабад), порты Персидского залива (Бендер-Аб-  транзита и мультимодальных коридоров в Каспийском                                                                                               в Россию по сухопутному маршруту МТК «Север —
                         бас и Чабахар), автомобильные (АПП) и железнодо-  регионе. Так, в декабре 2014 г. была введена в эксплуа-                                                                                        Юг» может варьироваться от 15 до 24 дней. Доставка
                         рожные пункты пропуска, а также международные   тацию новая железнодорожная линия Жанаозен — Кы-                                                                                                 же грузов по Восточной ветви коридора, проходящей
                         аэропорты. Юридической базой создания коридора   зылкая — Берекет — Этрек — Горган протяженностью                                                                                                через Казахстан и Туркменистан, сокращает срок до-
                         «Север — Юг» явилось подписание 12 сентября 2000 г.   более 900 км, проходящая в направлении север — юг и                                                                                        ставки до 15–18 дней. После ввода в эксплуатацию же-
                         в ходе Второй Международной евроазиатской конфе-  соединяющая Казахстан, Туркменистан и Иран. В мае                                                                                              лезнодорожного участка Астара — Решт на территории
                         ренции по транспорту (г. Санкт-Петербург, Российская   2018 г. ЕАЭС подписал с Ираном временное соглаше-                     Источник: ЕАБР.                                                     Ирана время доставки грузов по МТК «Север — Юг»

              88  I  ВЕСНА 2024                                                                                                                                                                                                                       ВЕСНА 2024  I  89
   85   86   87   88   89   90   91   92   93   94   95