Page 90 - ИЕ_весна 2024 (14)
P. 90
маршрутов, в том числе планируемых в рамках реали-
Евгений Винокуров, Главный экономист ЕАБР и ЕФСР зации китайской инициативы «Один пояс, один путь»
Арман Ахунбаев, руководитель Центра отраслевого анализа Дирекции по аналитической работе, (ОПОП), и его развитие напрямую содействует форми-
Марат Шашкенов, старший аналитик Центра отраслевого анализа Дирекции по аналитической работе, рованию макрорегиональной транспортно-логистиче-
Александр Забоев, внешний консультант
ской системы — «Евразийского транспортного карка-
са», который, в свою очередь, выступает основой для
развития торгового и инвестиционного партнерства
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ внутри Евразии и может стать драйвером Большой
Евразии. Сооружение этого каркаса позволяет учесть
долгосрочные экономические интересы многих стран
Евразийского континента, особенно не имеющих вы-
КОРИДОР «СЕВЕР – ЮГ»: хода к морю, способствует снижению негативного вли-
яния на экономику «больших расстояний» и высоких
транспортных издержек, снятию «континентального
проклятия» Центральной Евразии, превращая ее в
перекресток транспортных коридоров, и, в конечном
СОЗДАНИЕ ТРАНСПОРТНОГО КАРКАСА ЕВРАЗИИ итоге, развитию континентальной кооперации и реги-
ональной интеграции.
МТК «Север — Юг» должен содействовать поиску
оптимальных путей для доставки товаров из стран
южной части коридора (и обратно) в Центральную,
ЗАПУСК МТК «СЕВЕР – ЮГ» И ЕГО СОПРЯЖЕНИЕ С ШИРОТНЫМИ ТРАНСПОРТНЫМИ Западную и Северную Европу и переключению гру-
КОРИДОРАМИ ПОЗВОЛИТ СОЗДАТЬ ЕДИНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КАРКАС НА зопотоков с морских маршрутов, проходящих через
ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРАЗИИ. ОСНОВНЫМ ПРЕИМУЩЕСТВОМ МТК «СЕВЕР – ЮГ» ПЕРЕД Источник: ЕАБР. Суэцкий канал и Гибралтар, на наземные и мультимо-
ДРУГИМИ ТРАНСПОРТНЫМИ МАРШРУТАМИ ЯВЛЯЕТСЯ СУЩЕСТВЕННОЕ СОКРАЩЕНИЕ дальные коридоры. Актуальность создания мультимо-
СРОКОВ ДОСТАВКИ ТОВАРОВ. В ДОКЛАДЕ ДАНА ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА ГРУЗОВЫХ Рис.А ние об образовании зоны свободной торговли (ЗСТ). дального коридора «Север — Юг» была подтверждена
ПЕРЕВОЗОК ПО МТК «СЕВЕР – ЮГ», КОТОРЫЙ СОСТАВЛЯЕТ ОТ 14,6 ДО 24,7 МЛН Т В МТК «Север – Юг» – Проводятся переговоры по заключению договора о в условиях пандемии COVID-19, когда цепочка поста-
ГОД. РЕЗУЛЬТАТЫ ГРАВИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ТАКЖЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О НАЛИЧИИ меридианный коридор создании ЗСТ между ЕАЭС и Индией. Раскрытие тор- вок была серьезно нарушена, что привело к высокой
транспортного каркаса
гового потенциала ЕАЭС, Центральной Азии и стран
волатильности ставок фрахта на морские перевозки
ОГРОМНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОСТА ТОРГОВЛИ ПРИ ДОСТИЖЕНИИ «БЕСШОВНОСТИ» Евразии южной части МТК «Север — Юг» является важной (см. рисунок C). Новый виток увеличения их стоимо-
ТРАНСПОРТНЫХ МАРШРУТОВ ПУТЕМ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНОЙ предпосылкой для его развития. сти был зафиксирован на фоне стабильности сквозных
ИНФРАСТРУКТУРЫ И ЦИФРОВИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОРИДОРА. В УСЛОВИЯХ Уникальное направление МТК «Север — Юг» соз- железнодорожных тарифов после инцидента 23 марта
ГЛОБАЛЬНОГО ПЕРЕХОДА К ДЕКАРБОНИЗАЦИИ В ДОКЛАДЕ ОЦЕНЕН УГЛЕРОДНЫЙ Рис.В дает возможности для стыковки с другими глобаль- 2021 г. в Суэцком канале, когда контейнеровоз Ever
СЛЕД МТК «СЕВЕР–ЮГ», КОТОРЫЙ СОПОСТАВИМ С МОРСКИМИ ГЛУБОКОВОДНЫМИ МТК «Север – Юг» – ными и региональными широтными транспортны- Given заблокировал движение между Красным и Сре-
ПЕРЕВОЗКАМИ. В ПЕРСПЕКТИВЕ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР МОЖЕТ СТАТЬ КОРИДОРОМ компонент взаимосвязанной ми коридорами, проходящими с востока на запад (см. диземным морями, вызвав глобальный сбой в распи-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ СТРАН ЕАЭС ПУТЕМ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ сети торговых коридоров рисунок B). МТК «Север — Юг» является важной со- сании доставки грузов, усугубив дефицит контейнеров,
КООПЕРАЦИИ И ВЫСТРАИВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕПОЧЕК СО СТРАНАМИ, в Каспийском регионе ставляющей сети широтных и меридианных торговых усилив неопределенность в функционировании логи-
стических цепочек доставки товаров и, соответствен-
ТЯГОТЕЮЩИМИ К МТК «СЕВЕР – ЮГ»
но, увеличив спрос на железнодорожные перевозки на
Евразийском континенте и обозначив тем самым не-
обходимость формирования дополнительного канала
ультимодальный международ- Федерация) тремя странами — Республикой Индия, перевозки грузов. На этом фоне развитие МТК «Се-
ный транспортный коридор Исламской Республикой Иран и Российской Федера- вер — Юг» может рассматриваться государствами как
(МТК) «Север — Юг» связыва- цией — межправительственного Соглашения о между- альтернативный канал и необходимая страховка для
ет северо-западную часть Евра- народном транспортном коридоре «Север — Юг». бесперебойной торговли между Азией и Европой.
зийского экономического союза Основным импульсом для повышения значимо- Главным преимуществом МТК «Север — Юг» пе-
М(ЕАЭС) и страны Скандинавии сти транспортных маршрутов по оси «Север — Юг» в ред другими маршрутами, в том числе перед морским
с государствами Центральной Азии (ЦА), Персидского последние годы являются активное взаимодействие маршрутом через Суэцкий канал, является значитель-
залива и Индийского океана (см. рисунок A). Коридор ЕАЭС с Индией, Ираном и другими странами юж- ное сокращение временных затрат на осуществление
включает инфраструктуру железнодорожного, автомо- ной части коридора в рамках реализации концепции перевозок. Так, срок доставки грузов из Мумбаи в
бильного и внутреннего водного транспорта, морские Большой Евразии, а также активизация Азербайджа- Санкт-Петербург по традиционному маршруту, прохо-
порты на Каспии (Астрахань, Оля, Махачкала, Баку/ на, Казахстана, Туркменистана и других стран, тяго- дящему через Суэцкий канал, составляет от 30 до 45
Алят, Актау/Курык, Туркменбаши, Энзели, Ноушехр, теющих к МТК «Север — Юг», в вопросах развития дней. При том что срок отправки грузов из Мумбаи
Амирабад), порты Персидского залива (Бендер-Аб- транзита и мультимодальных коридоров в Каспийском в Россию по сухопутному маршруту МТК «Север —
бас и Чабахар), автомобильные (АПП) и железнодо- регионе. Так, в декабре 2014 г. была введена в эксплуа- Юг» может варьироваться от 15 до 24 дней. Доставка
рожные пункты пропуска, а также международные тацию новая железнодорожная линия Жанаозен — Кы- же грузов по Восточной ветви коридора, проходящей
аэропорты. Юридической базой создания коридора зылкая — Берекет — Этрек — Горган протяженностью через Казахстан и Туркменистан, сокращает срок до-
«Север — Юг» явилось подписание 12 сентября 2000 г. более 900 км, проходящая в направлении север — юг и ставки до 15–18 дней. После ввода в эксплуатацию же-
в ходе Второй Международной евроазиатской конфе- соединяющая Казахстан, Туркменистан и Иран. В мае лезнодорожного участка Астара — Решт на территории
ренции по транспорту (г. Санкт-Петербург, Российская 2018 г. ЕАЭС подписал с Ираном временное соглаше- Источник: ЕАБР. Ирана время доставки грузов по МТК «Север — Юг»
88 I ВЕСНА 2024 ВЕСНА 2024 I 89