Page 10 - №1(1)-2021
P. 10

№ 1 (1), осень 2021 г.




                                                                            будет способствовать устранению ограничений во  взаимной                У ОБЩИХ РЫНКОВ ЕСТЬ СВОИ ПРИНЦИПЫ                     ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ РЕШЕНИЯ
                                                                            торговле нефтью и нефтепродуктами, увеличению числа участ-                 Работа  по  формированию  общих  рынков  и  гармониза-  При формировании общих рынков важное значение имеет
                                                                            ников рынков, обеспечению равного доступа к рынкам и разви-             ции национальных законодательств ведется с учетом базовых   создание условий для  обеспечения свободного конкурентного
                                                                            тию конкуренции.                                                        принципов, предусмотренных Договором о ЕАЭС, Концепци-  выбора поставщиков и потребителей нефти и нефтепродуктов
                                                                                                                                                    ей и Программой формирования общих рынков нефти и нефте-  на общих рынках, сопряженного с гарантированным доступом
                                                                            С 2025 ГОДА — НОВАЯ ЖИЗНЬ                                               продуктов ЕАЭС (далее по тексту — Концепция, Программа).   к  системам транспортировки нефти и  нефтепродуктов. Транс-
                                                                               Общие рынки должны заработать с 1 января 2025 года. Для              Один из  основных  — это обеспечение рыночного ценообра-  портировка  нефти  трубопроводным  транспортом  во  всех  го-
                                                                            этого Программой и Планом мероприятий по формированию об-               зования на  нефть и  нефтепродукты, повышение его прозрач-  сударствах-членах является естественно-монопольным видом
                                                                            щих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, утвержденными Ре-               ности (раздел III и IV Концепции), создание механизмов бир-  деятельности. Поэтому для обеспечения беспрепятственного до-
                                                                            шением Высшего Евразийского экономического совета от 6 дека-            жевой торговли, формирование биржевого товарного рынка   ступа к  услугам субъектов естественных монополий по  транс-
                                                                            бря 2018 года № 23, определена конкретная система разработки            (единого биржевого пространства). Равноправие участников   портировке нефти и  нефтепродуктов необходимо разработать
                                                                            актов и выполнения целого ряда организационных и технологи-             должен обеспечить принцип недискриминационного доступа   унифицированный порядок недискриминационного и прозрач-
                                                                            ческих мероприятий, направленных на установление единых ус-             хозяйствующих субъектов к общим рынкам нефти и нефтепро-  ного распределения технических возможностей транспортиров-
                                                                            ловий функционирования общих рынков. Создание общих рын-                дуктов. У  участников должна быть гарантированная возмож-  ки между участниками рынков, раскрытия информации о техни-
                                                                            ков будет осуществляться в три этапа: 2018 — 2021 годы, затем           ность долгосрочной транспортировки добытой нефти и  про-  ческих возможностях и условиях доступа. Второй немаловажный
                                                                            с 2021 по 2024 год, а на заключительном третьем этапе — до 1 ян-        изведенных из  нее нефтепродуктов, которая обеспечивается   вопрос — это действующие в настоящее время двусторонние со-
                                                                            варя 2025 года — предусмотрено вступление в силу международ-            равными условиями доступа хозяйствующих субъектов к  си-  глашения. Поскольку одной из главных целей евразийской инте-
                                                                            ного договора о  формировании общих рынков нефти и  нефте-              стемам транспортировки нефти и  нефтепродуктов. Важный   грации является формирование в рамках ЕАЭС единого рынка
                                                                            продуктов ЕАЭС, в котором должны найти отражение ключевые               вопрос  — стоимость транспортировки, поэтому в  Програм-  товаров и услуг на основе принципов рыночной экономики и до-
                                                                            вопросы создания и функционирования общих рынков. Для обе-              ме предусмотрено применение общих принципов и  методов
                                                                            спечения системной взаимосвязи положений актов, регулирую-              тарифообразования на  услуги субъектов естественных моно-
                                                                            щих общие рынки нефти и нефтепродуктов, государства — члены             полий по  транспортировке нефти и  нефтепродуктов, а  также
                                                                            ЕАЭС согласовали «пакетное» принятие в 2024 году международ-            предоставление «национального» режима (тариф для «чужих»       В Казахстане крупным участником
                                                                            ного договора о  формировании общих рынков нефти и  нефте-              не должен превышать тариф для «своих»). Реализация указан-     на рынке нефти является государственная
                                                                            продуктов  ЕАЭС  и  единых  правил  доступа  к  системам  транс-        ных принципов направлена на создание равных условий для хо-
                                                                            портировки нефти и  нефтепродуктов, правил торговли нефтью              зяйствующих  субъектов  государств-членов,  увеличение  това-  компания АО «КазМунайГаз». В сфере
                                                                            и нефтепродуктами, правил проведения биржевых торгов (в ка-             рооборота и создание благоприятных условий для привлечения     сбыта нефтепродуктов функционируют как
                                                                            честве приложений к международному договору). Сторонам необ-            инвестиций в сферы добычи, транспортировки, поставки, пе-
                                                                            ходимо договориться о единых правилах игры, в том числе гармо-          реработки и сбыта нефти и нефтепродуктов государств-членов.    дочерние предприятия АО «КазМунайГаз»,
                                                                            низировать национальные нормы и правила функционирования                Именно поэтому представляется весьма важным устранение         так и независимые компании, в том числе
                                                                            технологической и  коммерческой инфраструктуры общих рын-               имеющихся различий в нормативном правовом регулировании
                                                                            ков. Эту задачу главным образом и  решает Евразийская эконо-            указанных правоотношений, а  также ограничений в  торговле     сети АЗС российских ВИНК. В Республике
                                                                            мическая комиссия на своей площадке вместе со странами ЕАЭС.            нефтью и нефтепродуктами между хозяйствующими субъекта-
                                                                            Уже сделан целый ряд шагов по формированию правовой осно-               ми государств-членов.                                          Армения нефтеперерабатывающие
                                                                            вы общих рынков: в 2019 году принят порядок информационного                                                                            мощности отсутствуют. Нефтепродукты для
                                                                            взаимодействия в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов,            БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
                                                                            в 2020 году решением глав государств-членов утвержден план ме-             В пространстве ЕАЭС государства-члены разделились на не-    внутреннего потребления импортируются
                                                                            роприятий (дорожная карта) по гармонизации законодательства             фтедобывающие (Россия и  Казахстан) и  нефтепотребляющие       из России (ПАО «НК «Роснефть») и Ирана.
                                                                            государств-членов в нефтяной сфере. Все запланированные меро-           (Армения, Беларусь, Кыргызстан). Одни заинтересованы в уве-
                                                                            приятия первого этапа выполнены. На втором этапе сторонам не-           личении выручки и долгосрочных поставках нефти и нефтепро-
                                                                            обходимо разработать и принять основополагающий документ —              дуктов, другие — в гарантированном обеспечении внутренних   бросовестной конкуренции, свободного передвижения товаров
                                                                            международный договор о формировании общих рынков нефти                 потребностей, снижении стоимости нефти и  нефтепродуктов   без изъятий и ограничений, то взаимная торговля энергоресур-
                                                                            и нефтепродуктов ЕАЭС.                                                  за счет расширения использования механизмов рыночного це-  сами на двусторонней основе не отвечает поставленным в Дого-
                                                                                                                                                    нообразования и биржевой торговли. В этой связи вопрос обе-  воре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года
                                                                                    В России на рынках нефти                                        спечения энергетической безопасности рассматривается страна-  целям и задачам по проведению скоординированной энергетиче-
                                                                                    и нефтепродуктов доминируют                                     ми-участницами через призму своих национальных интересов,   ской политики. Двусторонние межправительственные соглаше-
                                                                                                                                                                                                          ния устанавливают квоты на поставку энергетических ресурсов,
                                                                                                                                                    защищенности субъектов международного права от внутренних
                                                                                    вертикально интегрированные                                     и внешних угроз в энергетической сфере, экологически безопас-  определенных в индикативных балансах нефти и нефтепродук-
                                                                                                                                                                                                          тов ЕАЭС, которые, по сути, являются мерой нетарифного ре-
                                                                                                                                                    ного энергоснабжения. В  праве ЕАЭС понятие энергетической
                                                                                    нефтяные компании (ВИНК).                                       безопасности не определено. Вместе с тем в ряде государств-чле-  гулирования и ограничивают свободное передвижение энерго-
                                                                                    По оценкам экспертов, более 80%                                 нов утверждены и реализуются в качестве программных доку-  ресурсов. Поэтому для развития интеграции в сфере энергетики
                                                                                                                                                    ментов  собственные  концепции  энергетической  безопасности.
                                                                                                                                                                                                          необходимо переходить от двусторонних договоренностей к об-
                                                                                    нефти добывается крупными                                       Деятельность органов ЕАЭС сосредоточена на  вопросах, свя-  щим согласованным подходам торгово-экономического сотруд-
                                                                                    игроками («Роснефть», ЛУКОЙЛ,                                   занных с  формированием ресурсной базы, прогнозом спроса   ничества. Касательно ценообразования (тарифообразования)
                                                                                                                                                                                                          на нефть и нефтепродукты на общих рынках, порядка взаимных
                                                                                                                                                    и предложения, прозрачностью рынка и его развития, инвести-
                                                                                    ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз»,                                       циями в  энергетический сектор, безопасностью энергоснабже-  расчетов при поставке энергоресурсов — эти вопросы будут от-
                                                                                    «Газпром»). Более 75% нефти                                     ния, экологией и развитием новых технологий. При обеспечении   ражены в соответствующем международном договоре и прави-
                                                                                                                                                                                                          лах торговли нефтью и  нефтепродуктами. Стороны уже дого-
                                                                                                                                                    комплексного подхода  и  установлении системной взаимосвя-
                                                                                    перерабатывается на заводах,                                    зи положений разрабатываемых актов, регулирующих общие   ворились, что ценообразование на общих рынках формируется
                                                                                    контролируемых теми                                             рынки, представляется важным определить ключевые подхо-  на основании рыночных механизмов (в рамках прямых догово-
                                                                                                                                                                                                          ров и на биржевых торгах) в соответствии с правилами, утвержда-
                                                                                                                                                    ды к  обеспечению общей энергетической безопасности госу-
                                                                                    же игроками рынка.                                              дарств — членов ЕАЭС.                                 емыми уполномоченными органами государств-членов. Прин-


                                                                                                                                                                                                                                                                      9
   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15