Page 10 - №1(1)-2021
P. 10
№ 1 (1), осень 2021 г.
будет способствовать устранению ограничений во взаимной У ОБЩИХ РЫНКОВ ЕСТЬ СВОИ ПРИНЦИПЫ ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ РЕШЕНИЯ
торговле нефтью и нефтепродуктами, увеличению числа участ- Работа по формированию общих рынков и гармониза- При формировании общих рынков важное значение имеет
ников рынков, обеспечению равного доступа к рынкам и разви- ции национальных законодательств ведется с учетом базовых создание условий для обеспечения свободного конкурентного
тию конкуренции. принципов, предусмотренных Договором о ЕАЭС, Концепци- выбора поставщиков и потребителей нефти и нефтепродуктов
ей и Программой формирования общих рынков нефти и нефте- на общих рынках, сопряженного с гарантированным доступом
С 2025 ГОДА — НОВАЯ ЖИЗНЬ продуктов ЕАЭС (далее по тексту — Концепция, Программа). к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов. Транс-
Общие рынки должны заработать с 1 января 2025 года. Для Один из основных — это обеспечение рыночного ценообра- портировка нефти трубопроводным транспортом во всех го-
этого Программой и Планом мероприятий по формированию об- зования на нефть и нефтепродукты, повышение его прозрач- сударствах-членах является естественно-монопольным видом
щих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, утвержденными Ре- ности (раздел III и IV Концепции), создание механизмов бир- деятельности. Поэтому для обеспечения беспрепятственного до-
шением Высшего Евразийского экономического совета от 6 дека- жевой торговли, формирование биржевого товарного рынка ступа к услугам субъектов естественных монополий по транс-
бря 2018 года № 23, определена конкретная система разработки (единого биржевого пространства). Равноправие участников портировке нефти и нефтепродуктов необходимо разработать
актов и выполнения целого ряда организационных и технологи- должен обеспечить принцип недискриминационного доступа унифицированный порядок недискриминационного и прозрач-
ческих мероприятий, направленных на установление единых ус- хозяйствующих субъектов к общим рынкам нефти и нефтепро- ного распределения технических возможностей транспортиров-
ловий функционирования общих рынков. Создание общих рын- дуктов. У участников должна быть гарантированная возмож- ки между участниками рынков, раскрытия информации о техни-
ков будет осуществляться в три этапа: 2018 — 2021 годы, затем ность долгосрочной транспортировки добытой нефти и про- ческих возможностях и условиях доступа. Второй немаловажный
с 2021 по 2024 год, а на заключительном третьем этапе — до 1 ян- изведенных из нее нефтепродуктов, которая обеспечивается вопрос — это действующие в настоящее время двусторонние со-
варя 2025 года — предусмотрено вступление в силу международ- равными условиями доступа хозяйствующих субъектов к си- глашения. Поскольку одной из главных целей евразийской инте-
ного договора о формировании общих рынков нефти и нефте- стемам транспортировки нефти и нефтепродуктов. Важный грации является формирование в рамках ЕАЭС единого рынка
продуктов ЕАЭС, в котором должны найти отражение ключевые вопрос — стоимость транспортировки, поэтому в Програм- товаров и услуг на основе принципов рыночной экономики и до-
вопросы создания и функционирования общих рынков. Для обе- ме предусмотрено применение общих принципов и методов
спечения системной взаимосвязи положений актов, регулирую- тарифообразования на услуги субъектов естественных моно-
щих общие рынки нефти и нефтепродуктов, государства — члены полий по транспортировке нефти и нефтепродуктов, а также
ЕАЭС согласовали «пакетное» принятие в 2024 году международ- предоставление «национального» режима (тариф для «чужих» В Казахстане крупным участником
ного договора о формировании общих рынков нефти и нефте- не должен превышать тариф для «своих»). Реализация указан- на рынке нефти является государственная
продуктов ЕАЭС и единых правил доступа к системам транс- ных принципов направлена на создание равных условий для хо-
портировки нефти и нефтепродуктов, правил торговли нефтью зяйствующих субъектов государств-членов, увеличение това- компания АО «КазМунайГаз». В сфере
и нефтепродуктами, правил проведения биржевых торгов (в ка- рооборота и создание благоприятных условий для привлечения сбыта нефтепродуктов функционируют как
честве приложений к международному договору). Сторонам необ- инвестиций в сферы добычи, транспортировки, поставки, пе-
ходимо договориться о единых правилах игры, в том числе гармо- реработки и сбыта нефти и нефтепродуктов государств-членов. дочерние предприятия АО «КазМунайГаз»,
низировать национальные нормы и правила функционирования Именно поэтому представляется весьма важным устранение так и независимые компании, в том числе
технологической и коммерческой инфраструктуры общих рын- имеющихся различий в нормативном правовом регулировании
ков. Эту задачу главным образом и решает Евразийская эконо- указанных правоотношений, а также ограничений в торговле сети АЗС российских ВИНК. В Республике
мическая комиссия на своей площадке вместе со странами ЕАЭС. нефтью и нефтепродуктами между хозяйствующими субъекта-
Уже сделан целый ряд шагов по формированию правовой осно- ми государств-членов. Армения нефтеперерабатывающие
вы общих рынков: в 2019 году принят порядок информационного мощности отсутствуют. Нефтепродукты для
взаимодействия в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов, БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
в 2020 году решением глав государств-членов утвержден план ме- В пространстве ЕАЭС государства-члены разделились на не- внутреннего потребления импортируются
роприятий (дорожная карта) по гармонизации законодательства фтедобывающие (Россия и Казахстан) и нефтепотребляющие из России (ПАО «НК «Роснефть») и Ирана.
государств-членов в нефтяной сфере. Все запланированные меро- (Армения, Беларусь, Кыргызстан). Одни заинтересованы в уве-
приятия первого этапа выполнены. На втором этапе сторонам не- личении выручки и долгосрочных поставках нефти и нефтепро-
обходимо разработать и принять основополагающий документ — дуктов, другие — в гарантированном обеспечении внутренних бросовестной конкуренции, свободного передвижения товаров
международный договор о формировании общих рынков нефти потребностей, снижении стоимости нефти и нефтепродуктов без изъятий и ограничений, то взаимная торговля энергоресур-
и нефтепродуктов ЕАЭС. за счет расширения использования механизмов рыночного це- сами на двусторонней основе не отвечает поставленным в Дого-
нообразования и биржевой торговли. В этой связи вопрос обе- воре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года
В России на рынках нефти спечения энергетической безопасности рассматривается страна- целям и задачам по проведению скоординированной энергетиче-
и нефтепродуктов доминируют ми-участницами через призму своих национальных интересов, ской политики. Двусторонние межправительственные соглаше-
ния устанавливают квоты на поставку энергетических ресурсов,
защищенности субъектов международного права от внутренних
вертикально интегрированные и внешних угроз в энергетической сфере, экологически безопас- определенных в индикативных балансах нефти и нефтепродук-
тов ЕАЭС, которые, по сути, являются мерой нетарифного ре-
ного энергоснабжения. В праве ЕАЭС понятие энергетической
нефтяные компании (ВИНК). безопасности не определено. Вместе с тем в ряде государств-чле- гулирования и ограничивают свободное передвижение энерго-
По оценкам экспертов, более 80% нов утверждены и реализуются в качестве программных доку- ресурсов. Поэтому для развития интеграции в сфере энергетики
ментов собственные концепции энергетической безопасности.
необходимо переходить от двусторонних договоренностей к об-
нефти добывается крупными Деятельность органов ЕАЭС сосредоточена на вопросах, свя- щим согласованным подходам торгово-экономического сотруд-
игроками («Роснефть», ЛУКОЙЛ, занных с формированием ресурсной базы, прогнозом спроса ничества. Касательно ценообразования (тарифообразования)
на нефть и нефтепродукты на общих рынках, порядка взаимных
и предложения, прозрачностью рынка и его развития, инвести-
ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз», циями в энергетический сектор, безопасностью энергоснабже- расчетов при поставке энергоресурсов — эти вопросы будут от-
«Газпром»). Более 75% нефти ния, экологией и развитием новых технологий. При обеспечении ражены в соответствующем международном договоре и прави-
лах торговли нефтью и нефтепродуктами. Стороны уже дого-
комплексного подхода и установлении системной взаимосвя-
перерабатывается на заводах, зи положений разрабатываемых актов, регулирующих общие ворились, что ценообразование на общих рынках формируется
контролируемых теми рынки, представляется важным определить ключевые подхо- на основании рыночных механизмов (в рамках прямых догово-
ров и на биржевых торгах) в соответствии с правилами, утвержда-
ды к обеспечению общей энергетической безопасности госу-
же игроками рынка. дарств — членов ЕАЭС. емыми уполномоченными органами государств-членов. Прин-
9