Page 11 - №1(1)-2021
P. 11

№ 1 (1), осень 2021 г.




 будет способствовать устранению ограничений во  взаимной   У ОБЩИХ РЫНКОВ ЕСТЬ СВОИ ПРИНЦИПЫ   ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ РЕШЕНИЯ
 торговле нефтью и нефтепродуктами, увеличению числа участ-  Работа  по  формированию  общих  рынков  и  гармониза-  При формировании общих рынков важное значение имеет
 ников рынков, обеспечению равного доступа к рынкам и разви-  ции национальных законодательств ведется с учетом базовых   создание условий для  обеспечения свободного конкурентного
 тию конкуренции.   принципов, предусмотренных Договором о ЕАЭС, Концепци-  выбора поставщиков и потребителей нефти и нефтепродуктов
            ей и Программой формирования общих рынков нефти и нефте-  на общих рынках, сопряженного с гарантированным доступом
 С 2025 ГОДА — НОВАЯ ЖИЗНЬ   продуктов ЕАЭС (далее по тексту — Концепция, Программа).   к  системам транспортировки нефти и  нефтепродуктов. Транс-
 Общие рынки должны заработать с 1 января 2025 года. Для   Один из  основных  — это обеспечение рыночного ценообра-  портировка  нефти  трубопроводным  транспортом  во  всех  го-
 этого Программой и Планом мероприятий по формированию об-  зования на  нефть и  нефтепродукты, повышение его прозрач-  сударствах-членах является естественно-монопольным видом
 щих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, утвержденными Ре-  ности (раздел III и IV Концепции), создание механизмов бир-  деятельности. Поэтому для обеспечения беспрепятственного до-
 шением Высшего Евразийского экономического совета от 6 дека-  жевой торговли, формирование биржевого товарного рынка   ступа к  услугам субъектов естественных монополий по  транс-
 бря 2018 года № 23, определена конкретная система разработки   (единого биржевого пространства). Равноправие участников   портировке нефти и  нефтепродуктов необходимо разработать
 актов и выполнения целого ряда организационных и технологи-  должен обеспечить принцип недискриминационного доступа   унифицированный порядок недискриминационного и прозрач-
 ческих мероприятий, направленных на установление единых ус-  хозяйствующих субъектов к общим рынкам нефти и нефтепро-  ного распределения технических возможностей транспортиров-
 ловий функционирования общих рынков. Создание общих рын-  дуктов. У  участников должна быть гарантированная возмож-  ки между участниками рынков, раскрытия информации о техни-
 ков будет осуществляться в три этапа: 2018 — 2021 годы, затем   ность долгосрочной транспортировки добытой нефти и  про-  ческих возможностях и условиях доступа. Второй немаловажный
 с 2021 по 2024 год, а на заключительном третьем этапе — до 1 ян-  изведенных из  нее нефтепродуктов, которая обеспечивается   вопрос — это действующие в настоящее время двусторонние со-
 варя 2025 года — предусмотрено вступление в силу международ-  равными условиями доступа хозяйствующих субъектов к  си-  глашения. Поскольку одной из главных целей евразийской инте-
 ного договора о  формировании общих рынков нефти и  нефте-  стемам транспортировки нефти и  нефтепродуктов. Важный   грации является формирование в рамках ЕАЭС единого рынка
 продуктов ЕАЭС, в котором должны найти отражение ключевые   вопрос  — стоимость транспортировки, поэтому в  Програм-  товаров и услуг на основе принципов рыночной экономики и до-
 вопросы создания и функционирования общих рынков. Для обе-  ме предусмотрено применение общих принципов и  методов
 спечения системной взаимосвязи положений актов, регулирую-  тарифообразования на  услуги субъектов естественных моно-
 щих общие рынки нефти и нефтепродуктов, государства — члены   полий по  транспортировке нефти и  нефтепродуктов, а  также
 ЕАЭС согласовали «пакетное» принятие в 2024 году международ-  предоставление «национального» режима (тариф для «чужих»   В Казахстане крупным участником
 ного договора о  формировании общих рынков нефти и  нефте-  не должен превышать тариф для «своих»). Реализация указан-  на рынке нефти является государственная
 продуктов  ЕАЭС  и  единых  правил  доступа  к  системам  транс-  ных принципов направлена на создание равных условий для хо-
 портировки нефти и  нефтепродуктов, правил торговли нефтью   зяйствующих  субъектов  государств-членов,  увеличение  това-  компания АО «КазМунайГаз». В сфере
 и нефтепродуктами, правил проведения биржевых торгов (в ка-  рооборота и создание благоприятных условий для привлечения   сбыта нефтепродуктов функционируют как
 честве приложений к международному договору). Сторонам необ-  инвестиций в сферы добычи, транспортировки, поставки, пе-
 ходимо договориться о единых правилах игры, в том числе гармо-  реработки и сбыта нефти и нефтепродуктов государств-членов.   дочерние предприятия АО «КазМунайГаз»,
 низировать национальные нормы и правила функционирования   Именно поэтому представляется весьма важным устранение   так и независимые компании, в том числе
 технологической и  коммерческой инфраструктуры общих рын-  имеющихся различий в нормативном правовом регулировании
 ков. Эту задачу главным образом и  решает Евразийская эконо-  указанных правоотношений, а  также ограничений в  торговле   сети АЗС российских ВИНК. В Республике
 мическая комиссия на своей площадке вместе со странами ЕАЭС.   нефтью и нефтепродуктами между хозяйствующими субъекта-
 Уже сделан целый ряд шагов по формированию правовой осно-  ми государств-членов.   Армения нефтеперерабатывающие
 вы общих рынков: в 2019 году принят порядок информационного              мощности отсутствуют. Нефтепродукты для
 взаимодействия в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов,   БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
 в 2020 году решением глав государств-членов утвержден план ме-  В пространстве ЕАЭС государства-члены разделились на не-  внутреннего потребления импортируются
 роприятий (дорожная карта) по гармонизации законодательства   фтедобывающие (Россия и  Казахстан) и  нефтепотребляющие   из России (ПАО «НК «Роснефть») и Ирана.
 государств-членов в нефтяной сфере. Все запланированные меро-  (Армения, Беларусь, Кыргызстан). Одни заинтересованы в уве-
 приятия первого этапа выполнены. На втором этапе сторонам не-  личении выручки и долгосрочных поставках нефти и нефтепро-
 обходимо разработать и принять основополагающий документ —   дуктов, другие — в гарантированном обеспечении внутренних   бросовестной конкуренции, свободного передвижения товаров
 международный договор о формировании общих рынков нефти   потребностей, снижении стоимости нефти и  нефтепродуктов   без изъятий и ограничений, то взаимная торговля энергоресур-
 и нефтепродуктов ЕАЭС.   за счет расширения использования механизмов рыночного це-  сами на двусторонней основе не отвечает поставленным в Дого-
            нообразования и биржевой торговли. В этой связи вопрос обе-  воре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года
 В России на рынках нефти   спечения энергетической безопасности рассматривается страна-  целям и задачам по проведению скоординированной энергетиче-
 и нефтепродуктов доминируют   ми-участницами через призму своих национальных интересов,   ской политики. Двусторонние межправительственные соглаше-
                                                                  ния устанавливают квоты на поставку энергетических ресурсов,
            защищенности субъектов международного права от внутренних
 вертикально интегрированные   и внешних угроз в энергетической сфере, экологически безопас-  определенных в индикативных балансах нефти и нефтепродук-
                                                                  тов ЕАЭС, которые, по сути, являются мерой нетарифного ре-
            ного энергоснабжения. В  праве ЕАЭС понятие энергетической
 нефтяные компании (ВИНК).   безопасности не определено. Вместе с тем в ряде государств-чле-  гулирования и ограничивают свободное передвижение энерго-
 По оценкам экспертов, более 80%   нов утверждены и реализуются в качестве программных доку-  ресурсов. Поэтому для развития интеграции в сфере энергетики
            ментов  собственные  концепции  энергетической  безопасности.
                                                                  необходимо переходить от двусторонних договоренностей к об-
 нефти добывается крупными   Деятельность органов ЕАЭС сосредоточена на  вопросах, свя-  щим согласованным подходам торгово-экономического сотруд-
 игроками («Роснефть», ЛУКОЙЛ,   занных с  формированием ресурсной базы, прогнозом спроса   ничества. Касательно ценообразования (тарифообразования)
                                                                  на нефть и нефтепродукты на общих рынках, порядка взаимных
            и предложения, прозрачностью рынка и его развития, инвести-
 ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз»,   циями в  энергетический сектор, безопасностью энергоснабже-  расчетов при поставке энергоресурсов — эти вопросы будут от-
 «Газпром»). Более 75% нефти   ния, экологией и развитием новых технологий. При обеспечении   ражены в соответствующем международном договоре и прави-
                                                                  лах торговли нефтью и  нефтепродуктами. Стороны уже дого-
            комплексного подхода  и  установлении системной взаимосвя-
 перерабатывается на заводах,   зи положений разрабатываемых актов, регулирующих общие   ворились, что ценообразование на общих рынках формируется
 контролируемых теми   рынки, представляется важным определить ключевые подхо-  на основании рыночных механизмов (в рамках прямых догово-
                                                                  ров и на биржевых торгах) в соответствии с правилами, утвержда-
            ды к  обеспечению общей энергетической безопасности госу-
 же игроками рынка.  дарств — членов ЕАЭС.                        емыми уполномоченными органами государств-членов. Прин-


                                                                                                                              9
   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16