Page 12 - №1(1)-2021
P. 12

№ 1 (1), осень 2021 г.                                                                                                                                                                                                                          № 1 (1), осень 2021 г.



                  В Республике Беларусь концерн «Белнефтехим» объединяет предприятия
                  и организации по добыче, переработке и транспортировке нефти и нефтепродуктов.                                                    тическим отсутствием механизмов определения рыночных цен
                                                                                                                                                    на нефть (трансфертное ценообразование на нефть). Ввиду высо-
                  Продукты нефтепереработки реализуются на внутреннем рынке по регулируемым                                                         кой монополизации нефтяной отрасли и отсутствия ценовой кон-
                                                                                                                                                    куренции в этих странах не так много независимых нефтепере-
                  государством ценам. Мелкооптовую и розничную торговлю нефтепродуктами                                                             рабатывающих предприятий.  Этим объясняется отсутствие как
                  в республике осуществляют как дочерние предприятия «Белнефтехима», так                                                            спроса, так и предложения на сырую нефть на внутренних рын-
                                                                                                                                                    ках  этих  стран.  Соответственно,  формирование  ценовых  инди-
                  и независимые от него предприятия. В частности, на территории Беларуси                                                            каторов на  нефть в  существующих условиях не  представляется
                  представлены сети АЗС российских ЛУКОЙЛа, «Роснефти», «Газпром нефти»                                                             возможным. Это является сдерживающим фактором при форми-
                                                                                                                                                    ровании общих рынков. Немаловажным вопросом является раз-
                  и «Татнефти». Сети независимых АЗС (кроме сетей российских ВИНК) закупают                                                         личный уровень развитости биржевых рынков и биржевого зако-
                  нефтепродукты у «Белнефтехима» по регулируемым ценам. Торговля нефтью внутри                                                      нодательства государств-членов, не во всех государствах-членах
                                                                                                                                                    нерезиденты имеют равные права доступа к участию в биржевых
                  страны монополизирована «Белнефтехимом» в лице «Белоруснефти».                                                                    торгах. Поэтому необходима унификация подходов к организации
                                                                                                                                                    биржевой торговли энергоресурсами в рамках ЕАЭС, что позво-
                                                                                                                                                    лит повысить прозрачность ценообразования, обеспечить участ-
                                                                            ципиально  важным  является  формирование  в  рамках  единого           ников рынков нефти и нефтепродуктов эффективным механиз-      Кыргызская Республика является импортером
                                                                            биржевого пространства ЕАЭС биржевых и  внебиржевых це-                 мом совершения и исполнения сделок. Требуют решения вопросы
                                                                            новых индикаторов. Мониторинг ценовых индикаторов позво-                взаимодействия национальных биржевых площадок между собой,    нефтепродуктов. На рынке нефтепродуктов
                                                                            лит выявить экономически обоснованный уровень цен, форми-               сопряжения программно-аппаратных комплексов операторов        участвуют ОАО «Кыргызнефтегаз» (группа
                                                                            ровать справедливое и  прозрачное ценообразование на  нефть             биржевых торгов при осуществлении торговых операций участ-
                                                                            и  нефтепродукты. В  рамках ЕАЭС данная практика предусмо-              никами общих рынков нефти и  нефтепродуктов ЕАЭС. В  этой     компаний ООО «Газпромнефть Азия»)
                                                                            трена и отработана в Российской Федерации в рамках антимоно-            связи Программой и Планом формирования общих рынков неф-      и ЗАО «Бишкекская нефтяная компания»
                                                                            польного регулирования. Так, установление цен на нефть выше             ти и нефтепродуктов ЕАЭС предусмотрено принятие в 2023 году
                                                                            netback от мировых котировок может рассматриваться как на-              правил проведения биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами,   (группа компаний ПАО «НК «Роснефть»).
                                                                            рушение антимонопольного законодательства. Отдельного вни-              в которых будут определены требования для включения в состав
                                                                            мания, на  мой взгляд, требует определение порядка взаимных             единого биржевого пространства, порядок совместимости опера-  Остальные компании принадлежат
                                                                            расчетов при поставке нефти и нефтепродуктов. Причем здесь              торов биржевых торгов, механизмы взаиморасчетов и клиринга,   различным акционерам, в том числе
                                                                            может рассматриваться как вариант использования националь-              порядок регистрации договоров, принципы участия хозяйству-
                                                                            ных валют государств-членов, так и вариант использования на-            ющих субъектов одних государств-членов на биржевых площад-    китайским. Местные НПЗ в настоящее время
                                                                            циональной валюты одного из государств-членов в качестве рас-           ках других государств-членов, а также принципы формирования   обеспечивают не более 20% потребности
                                                                            четного средства. При таких подходах существуют определенные            ценовых индикаторов (биржевых и внебиржевых). Развитие бир-
                                                                            риски, обусловленные волатильностью национальных валют                  жевой торговли в рамках ЕАЭС будет способствовать увеличению   в нефтепродуктах. Причиной недозагрузки
                                                                            и разницей между кросс-курсами для их конвертации. Возмож-              числа участников на общих рынках. В глобальном плане создава-  НПЗ являются малые объемы добычи
                                                                            но также рассмотреть механизм использования на общих рын-               емые биржевые институты могут стать одними из центров миро-
                                                                            ках некоего единого расчетного эквивалента, стоимость кото-             вой торговли нефтяными ресурсами, что имеет важное значение   в Кыргызской Республике и экономическая
                                                                            рого  для  внутреннего  рынка  будет  устанавливаться  каждым           в  вопросе укрепления позиций государств-членов на  внешних   неэффективность закупки нефти по импорту.
                                                                            государством-членом самостоятельно. Техническая реализация              рынках.
                                                                            расчетного эквивалента может осуществляться в виде электрон-
                                                                            ных записей с использованием технологии распределенных ре-              В ЧЕМ ОЖИДАЕМЫЙ ЭФФЕКТ?                               государств — членов ЕАЭС. В настоящее время в качестве одной
                                                                            естров  — например, формирование соответствующего «стей-                   Ожидаемые эффекты от запуска общих рынков нефти и не-  из важнейших задач формирования общих рынков нефти и не-
                                                                            блкоина». Одним из  механизмов установления единообразных               фтепродуктов могут быть выражены в увеличении объемов по-  фтепродуктов ЕАЭС рассматривается вопрос стимулирования
                                                                            условий для осуществления предпринимательской деятельности              ставок, оптимизации логистики при транспортировке, увеличе-  инвестиционной активности хозяйствующих субъектов государ-
                                                                            в рамках интеграционного объединения является гармонизация              нии объемов переработки нефти и производства нефтепродуктов.   ствчленов посредством реализации совместных инфраструктур-
                                                                            законодательства и устранение различий в нормативном право-             Для России, например, они носят мультипликативный характер,   ных проектов. Данная задача имеет стратегическое значение для
                                                                            вом регулировании государств-членов. Существующие различия              поскольку касаются развития предпринимательской деятельно-  государств — членов ЕАЭС и содержит огромный потенциал для
                                                                            в налоговых системах государств — членов ЕАЭС, разные подхо-            сти, сопутствующих отраслей российской экономики, эффектив-  стабилизации и обеспечения устойчивого развития националь-
                                                                            ды при установлении ставок налогов требуют принятия согла-              ного использования научно-технического, интеллектуального,   ных экономик. При этом для ее реализации необходима также
                                                                            сованных решений по направлениям проведения гармонизации                кадрового и ресурсного потенциала для перевода сферы энерге-  поддержка и непосредственное участие бизнес-структур. Созда-
                                                                            законодательства в отношении налогов, которые оказывают вли-            тики на инновационный путь развития. Развитие конкуренции   ние биржевого рынка энергетических ресурсов в ЕАЭС позволит
                                                                            яние на взаимную торговлю, чтобы не нарушить условия кон-               на общих рынках нефти и нефтепродуктов будет способствовать   сформировать экономически обоснованный уровень цен на вну-
                                                                            куренции и не препятствовать свободному перемещению това-               повышению качества товаров, модернизации производств и вне-  тренних рынках, обеспечить возможности страхования рисков
                                                                            ров, работ и услуг на национальном уровне или на уровне ЕАЭС,           дрению инновационных технологий, а также стабилизации цен   от неблагоприятного колебания цен на реальный товар для про-
                                                                            включая гармонизацию (сближение) ставок акцизов, совершен-              на энергоносители. В рамках общих рынков нефти и нефтепро-  изводителей и потребителей нефти и нефтепродуктов, а также
                                                                            ствование системы взимания налога на добавленную стоимость.             дуктов на территориях ЕАЭС предусмотрено создание благопри-  снизить затраты бюджета при закупке нефти и продуктов ее пе-
                                                                                                                                                    ятных условий для привлечения инвестиций в сферу энергетики,   реработки для государственных нужд. Конечная цель запуска
                                                                            ПРОБЛЕМЫ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЕТСЯ                                       что будет способствовать инвестиционной активности биз-  общих рынков — повышение благосостояния населения наших
                                                                            ИНТЕГРАЦИЯ В НЕФТЯНОЙ СФЕРЕ                                             нес-структур для модернизации топливно-энергетических ком-  стран.  Безусловно, от  полномасштабного  запуска  общих  рын-
                                                                               В рамках проводимой работы по интеграции нефтяных рын-               плексов государств-членов и внедрения новых технологий. Так-  ков нефти и нефтепродуктов выиграют все: он внесет весомый
                                                                            ков государств-членов невозможно не учитывать существующие              же предусмотрена реализация совместных инфраструктурных   вклад в развитие глобальной экономики, упрочит интеграцион-
                                                                            в них особенности. В Казахстане и России они обусловлены на-            проектов, которые содержат огромный инвестиционный потен-  ный фундамент ЕАЭС, станет мощным фактором развития Ев-
                                                                            личием вертикально интегрированных компаний (ВИНК), фак-                циал, способствующий устойчивому экономическому развитию   разийского региона в целом.  И Е



           10                                                                                                                                                                                                                                                         11
   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17