Page 13 - №1(1)-2021
P. 13

№ 1 (1), осень 2021 г.                                                                                            № 1 (1), осень 2021 г.



 В Республике Беларусь концерн «Белнефтехим» объединяет предприятия
 и организации по добыче, переработке и транспортировке нефти и нефтепродуктов.   тическим отсутствием механизмов определения рыночных цен
            на нефть (трансфертное ценообразование на нефть). Ввиду высо-
 Продукты нефтепереработки реализуются на внутреннем рынке по регулируемым   кой монополизации нефтяной отрасли и отсутствия ценовой кон-
            куренции в этих странах не так много независимых нефтепере-
 государством ценам. Мелкооптовую и розничную торговлю нефтепродуктами   рабатывающих предприятий.  Этим объясняется отсутствие как
 в республике осуществляют как дочерние предприятия «Белнефтехима», так   спроса, так и предложения на сырую нефть на внутренних рын-
            ках  этих  стран.  Соответственно,  формирование  ценовых  инди-
 и независимые от него предприятия. В частности, на территории Беларуси   каторов на  нефть в  существующих условиях не  представляется
 представлены сети АЗС российских ЛУКОЙЛа, «Роснефти», «Газпром нефти»   возможным. Это является сдерживающим фактором при форми-
            ровании общих рынков. Немаловажным вопросом является раз-
 и «Татнефти». Сети независимых АЗС (кроме сетей российских ВИНК) закупают   личный уровень развитости биржевых рынков и биржевого зако-
 нефтепродукты у «Белнефтехима» по регулируемым ценам. Торговля нефтью внутри   нодательства государств-членов, не во всех государствах-членах
            нерезиденты имеют равные права доступа к участию в биржевых
 страны монополизирована «Белнефтехимом» в лице «Белоруснефти».   торгах. Поэтому необходима унификация подходов к организации
            биржевой торговли энергоресурсами в рамках ЕАЭС, что позво-
            лит повысить прозрачность ценообразования, обеспечить участ-
 ципиально  важным  является  формирование  в  рамках  единого   ников рынков нефти и нефтепродуктов эффективным механиз-  Кыргызская Республика является импортером
 биржевого пространства ЕАЭС биржевых и  внебиржевых це-  мом совершения и исполнения сделок. Требуют решения вопросы
 новых индикаторов. Мониторинг ценовых индикаторов позво-  взаимодействия национальных биржевых площадок между собой,   нефтепродуктов. На рынке нефтепродуктов
 лит выявить экономически обоснованный уровень цен, форми-  сопряжения программно-аппаратных комплексов операторов   участвуют ОАО «Кыргызнефтегаз» (группа
 ровать справедливое и  прозрачное ценообразование на  нефть   биржевых торгов при осуществлении торговых операций участ-
 и  нефтепродукты. В  рамках ЕАЭС данная практика предусмо-  никами общих рынков нефти и  нефтепродуктов ЕАЭС. В  этой   компаний ООО «Газпромнефть Азия»)
 трена и отработана в Российской Федерации в рамках антимоно-  связи Программой и Планом формирования общих рынков неф-  и ЗАО «Бишкекская нефтяная компания»
 польного регулирования. Так, установление цен на нефть выше   ти и нефтепродуктов ЕАЭС предусмотрено принятие в 2023 году
 netback от мировых котировок может рассматриваться как на-  правил проведения биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами,   (группа компаний ПАО «НК «Роснефть»).
 рушение антимонопольного законодательства. Отдельного вни-  в которых будут определены требования для включения в состав
 мания, на  мой взгляд, требует определение порядка взаимных   единого биржевого пространства, порядок совместимости опера-  Остальные компании принадлежат
 расчетов при поставке нефти и нефтепродуктов. Причем здесь   торов биржевых торгов, механизмы взаиморасчетов и клиринга,   различным акционерам, в том числе
 может рассматриваться как вариант использования националь-  порядок регистрации договоров, принципы участия хозяйству-
 ных валют государств-членов, так и вариант использования на-  ющих субъектов одних государств-членов на биржевых площад-  китайским. Местные НПЗ в настоящее время
 циональной валюты одного из государств-членов в качестве рас-  ках других государств-членов, а также принципы формирования   обеспечивают не более 20% потребности
 четного средства. При таких подходах существуют определенные   ценовых индикаторов (биржевых и внебиржевых). Развитие бир-
 риски, обусловленные волатильностью национальных валют   жевой торговли в рамках ЕАЭС будет способствовать увеличению   в нефтепродуктах. Причиной недозагрузки
 и разницей между кросс-курсами для их конвертации. Возмож-  числа участников на общих рынках. В глобальном плане создава-  НПЗ являются малые объемы добычи
 но также рассмотреть механизм использования на общих рын-  емые биржевые институты могут стать одними из центров миро-
 ках некоего единого расчетного эквивалента, стоимость кото-  вой торговли нефтяными ресурсами, что имеет важное значение   в Кыргызской Республике и экономическая
 рого  для  внутреннего  рынка  будет  устанавливаться  каждым   в  вопросе укрепления позиций государств-членов на  внешних   неэффективность закупки нефти по импорту.
 государством-членом самостоятельно. Техническая реализация   рынках.
 расчетного эквивалента может осуществляться в виде электрон-
 ных записей с использованием технологии распределенных ре-  В ЧЕМ ОЖИДАЕМЫЙ ЭФФЕКТ?   государств — членов ЕАЭС. В настоящее время в качестве одной
 естров  — например, формирование соответствующего «стей-  Ожидаемые эффекты от запуска общих рынков нефти и не-  из важнейших задач формирования общих рынков нефти и не-
 блкоина». Одним из  механизмов установления единообразных   фтепродуктов могут быть выражены в увеличении объемов по-  фтепродуктов ЕАЭС рассматривается вопрос стимулирования
 условий для осуществления предпринимательской деятельности   ставок, оптимизации логистики при транспортировке, увеличе-  инвестиционной активности хозяйствующих субъектов государ-
 в рамках интеграционного объединения является гармонизация   нии объемов переработки нефти и производства нефтепродуктов.   ствчленов посредством реализации совместных инфраструктур-
 законодательства и устранение различий в нормативном право-  Для России, например, они носят мультипликативный характер,   ных проектов. Данная задача имеет стратегическое значение для
 вом регулировании государств-членов. Существующие различия   поскольку касаются развития предпринимательской деятельно-  государств — членов ЕАЭС и содержит огромный потенциал для
 в налоговых системах государств — членов ЕАЭС, разные подхо-  сти, сопутствующих отраслей российской экономики, эффектив-  стабилизации и обеспечения устойчивого развития националь-
 ды при установлении ставок налогов требуют принятия согла-  ного использования научно-технического, интеллектуального,   ных экономик. При этом для ее реализации необходима также
 сованных решений по направлениям проведения гармонизации   кадрового и ресурсного потенциала для перевода сферы энерге-  поддержка и непосредственное участие бизнес-структур. Созда-
 законодательства в отношении налогов, которые оказывают вли-  тики на инновационный путь развития. Развитие конкуренции   ние биржевого рынка энергетических ресурсов в ЕАЭС позволит
 яние на взаимную торговлю, чтобы не нарушить условия кон-  на общих рынках нефти и нефтепродуктов будет способствовать   сформировать экономически обоснованный уровень цен на вну-
 куренции и не препятствовать свободному перемещению това-  повышению качества товаров, модернизации производств и вне-  тренних рынках, обеспечить возможности страхования рисков
 ров, работ и услуг на национальном уровне или на уровне ЕАЭС,   дрению инновационных технологий, а также стабилизации цен   от неблагоприятного колебания цен на реальный товар для про-
 включая гармонизацию (сближение) ставок акцизов, совершен-  на энергоносители. В рамках общих рынков нефти и нефтепро-  изводителей и потребителей нефти и нефтепродуктов, а также
 ствование системы взимания налога на добавленную стоимость.   дуктов на территориях ЕАЭС предусмотрено создание благопри-  снизить затраты бюджета при закупке нефти и продуктов ее пе-
            ятных условий для привлечения инвестиций в сферу энергетики,   реработки для государственных нужд. Конечная цель запуска
 ПРОБЛЕМЫ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЕТСЯ   что будет способствовать инвестиционной активности биз-  общих рынков — повышение благосостояния населения наших
 ИНТЕГРАЦИЯ В НЕФТЯНОЙ СФЕРЕ   нес-структур для модернизации топливно-энергетических ком-  стран.  Безусловно, от  полномасштабного  запуска  общих  рын-
 В рамках проводимой работы по интеграции нефтяных рын-  плексов государств-членов и внедрения новых технологий. Так-  ков нефти и нефтепродуктов выиграют все: он внесет весомый
 ков государств-членов невозможно не учитывать существующие   же предусмотрена реализация совместных инфраструктурных   вклад в развитие глобальной экономики, упрочит интеграцион-
 в них особенности. В Казахстане и России они обусловлены на-  проектов, которые содержат огромный инвестиционный потен-  ный фундамент ЕАЭС, станет мощным фактором развития Ев-
 личием вертикально интегрированных компаний (ВИНК), фак-  циал, способствующий устойчивому экономическому развитию   разийского региона в целом.  И Е



 10                                                                                                                           11
   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18