Президент России Владимир Путин на встрече с президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко заверил своего коллегу, что на саммите АТЭС-2012 представлял интересы Таможенного Союза и Единого экономического пространства, то есть Белоруссии, Казахстана и России. Он в частности сказал: «Мы действуем и по поручению Белоруссии и Казахстана». По его словам некоторые государства хотели бы заключить с ТС соглашения о зоне свободной торговли. Отметим, что членами АТЭС являются: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (специальный административный район КНР), Канада, Китай, Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея и Япония.
Многие эксперты уже успели назвать положительные итоги саммита, мягко говоря, не соответствующими действительности. Кроме прорыва по отмене таможенных пошлин нескольким десяткам экологических товаров, мероприятие, в общем-то, оказалось формальным, опять же благодаря ТС и желанию руководства России заключать двухсторонние соглашения, вместо вступления страны в Зону свободной торговли АТЭС (некое подобие Евросоюза). Аналитики считают, что российское руководство оформилось с базовым внешнеполитическим курсом РФ – это создание региональных Зон свободной торговли и желание страны стать региональным лидером. Если учитывать, что в мире уже существуют зоны притяжения – Евросоюз, США, Китай и Индия, первые как старые и платежеспособные лидеры, вторые – молодые, рвущиеся вперед, экономики. В данной ситуации Россия и Республика Казахстан выступают в роли сырьевых доноров. Этого не скрывают и сами руководители государств, активно продвигающие энергетические проекты и желающие интенсивно работать в региональных союзах, коим и является ЕвраЗЭС, ТС.
В качестве доказательства можно так же привести, состоявшийся в Пекине, летом текущего года (7 июня 2012 г.), саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), кстати, еще одной региональной организации. На нем главы правительств государств-членов ШОС поставили свои подписи под десятью различными документами. У Казахстана, Кыргызстана, КНР, РФ, Таджикистана и Узбекистана появились новые партнеры-наблюдатели – Афганистан и Турция. Одним из итогов саммита стало подписание «Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества». В ней предусмотрено выделение государствам-членам ШОС выделение кредита на льготных условиях на сумму в 12 млрд долларов. Деньги предоставляет Китай, и пойдут они на реализацию проектов в области энергетики, транспорта и горнодобывающей промышленности. Осуществлению планов в области энергетики готов помочь и Энергетический клуб, образованный там же в Пекине. Его основной задачей станет общение и обмен информацией в области топливно-энергетического комплекса.
Конечно же, экономику Китая интересует энергетическое сырье, которым и обладают Россия и Казахстан. Это подтверждают специалисты компании ВР, выделяя три основные тенденции развития мирового ТЭК. Первое – это увеличение спроса на энергоносители со стороны КНР и Индии, второе, рост их поставок с Ближнего Востока, третье, ситуация с моторным топливом. При этом все тенденции взаимоувязаны, автомобилизация перенаселенных китайских и индийских территорий станет чертой резкого увеличения добычи нефти, газа, а возможно, угля и, конечно, альтернативных биотоплив. Свою роль сыграют возобновляемые источники энергии. Если учесть, что американский континент переходит на самообеспечение и экспорт энергоносителей, а Европа уже не способна развиваться масштабно, то, конечно, Китай и Индия, через двадцать лет будут оказывать существенное влияние на рынок энергоносителей.
Экспертам остается гадать, как станут развиваться экономики этих восточных гигантов. Пойдет ли китайский рост на спад и ожидает ли промышленность Индии резкий «китайский» скачок. Специалисты ВР, в свое очередь, прогнозируют замедление роста народного хозяйства КНР (ежегодно по 3%), Индия также станет развиваться медленнее (4,5% в год).
К потребностям Китая следует подходить с той точки зрения, что КНР не хочет и не может себе позволить покупать энергоносители по высокой цене, тому несколько причин. Основные – наличие у страны больших запасов угля (появились технологии получения жидкого топлива), отсутствие необходимых денежных средств в бюджете, состоявшиеся диверсификация поставок энергоносителей (газопроводы из Юго-Восточной и Центральной Азии, покупка сжиженного природного газа, нефтепроводы из России и Казахстана), развитие возобновляемых источников энергии, наличие больших запасов сланцевого газа и т.д. Особую роль играют магистральные трубопроводы. За последние десять лет длина газопроводов в стране увеличивалась на 6-10% в год, и данный момент составляет около 84 тыс. км. Нефтепроводная система имеет протяженность – 21 тыс. км.
На сегодняшний день Россия продолжает поставлять нефть и газ в Евросоюз, приступила к поставкам энергетического сырья в восточном направлении. Первое является традиционным и одним из старейших в мире. На фоне всеобщей стагнации производства в Евросоюзе, острой конкурентной борьбы со сжиженным природным газом, в сентябре текущего года его чиновники начали антимонопольное расследование в отношении деятельности ОАО «Газпром». Выбраны три возможных нарушения конкуренции в ЕС. Компанию обвиняют в захвате европейского рынка газа, что затрудняет свободные поставки странам-членам союза. Во-вторых, в ЕС считают, что Газпром препятствует диверсификации поставок метана. В-третьих, компания диктует свои цены на природный газ, увязывая их с ценами на нефть.
Кроме того, Газпром является вертикально-интегрированной компанией, следовательно, занимается добычей, транспортировкой и реализацией своей продукции, а такая технология не соответствует требованиям, содержащимся в третьем антимонопольном пакете. Эксперты в один голос утверждают, что европейцы не собираются устраивать Газпрому показательный судебный процесс, но хотели бы скорректировать некоторые позиции, а главное снизить цены, в общем, изменить традиционное экономическое сотрудничество на более гибкое, спотовое, о чем, кстати, и сообщил еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер. Он, в частности, сказал, что ведутся интенсивные двухсторонние переговоры, пока остаются некоторые спорные вопросы и Эттингер верит, что будут найдены компромиссы. Со своей стороны, представители Газпрома заверили об уважении газовой монополией законодательства ЕС и рассчитывают на объективное расследование. По их мнению, ОАО «Газпром» является государственной компанией и попадает под юрисдикцию страны регистрации, то есть России.
Не все гладко с восточным направлением. Россия стала поставлять нефть Восточной Сибири в Китай. Активно использует свои восточные порты, поставляя нефть по трубопроводу Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). На полную мощность работает завод по производству сжиженного газа на Сахалине, введены в эксплуатацию газопроводы Сахалин – Хабаровск – Владивосток, Соболево—Петропавловск-Камчатский. Удалось договориться с Японией о строительстве под Владивостоком завода по производству СПГ для поставок на острова.
Прошедший саммит АТЭС показал, что этого мало. Транссибирская магистраль так и не стала трансконтинентальной из Азии в Европу, не достаточно загружен БАМ, не используются возможности Северного морского пути. По-прежнему проваливаются переговоры по строительству газопровода в Китай, они ведутся уже 15 лет. КНР не хочет покупать газ по европейским ценам, в то время когда и сама Европа отказывается это делать.
Кроме того, Россия является членом СНГ и ЕврАзЭС, создала ТС и ЕЭП с Казахстаном и Белоруссией. А Китай стал членом АСЕАН+3, которая предполагает создание Зон свободной торговли. Отметим, что в АСЕАН входят Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины, Сингапур, Бруней, Вьетнам, Лаос, Камбоджа и Мьянма плюс Китай, Япония и Казахстан.
Эксперты отмечают, что России давно уже пора поменять внешнюю политику по отношению к странам АТР, избрать гибкую и прагматичную тактику. А правительство опять занялось мега-проектами, так оно собирается выдать ВЭБу около двух триллионов руб. на развитие региона. Между тем, специалисты рекомендуют упростить налоговое законодательство, визовый и таможенный режимы, снять бюрократические барьеры и заняться привлечением инвестиций.
Можно, кстати, поучиться у союзного Казахстана, который успешно привлекает китайские, и не только, инвестиции в экономику страны. Две страны совместно реализуют несколько крупных совместных проектов. В Республике Казахстан работает более двух тыс. совместных предприятий со стопроцентным участием китайского капитала, 15 филиалов и 10 представительств. Строится битумный завод в Ауктау и предприятие по производству ароматических смол в Атырау, реконструируется нефтеперерабатывающий завод в г. Шимкент. Построены нефтяной трубопровод «Казахстан-Китай» и газопровод «Центральная Азия – Китай». Идет сооружение трансконтинентального автомобильного коридора «Западная Европа – Западный Китай». Состоялась стыковка ж/д ветки «Алтынколь-Хоргос», соединяющая железные дороги двух государств.
Эксперты уверены, что Китай скоро станет полноправным игроком в Среднеазиатском регионе, а России стоит поторопиться, чтобы не потерять.