Page 99 - ИЕ_04_2024_по разворотам (1)
P. 99
Рисунок 3 Рисунок 4
Динамика индексов ERAI1 и WCI Drewry в 2021–2024 гг., долл. за ДФЭ Три группы мер по совершенствованию мягкой инфраструктуры Евразийского транспортного каркаса
Источник: ОТЛК ЕРА, Индекс ERAI
Роль конкуренции между отдельными 3,6 млн контейнеров. По сравнению с 2013 г. объем междуна-
транспортными коридорами родных перевозок контейнеров увеличился более чем в три раза.
Столь значительных успехов удалось достичь благодаря реали-
и маршрутами ограничена зации масштабных инфраструктурных проектов, вводу новых
из-за низкой плотности магистральных железных и автомобильных дорог, совершенствованию транс- Источник: ЕАБР
транспортных коммуникаций портно-логистической инфраструктуры и созданию эффектив-
в Евразии, а также из-за того, ных контейнерных сервисов, которые смогли переключить часть между Китаем, странами ЕАЭС и Западной Европой по кратчай- ок. Международные автомобильные перевозки являются осно-
вой для торговли стран, не имеющих выхода к морю, и горных
шему расстоянию. На долю этого коридора в 2023 г. приходилось
грузопотока с морских глубоководных маршрутов на наземные
что каждый коридор имеет свои транспортные коммуникации Евразии. 5,7% от общего объема международных перевозок в тоннах, но стран, таких как Армения, Кыргызстан и Таджикистан, участву-
региональные или отраслевые ниши. Северный Евразийский коридор, соединяющий Европу и при этом 25,3% по числу доставленных контейнеров. В 2023 г. через ющих в развитии МТК ТРАСЕКА.
Азию через Россию и включающий Транссибирскую железнодо- погранпереходы Достык и Алтынколь было перевезено 892 тыс. Транскаспийский международный транспортный марш-
рожную магистраль и автомобильный маршрут ЕАТС №1 к пор- ДФЭ, из которых 211,1 тыс. ДФЭ в сообщении Китай – ЕС – Китай, рут (ТМТМ, Срединный коридор) — быстроразвивающийся
там Дальнего Востока с ответвлениями на Китай и Монголию – 462,9 тыс. — в сообщении Китай – ЕАЭС – Китай. С 2018 г. объем мультимодальный транспортный маршрут, обеспечивающий
10. Эффекты от совершенствования мягкой инфраструкту- Китай, сохраняет лидирующую роль в обеспечении евразийских китайского контейнерного транзита вырос в 4,2 раза. Междуна- торговые связи Китая, Казахстана, стран Южного Кавказа, Тур-
ры сопоставимы с отдачей от развития инфраструктуры фи- наземных транспортных связей. В 2023 г. на его долю приходи- родный транспортный маршрут «Европа – Западный Китай» как ции и Южной Европы. В 2023 г. объем международных перевоз-
зической. В основе совершенствования мягкой инфраструктуры лось свыше 62% от общего объема наземных международных важная часть Центрального евразийского коридора, полностью ок грузов здесь вырос в 1,9 раза по сравнению с 2022 г. и составил
лежит реализация трех принципов — гармонизации, координа- перевозок, выполненных по пяти коридорам, в том числе 72% функционирует в Казахстане и Китае. Трасса М12 Москва-Казань, 2,76 млн тонн при одновременном сокращении контейнерных
ции и цифровизации (рисунок 4). от общего числа всех перевезенных контейнеров (2,6 млн ДФЭ). введенная в эксплуатацию в конце 2023 года, станет частью этого перевозок (их рекордный уровень в 2022 г. составил 33,5 тыс.
Эффекты от совершенствования мягкой инфраструктуры за- Объем транзитных контейнерных перевозок в 2022–2023 гг. со- маршрута на территории России. ДФЭ). Своим успехом ТМТМ обязан согласованным действиям
ключаются в росте грузопотоков и сокращении сроков доставки кратился. Из общего объема только 0,3 млн ДФЭ в 2023 г. были МТК ТРАСЕКА обеспечивает внутреннюю и внешнюю сторон (железные дороги Казахстана, Азербайджана, Грузии и
грузов, повышении эффективности использования транспорт- перевезены транзитом. транспортную связанность стран Центральной Азии и Юж- Турции и другие заинтересованные компании, вошедшие в со-
ной инфраструктуры, качества транспортных и логистических Северный Евразийский коридор является преимущественно ного Кавказа. На долю этого коридора приходится почти 20% став Ассоциации ТМТМ), по управлению коридором — коорди-
услуг, безопасности перевозок, а также снижении вредного железнодорожным, на автомобильный транспорт приходится от общего объема международных перевозок грузов, однако нации тарифной политики, запуску фидерного судоходства на
воздействия на окружающую среду. Расчеты, проведенные Все- лишь 3% от общего объема международных перевозок. Вместе с удельный вес контейнерного транзита пока невелик. Более 60% Каспии, упрощению формальностей и процедур.
мирным банком с использованием модели общего равновесия, тем автомобильный транспорт играет важную роль в обеспечении всех контейнерных перевозок по МТК ТРАСЕКА приходится на Международный транспортный коридор «Север – Юг»
показывают, что сокращение задержек на границе на 50% ведет торговых связей между Россией и Китаем, объем этих перевозок входящий в его состав Транскаспийский международный транс- (МТК «Север – Юг») стремительно развивается, будучи ме-
к увеличению экспорта стран, расположенных вдоль транспорт- в 2023 г. составил 3,8 млн тонн, причем удельный вес перевозок портный маршрут (20,2 тыс. ДФЭ в 2023 г.). Автомобильный ридиональным стержнем Евразийского транспортного каркаса.
ных коридоров в Центральной Азии, на 18% (World Bank, 2019). на дальние расстояния в сообщении с Китаем продолжает расти. транспорт играет ключевую роль в развитии перевозок грузов Он обеспечивает транспортные связи России, стран ЕАЭС и
Суммарный объем международных перевозок грузов по Центральный евразийский коридор лидирует по развитию между странами — участницами коридора. На его долю в 2023 г. Центральной Азии с государствами Персидского залива и Юж-
пяти коридорам в 2023 г. превысил 260 млн тонн, в том числе контейнерных перевозок, он обслуживает транспортные связи пришлось более 67% от общего объема международных перевоз- ной Азии. В 2023 г. по трем маршрутам МТК «Север – Юг» было
96 I ЗИМА 2024 ЗИМА 2024 I 97