Page 99 - ИЕ_04_2024_по разворотам (1)
P. 99

Рисунок 3    Рисунок 4
 Динамика индексов ERAI1 и WCI Drewry в 2021–2024 гг., долл. за ДФЭ  Три группы мер по совершенствованию мягкой инфраструктуры Евразийского транспортного каркаса





































 Источник: ОТЛК ЕРА, Индекс ERAI


 Роль конкуренции между отдельными   3,6 млн контейнеров. По сравнению с 2013 г. объем междуна-
 транспортными коридорами   родных перевозок контейнеров увеличился более чем в три раза.
 Столь значительных успехов удалось достичь благодаря реали-
 и маршрутами ограничена    зации масштабных инфраструктурных проектов,  вводу новых
 из-за низкой плотности магистральных   железных и автомобильных дорог, совершенствованию транс-  Источник: ЕАБР
 транспортных коммуникаций   портно-логистической инфраструктуры и созданию эффектив-
 в Евразии, а также из-за того,   ных контейнерных сервисов, которые смогли переключить часть   между Китаем, странами ЕАЭС и Западной Европой по кратчай-  ок. Международные автомобильные перевозки являются осно-
                                                                  вой для торговли стран, не имеющих выхода к морю, и горных
            шему расстоянию. На долю этого коридора в 2023 г. приходилось
 грузопотока с морских глубоководных маршрутов на наземные
 что каждый коридор имеет свои   транспортные коммуникации Евразии.   5,7%  от  общего  объема  международных  перевозок  в  тоннах,  но   стран, таких как Армения, Кыргызстан и Таджикистан, участву-
 региональные или отраслевые ниши.   Северный Евразийский коридор, соединяющий Европу и   при этом 25,3% по числу доставленных контейнеров. В 2023 г. через   ющих в развитии МТК ТРАСЕКА.
 Азию через Россию и включающий Транссибирскую железнодо-  погранпереходы Достык и Алтынколь было перевезено 892 тыс.   Транскаспийский международный транспортный марш-
 рожную магистраль и автомобильный маршрут ЕАТС №1 к пор-  ДФЭ, из которых 211,1 тыс. ДФЭ в сообщении Китай – ЕС – Китай,   рут (ТМТМ, Срединный коридор) — быстроразвивающийся
 там Дальнего Востока с ответвлениями на Китай и Монголию –   462,9 тыс. — в сообщении Китай – ЕАЭС – Китай. С 2018 г. объем   мультимодальный транспортный маршрут,  обеспечивающий
 10. Эффекты от совершенствования мягкой инфраструкту-  Китай, сохраняет лидирующую роль в обеспечении евразийских   китайского контейнерного транзита вырос в 4,2 раза. Междуна-  торговые связи Китая, Казахстана, стран Южного Кавказа, Тур-
 ры сопоставимы с отдачей от развития инфраструктуры фи-  наземных транспортных связей. В 2023 г. на его долю приходи-  родный транспортный маршрут «Европа – Западный Китай» как   ции и Южной Европы. В 2023 г. объем международных перевоз-
 зической. В основе совершенствования мягкой инфраструктуры   лось свыше 62% от общего объема наземных международных   важная часть Центрального евразийского коридора, полностью   ок грузов здесь вырос в 1,9 раза по сравнению с 2022 г. и составил
 лежит реализация трех принципов — гармонизации, координа-  перевозок, выполненных по пяти коридорам, в том числе 72%   функционирует в Казахстане и Китае. Трасса М12 Москва-Казань,   2,76 млн тонн при одновременном сокращении контейнерных
 ции и цифровизации (рисунок 4).   от общего числа всех перевезенных контейнеров (2,6 млн ДФЭ).   введенная в эксплуатацию в конце 2023 года, станет частью этого   перевозок (их рекордный уровень в 2022 г. составил 33,5 тыс.
 Эффекты от совершенствования мягкой инфраструктуры за-  Объем транзитных контейнерных перевозок в 2022–2023 гг. со-  маршрута на территории России.   ДФЭ). Своим успехом ТМТМ обязан согласованным действиям
 ключаются в росте грузопотоков и сокращении сроков доставки   кратился. Из общего объема только 0,3 млн ДФЭ в 2023 г. были   МТК ТРАСЕКА обеспечивает внутреннюю и внешнюю   сторон (железные дороги Казахстана, Азербайджана, Грузии и
 грузов, повышении эффективности использования транспорт-  перевезены транзитом.  транспортную связанность стран Центральной Азии и Юж-  Турции и другие заинтересованные компании, вошедшие в со-
 ной инфраструктуры, качества транспортных и логистических    Северный Евразийский коридор является преимущественно   ного Кавказа. На долю этого коридора приходится почти 20%   став Ассоциации ТМТМ), по управлению коридором — коорди-
 услуг, безопасности перевозок, а также снижении вредного   железнодорожным, на автомобильный транспорт приходится   от общего объема международных перевозок грузов, однако   нации  тарифной  политики,  запуску  фидерного  судоходства  на
 воздействия на окружающую среду. Расчеты, проведенные Все-  лишь 3% от общего объема международных перевозок. Вместе с   удельный вес контейнерного транзита пока невелик. Более 60%   Каспии, упрощению формальностей и процедур.
 мирным банком с использованием модели общего равновесия,   тем автомобильный транспорт играет важную роль в обеспечении   всех контейнерных перевозок по МТК ТРАСЕКА приходится на   Международный транспортный коридор «Север – Юг»
 показывают, что сокращение задержек на границе на 50% ведет   торговых связей между Россией и Китаем, объем этих перевозок   входящий в его состав Транскаспийский международный транс-  (МТК «Север – Юг») стремительно развивается,  будучи ме-
 к увеличению экспорта стран, расположенных вдоль транспорт-  в 2023 г. составил 3,8 млн тонн, причем удельный вес перевозок   портный маршрут (20,2 тыс. ДФЭ в 2023 г.). Автомобильный   ридиональным стержнем Евразийского транспортного каркаса.
 ных коридоров в Центральной Азии, на 18% (World Bank, 2019).  на дальние расстояния в сообщении с Китаем продолжает расти.  транспорт играет ключевую роль в развитии перевозок грузов   Он обеспечивает транспортные связи России, стран ЕАЭС и
 Суммарный объем международных перевозок грузов по    Центральный евразийский коридор лидирует по развитию   между странами — участницами коридора. На его долю в 2023 г.   Центральной Азии с государствами Персидского залива и Юж-
 пяти коридорам в 2023 г. превысил 260 млн тонн, в том числе   контейнерных перевозок, он обслуживает транспортные связи   пришлось более 67% от общего объема международных перевоз-  ной Азии. В 2023 г. по трем маршрутам МТК «Север – Юг» было

 96 I  ЗИМА 2024                                                                                                ЗИМА 2024  I  97
   94   95   96   97   98   99   100   101   102