Page 101 - ИЕ_04_2024_по разворотам (1)
P. 101

Для увеличения пропускной   крупных проектов — развитие Восточного полигона, ликвида-
 способности широтных коридоров   ция узких мест на коридоре Баку – Тбилиси – Карс, строитель-
 ство третьего погранперехода между Казахстаном и Китаем, а
 требуется реализация крупных   также линии Аягоз – Бахты и др. Вместе с тем особую актуаль-
 проектов — развитие Восточного   ность приобретает развитие новых коридоров на направлении
 полигона, ликвидация узких мест   север – юг, как в Центральной Азии, так и в Западной, а также
 Восточной Сибири.
 на коридоре Баку – Тбилиси – Карс,   К перспективным проектам развития Евразийского транс-
 строительство третьего погранперехода   портного каркаса относятся инициативы создания Трансаф-
 между Казахстаном и Китаем, а также   ганского коридора между Узбекистаном, Афганистаном и
 линии Аягоз – Бахты и др.   Пакистаном, который сможет по кратчайшему расстоянию свя-
 зать страны Центральной Азии с портом Карачи, коридора Ки-
 перевезено 19 млн тонн грузов, из них 12,5 млн тонн — желез-  тай – Кыргызстан – Узбекистан, автомагистрали «Меридиан»,
 нодорожным транспортом. В общем грузопотоке первое место   коридора  Таджикистан  –  Афганистан  –  Туркменистан  (ТАТ),
 занимает экспортное зерно из России и Казахстана, объем пере-  новых коридоров Россия  – Китай в  Восточной Сибири и ко-
 возок которого в 2023 г. вырос до 4,5 млн тонн. Объем контей-  ридоров Россия – Монголия – Китай (СУАР) в Западной Сиби-
 нерных перевозок по коридору пока невелик (около 50 тыс. ДФЭ   ри. Три из шести названных инициатив предполагают создание
 в 2023 г.), однако динамично растет благодаря развитию контей-  новых меридиональных коридоров, способных значительно из-
 нерного сервиса по Восточному маршруту МТК «Север – Юг»   менить транспортную ситуацию и направления грузопотоков в
 и увеличению объемов перевозок между Россией и Азербайд-  Евразии.
 жаном по Западному маршруту. МТК «Север – Юг» стыкуется   На отдельных участках евразийских транспортных коридоров
 с остальными четырьмя ключевыми евразийскими коридорами,   имеются узкие места и недостающие звенья инфраструктуры
 что позволяет выстраивать гибкую логистику на таких направле-  (инфраструктурные барьеры). С увеличением объемов между-
 ниях, как Китай – Иран и Россия – Турция.   народных перевозок в Евразии число узких мест растет, как и
 Южный евразийский коридор обеспечивает торговые и   их влияние на пропускную способность коридоров, что при-
 транспортные связи Турции, Ирана и Пакистана с возможно-  водит к искажениям логистики и неполной реализации транзит-
 стью развития в будущем на другие страны Южной и Юго-Вос-  но-транспортного потенциала стран региона. К числу наиболее
 точной Азии. Контейнерный транзит по коридору развит сла-  значимых узких мест Евразийского транспортного каркаса отно-
 бо — всего 0,1% от общего объема международных контейнерных   сятся участки БАМа на Восточном полигоне Российских желез-
 перевозок по пяти ключевым коридорам. Вместе с тем динамично   ных  дорог,  железнодорожные  подходы  к  портам  Азово-Черно-
 растут объемы международных автомобильных перевозок,  на   морского бассейна, железная дорога Тбилиси – Ахалкалаки – Карс
 долю которых приходится свыше 75% от грузопотока по коридору.   на ТМТМ, сеть терминалов и транспортно-логистических цен-
 Коридор пока работает не на всей протяженности от Стамбула до   тров, обеспечивающих продовольственную экспортную логи-
 Сингапура, причины тому — отсутствие ряда участков железных   стику вдоль МТК «Север – Юг», а также имеющие недостаточную
 и автодорог, закрытые границы между некоторыми странами Юж-  пропускную  способность  автомобильные  и  железнодорожные
 ной Азии, несформированность правовых условий для осущест-  пункты пропуска, особенно на границе с Китаем. Чтобы снизить
 вления международных перевозок и транзита.  или полностью устранить инфраструктурные барьеры, на  всех
 В общем объеме перевозок грузов по коридорам Евразийского   транспортных коридорах в Евразии реализуются или заплани-
 транспортного каркаса значителен и продолжает расти удельный   рованы к  реализации проекты строительства, реконструкции и
 вес товаров внешней торговли Китая. По Северному евразийско-  модернизации транспортной инфраструктуры международного
 му коридору удельный вес Китая в объеме международных пере-  значения. В рамках исследования начато создание Обсерватории
 возок превысил 80% (по российскому экспортному углю — 90%).   транспортных проектов Евразийского транспортного каркаса,
 Удельный вес китайских грузов в перевозках по Центральному   которую планируется опубликовать в конце 2024 г. и обновлять
 евразийскому коридору близок к 100%. Доля грузов, перевози-  на регулярной основе.
 мых в сообщении Китай – ЕАЭС – Китай, в 2023 г. превысила   К числу «банкуемых» могут быть отнесены проекты по
 50% от общего грузопотока, доля транзита Китай – ЕС – Китай   развитию различного рода вспомогательной инфраструкту-
 сократилась до 24%. Общее количество контейнерных поездов   ры — транспортно-логистических центров, сухих портов, кон-
 из Китая в направлении стран ЕАЭС, ЕС и других стран, а так-  тейнерных терминалов и др. Рост грузопотоков по коридорам
 же в обратном направлении возросло с 2013 по 2023 г. в 200 раз.   Евразийского транспортного каркаса потребует увеличения чис-
 В условиях стремительного роста объемов перевозок с Китаем   ла и мощности объектов вспомогательной транспортной инфра-
 во всех видах сообщений существенно возрастает роль проек-  структуры. Потенциал частных инвестиций может быть широко
 тов развития инфраструктуры — наращивания мощностей Вос-  востребован в этой сфере.
 точного полигона, создания новых коридоров, автомобильных и   С учетом ограниченных инвестиционных возможностей боль-
 железнодорожных пунктов пропуска, а также транспортно-логи-  шинства развивающихся стран Евразийского региона, особенно
 стической инфраструктуры на границе.   со средним или ниже среднего уровнем доходов, важным на-
 Для  дальнейшего  развития  Евразийского  транспортного   правлением усилий должно стать увеличение числа проектов,
 каркаса критически важно создание новых меридиональных   привлекательных для международных банков развития и част-
 транспортных связей. Широтные коридоры уже операбельны и   ных инвесторов, осуществляемых на принципах государствен-
 показывают хорошую динамику международных перевозок. Для   но-частного партнерства (ГЧП), в том числе трансграничного
 увеличения их пропускной способности требуется реализация   ГЧП.

 98 I  ЗИМА 2024
   96   97   98   99   100   101   102