Page 100 - ИЕ_04_2024_по разворотам (1)
P. 100

Для увеличения пропускной                             крупных проектов — развитие Восточного полигона, ликвида-
                      способности широтных коридоров                        ция узких мест на коридоре Баку – Тбилиси – Карс, строитель-
                                                                            ство третьего погранперехода между Казахстаном и Китаем, а
                      требуется реализация крупных                          также линии Аягоз – Бахты и др. Вместе с тем особую актуаль-
                      проектов — развитие Восточного                        ность приобретает развитие новых коридоров на направлении
                      полигона, ликвидация узких мест                       север – юг, как в Центральной Азии, так и в Западной, а также
                                                                            Восточной Сибири.
                      на коридоре Баку – Тбилиси – Карс,                      К перспективным проектам развития Евразийского транс-
                      строительство третьего погранперехода                 портного каркаса относятся инициативы создания Трансаф-
                      между Казахстаном и Китаем, а также                   ганского коридора между Узбекистаном, Афганистаном и
                      линии Аягоз – Бахты и др.                             Пакистаном, который сможет по кратчайшему расстоянию свя-
                                                                            зать страны Центральной Азии с портом Карачи, коридора Ки-
                      перевезено 19 млн тонн грузов, из них 12,5 млн тонн — желез-  тай – Кыргызстан – Узбекистан, автомагистрали «Меридиан»,
                      нодорожным транспортом. В общем грузопотоке первое место   коридора  Таджикистан  –  Афганистан  –  Туркменистан  (ТАТ),
                      занимает экспортное зерно из России и Казахстана, объем пере-  новых коридоров Россия  – Китай в  Восточной Сибири и ко-
                      возок которого в 2023 г. вырос до 4,5 млн тонн. Объем контей-  ридоров Россия – Монголия – Китай (СУАР) в Западной Сиби-
                      нерных перевозок по коридору пока невелик (около 50 тыс. ДФЭ   ри. Три из шести названных инициатив предполагают создание
                      в 2023 г.), однако динамично растет благодаря развитию контей-  новых меридиональных коридоров, способных значительно из-
                      нерного сервиса по Восточному маршруту МТК «Север – Юг»   менить транспортную ситуацию и направления грузопотоков в
                      и увеличению объемов перевозок между Россией и Азербайд-  Евразии.
                      жаном по Западному маршруту. МТК «Север – Юг» стыкуется   На отдельных участках евразийских транспортных коридоров
                      с остальными четырьмя ключевыми евразийскими коридорами,   имеются узкие места и недостающие звенья инфраструктуры
                      что позволяет выстраивать гибкую логистику на таких направле-  (инфраструктурные барьеры). С увеличением объемов между-
                      ниях, как Китай – Иран и Россия – Турция.             народных перевозок в Евразии число узких мест растет, как и
                        Южный евразийский коридор обеспечивает торговые и   их влияние на пропускную способность коридоров, что при-
                      транспортные связи Турции, Ирана и Пакистана с возможно-  водит к искажениям логистики и неполной реализации транзит-
                      стью развития в будущем на другие страны Южной и Юго-Вос-  но-транспортного потенциала стран региона. К числу наиболее
                      точной Азии. Контейнерный транзит по коридору развит сла-  значимых узких мест Евразийского транспортного каркаса отно-
                      бо — всего 0,1% от общего объема международных контейнерных   сятся участки БАМа на Восточном полигоне Российских желез-
                      перевозок по пяти ключевым коридорам. Вместе с тем динамично   ных  дорог,  железнодорожные  подходы  к  портам  Азово-Черно-
                      растут объемы международных автомобильных перевозок,  на   морского бассейна, железная дорога Тбилиси – Ахалкалаки – Карс
                      долю которых приходится свыше 75% от грузопотока по коридору.   на ТМТМ, сеть терминалов и транспортно-логистических цен-
                      Коридор пока работает не на всей протяженности от Стамбула до   тров, обеспечивающих продовольственную экспортную логи-
                      Сингапура, причины тому — отсутствие ряда участков железных   стику вдоль МТК «Север – Юг», а также имеющие недостаточную
                      и автодорог, закрытые границы между некоторыми странами Юж-  пропускную  способность  автомобильные  и  железнодорожные
                      ной Азии, несформированность правовых условий для осущест-  пункты пропуска, особенно на границе с Китаем. Чтобы снизить
                      вления международных перевозок и транзита.            или полностью устранить инфраструктурные барьеры, на  всех
                        В общем объеме перевозок грузов по коридорам Евразийского   транспортных коридорах в Евразии реализуются или заплани-
                      транспортного каркаса значителен и продолжает расти удельный   рованы к  реализации проекты строительства, реконструкции и
                      вес товаров внешней торговли Китая. По Северному евразийско-  модернизации транспортной инфраструктуры международного
                      му коридору удельный вес Китая в объеме международных пере-  значения. В рамках исследования начато создание Обсерватории
                      возок превысил 80% (по российскому экспортному углю — 90%).   транспортных проектов Евразийского транспортного каркаса,
                      Удельный вес китайских грузов в перевозках по Центральному   которую планируется опубликовать в конце 2024 г. и обновлять
                      евразийскому коридору близок к 100%. Доля грузов, перевози-  на регулярной основе.
                      мых в сообщении Китай – ЕАЭС – Китай, в 2023 г. превысила   К числу «банкуемых» могут быть отнесены проекты по
                      50% от общего грузопотока, доля транзита Китай – ЕС – Китай   развитию различного рода вспомогательной инфраструкту-
                      сократилась до 24%. Общее количество контейнерных поездов   ры — транспортно-логистических центров, сухих портов, кон-
                      из Китая в направлении стран ЕАЭС, ЕС и других стран, а так-  тейнерных терминалов и др. Рост грузопотоков по коридорам
                      же в обратном направлении возросло с 2013 по 2023 г. в 200 раз.   Евразийского транспортного каркаса потребует увеличения чис-
                      В условиях стремительного роста объемов перевозок с Китаем   ла и мощности объектов вспомогательной транспортной инфра-
                      во всех видах сообщений существенно возрастает роль проек-  структуры. Потенциал частных инвестиций может быть широко
                      тов развития инфраструктуры — наращивания мощностей Вос-  востребован в этой сфере.
                      точного полигона, создания новых коридоров, автомобильных и   С учетом ограниченных инвестиционных возможностей боль-
                      железнодорожных пунктов пропуска, а также транспортно-логи-  шинства развивающихся стран Евразийского региона, особенно
                      стической инфраструктуры на границе.                  со средним или ниже среднего уровнем доходов, важным на-
                        Для  дальнейшего  развития  Евразийского  транспортного   правлением усилий должно стать увеличение числа проектов,
                      каркаса критически важно создание новых меридиональных   привлекательных для международных банков развития и част-
                      транспортных связей. Широтные коридоры уже операбельны и   ных инвесторов, осуществляемых на принципах государствен-
                      показывают хорошую динамику международных перевозок. Для   но-частного партнерства (ГЧП), в том числе трансграничного
                      увеличения их пропускной способности требуется реализация   ГЧП.

            98 I  ЗИМА 2024
   95   96   97   98   99   100   101   102