Page 100 - ИЕ_04_2024_по разворотам (1)
P. 100
Для увеличения пропускной крупных проектов — развитие Восточного полигона, ликвида-
способности широтных коридоров ция узких мест на коридоре Баку – Тбилиси – Карс, строитель-
ство третьего погранперехода между Казахстаном и Китаем, а
требуется реализация крупных также линии Аягоз – Бахты и др. Вместе с тем особую актуаль-
проектов — развитие Восточного ность приобретает развитие новых коридоров на направлении
полигона, ликвидация узких мест север – юг, как в Центральной Азии, так и в Западной, а также
Восточной Сибири.
на коридоре Баку – Тбилиси – Карс, К перспективным проектам развития Евразийского транс-
строительство третьего погранперехода портного каркаса относятся инициативы создания Трансаф-
между Казахстаном и Китаем, а также ганского коридора между Узбекистаном, Афганистаном и
линии Аягоз – Бахты и др. Пакистаном, который сможет по кратчайшему расстоянию свя-
зать страны Центральной Азии с портом Карачи, коридора Ки-
перевезено 19 млн тонн грузов, из них 12,5 млн тонн — желез- тай – Кыргызстан – Узбекистан, автомагистрали «Меридиан»,
нодорожным транспортом. В общем грузопотоке первое место коридора Таджикистан – Афганистан – Туркменистан (ТАТ),
занимает экспортное зерно из России и Казахстана, объем пере- новых коридоров Россия – Китай в Восточной Сибири и ко-
возок которого в 2023 г. вырос до 4,5 млн тонн. Объем контей- ридоров Россия – Монголия – Китай (СУАР) в Западной Сиби-
нерных перевозок по коридору пока невелик (около 50 тыс. ДФЭ ри. Три из шести названных инициатив предполагают создание
в 2023 г.), однако динамично растет благодаря развитию контей- новых меридиональных коридоров, способных значительно из-
нерного сервиса по Восточному маршруту МТК «Север – Юг» менить транспортную ситуацию и направления грузопотоков в
и увеличению объемов перевозок между Россией и Азербайд- Евразии.
жаном по Западному маршруту. МТК «Север – Юг» стыкуется На отдельных участках евразийских транспортных коридоров
с остальными четырьмя ключевыми евразийскими коридорами, имеются узкие места и недостающие звенья инфраструктуры
что позволяет выстраивать гибкую логистику на таких направле- (инфраструктурные барьеры). С увеличением объемов между-
ниях, как Китай – Иран и Россия – Турция. народных перевозок в Евразии число узких мест растет, как и
Южный евразийский коридор обеспечивает торговые и их влияние на пропускную способность коридоров, что при-
транспортные связи Турции, Ирана и Пакистана с возможно- водит к искажениям логистики и неполной реализации транзит-
стью развития в будущем на другие страны Южной и Юго-Вос- но-транспортного потенциала стран региона. К числу наиболее
точной Азии. Контейнерный транзит по коридору развит сла- значимых узких мест Евразийского транспортного каркаса отно-
бо — всего 0,1% от общего объема международных контейнерных сятся участки БАМа на Восточном полигоне Российских желез-
перевозок по пяти ключевым коридорам. Вместе с тем динамично ных дорог, железнодорожные подходы к портам Азово-Черно-
растут объемы международных автомобильных перевозок, на морского бассейна, железная дорога Тбилиси – Ахалкалаки – Карс
долю которых приходится свыше 75% от грузопотока по коридору. на ТМТМ, сеть терминалов и транспортно-логистических цен-
Коридор пока работает не на всей протяженности от Стамбула до тров, обеспечивающих продовольственную экспортную логи-
Сингапура, причины тому — отсутствие ряда участков железных стику вдоль МТК «Север – Юг», а также имеющие недостаточную
и автодорог, закрытые границы между некоторыми странами Юж- пропускную способность автомобильные и железнодорожные
ной Азии, несформированность правовых условий для осущест- пункты пропуска, особенно на границе с Китаем. Чтобы снизить
вления международных перевозок и транзита. или полностью устранить инфраструктурные барьеры, на всех
В общем объеме перевозок грузов по коридорам Евразийского транспортных коридорах в Евразии реализуются или заплани-
транспортного каркаса значителен и продолжает расти удельный рованы к реализации проекты строительства, реконструкции и
вес товаров внешней торговли Китая. По Северному евразийско- модернизации транспортной инфраструктуры международного
му коридору удельный вес Китая в объеме международных пере- значения. В рамках исследования начато создание Обсерватории
возок превысил 80% (по российскому экспортному углю — 90%). транспортных проектов Евразийского транспортного каркаса,
Удельный вес китайских грузов в перевозках по Центральному которую планируется опубликовать в конце 2024 г. и обновлять
евразийскому коридору близок к 100%. Доля грузов, перевози- на регулярной основе.
мых в сообщении Китай – ЕАЭС – Китай, в 2023 г. превысила К числу «банкуемых» могут быть отнесены проекты по
50% от общего грузопотока, доля транзита Китай – ЕС – Китай развитию различного рода вспомогательной инфраструкту-
сократилась до 24%. Общее количество контейнерных поездов ры — транспортно-логистических центров, сухих портов, кон-
из Китая в направлении стран ЕАЭС, ЕС и других стран, а так- тейнерных терминалов и др. Рост грузопотоков по коридорам
же в обратном направлении возросло с 2013 по 2023 г. в 200 раз. Евразийского транспортного каркаса потребует увеличения чис-
В условиях стремительного роста объемов перевозок с Китаем ла и мощности объектов вспомогательной транспортной инфра-
во всех видах сообщений существенно возрастает роль проек- структуры. Потенциал частных инвестиций может быть широко
тов развития инфраструктуры — наращивания мощностей Вос- востребован в этой сфере.
точного полигона, создания новых коридоров, автомобильных и С учетом ограниченных инвестиционных возможностей боль-
железнодорожных пунктов пропуска, а также транспортно-логи- шинства развивающихся стран Евразийского региона, особенно
стической инфраструктуры на границе. со средним или ниже среднего уровнем доходов, важным на-
Для дальнейшего развития Евразийского транспортного правлением усилий должно стать увеличение числа проектов,
каркаса критически важно создание новых меридиональных привлекательных для международных банков развития и част-
транспортных связей. Широтные коридоры уже операбельны и ных инвесторов, осуществляемых на принципах государствен-
показывают хорошую динамику международных перевозок. Для но-частного партнерства (ГЧП), в том числе трансграничного
увеличения их пропускной способности требуется реализация ГЧП.
98 I ЗИМА 2024