Page 94 - ИЕ_02_2025
P. 94
Рисунок 4 Рисунок 5
Развитие грузовой базы ТРАСЕКА ограничивает пересечение границ 10-12 стран с различной шириной железнодорожной колеи, К 2030 году объемы грузоперевозок по МТК «Север-Юг» могут превысить 30 млн тонн, прогнозируют аналитики ЕАБР Источник: ЕАБР
а также отличающимися нормами транспортного и таможенного права Источник: ЕАБР
В составе МТК «Север-Юг» выделяют три основных маршрута: ра». Участок иранской железной дороги от города Решт до порта Ка- На транскаспийском маршруте отсутствуют современные тер- Центральный евразийский коридор продолжит развиваться,
1. Транскаспийский. спиан был введен в эксплуатацию 20 июня 2024 года. Ожидается, что миналы для перегрузки контейнеров и генеральных грузов, обо- если правительство Казахстана построит третий погранпереход
Маршрут проходит через порты Астрахань и Махачкала. Он полностью ветку построят в 2027-2028 годах. Пока на этом участке рудование для перевалки грузов устарело, а флота для фидерных на границе с Китаем «Бахты-Чугучак», а также железнодорожную
позволяет осуществлять перевозку судами смешанного плавания осуществляются только автомобильные грузоперевозки. перевозок не хватает. линию «Аягоз – Бахты», которая должна связать новый пункт про-
«река-море» из центральных районов России в иранские порты на По оценкам аналитиков ЕАБР, в 2023 году суммарно автомо- Несмотря на существующие барьеры к 2030 году объемы гру- пуска с казахстанской сетью железных дорог, считают в ЕАБР.
побережье Каспийского моря с последующей доставкой грузов ав- бильным транспортом по Западному маршруту МТК «Север – зоперевозок по МТК «Север-Юг» могут превысить 30 млн тонн, Проблемы МТК ТРАСЕКА и Транскаспийского международно-
томобильным или железнодорожным транспортом в порты Пер- Юг», включая автодорожный коридор Россия — Грузия — Ар- учитывая рост региональной торговли и перспективу увеличе- го транспортного коридора, частично входящего в него, эксперты
сидского залива. По оценкам экспертов ЕАБР, по этому маршруту мения через МАПП Верхний Ларс, было перевезено свыше 1,5 ния пропускной способности иранских станций, прогнозирует ЕАБР предлагают решить за счет комплексной реконструкции же-
в 2023 году было перевезено свыше 5,5 млн тонн грузов, что в 1,5 млн тонн грузов. Железнодорожные грузоперевозки в основном ЕАБР. лезнодорожного участка «Марабда – Тбилиси» в Грузии и строи-
раза превышает показатель 2022 года. осуществляются между Россией, Азербайджаном и Грузией. Что- тельства вторых путей и электрификации линии «Туркменабад –
2. Восточный. бы проехать в Иран, грузы с железной дороги перегружаются на УЗКОЕ – РАСШИТЬ, НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ – Ашхабад – Туркменбаши» в Туркменистане. Помимо этого, также
Маршрут подразумевает прямое железнодорожное сообщение автомобили. ДОСТРОИТЬ необходимо развивать морские порты Актау и Курык в Казахстане
через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на желез- Полноценному развитию МТК «Север-Юг» мешает ряд барье- Аналитики Евразийского банка развития выделили пути преодо- с учетом увеличения мощности контейнерных терминалов.
нодорожную сеть Ирана по действующему пограничному переходу ров. Например, на западном маршруте «узким горлышком» вы- ления барьеров по каждому из пяти основных МТК, входящих в Устранить барьеры на МТК «Север-Юг» поможет комплексная
«Теджен – Серахс». Восточный маршрут является преимуществен- ступает участок Военной Грузинской дороги между Квешети и Евразийский транспортный каркас. реконструкция и модернизация линий «Ялама – Баладжары» в
но железнодорожным. Автомобильные перевозки осуществляются Коби в Грузии. Из-за неблагоприятных погодных условий в горной Так, увеличить грузопоток по Северному евразийскому кори- Азербайджане и «Османлы – Астара», которая соединит Азер-
между Туркменистаном и другими странами Центральной Азии, и местности, проезд транспорта становится невозможным пример- дору, считают эксперты ЕАБР, можно за счет появления новых байджан с Ираном, считают в ЕАБР. Также необходим ввод в экс-
Ираном. Объем международных автомобильных перевозок в 2023 но 100 дней в году, отмечают в ЕАБР. пунктов пропуска на границе РФ и Китая и их обустройства логи- плуатацию участка иранской железной дороги до станции «Аста-
году на этом направлении оценивается специалистами ЕАБР при- Кроме того, недостроенный участок железнодорожной линии стическими объектами: складами временного хранения или хотя ра» и модернизация железнодорожных погранпереходов «Сарахс»
мерно в 0,5 млн тонн. При этом, железнодорожным транспортом за «Решт – Астара» и низкая пропускная способность однопутных бы площадками для перегрузки. Также необходимо повышать тех- и «Акяйла» в Туркменистане. Дальнейшему же развитию транс-
2023 год было перевезено 1,1 млн тонн. неэлектрифицированных путей на территории Ирана препятству- нологическое оснащение погранпереходов. Кроме того, нужна мо- портно-логистических маршрутов на МТК «Север – Юг» будет
3. Западный. ют развитию этого направления МТК. Пограничные железнодо- дернизация Восточного полигона и строительство на нем вторых способствовать реализация проекта по электрификации железно-
Проходит через Астрахань, Махачкалу и Самур, затем по террито- рожные переходы, на которых меняется ширина колеи на восточ- Северомуйского, Кодарского и Кузнецовского тоннелей, а также дорожной линии «Ашхабад – Мары» в Туркменистане, полагают
рии Азербайджана до проектируемой пограничной станции «Аста- ном маршруте также ограничивают грузопоток. нового моста через реку Амур. аналитики ЕАБР.
92 I ЛЕТО 2025 ЛЕТО 2025 I 93