Page 92 - ИЕ_02_2025
P. 92

Рисунок 2                                                                                                                                Рисунок 3
             Центральный евразийский коридор – это ключевой и кратчайший маршрут, связывающий Китай со странами ЕАЭС и Евросоюзом  Источник: ЕАБР     Грузоперевозки по ТМТМ занимают в 3 раза больше времени в сравнении с Северным евразийским коридором и сопоставимы по срокам с морским маршрутом.  Источник: ЕАБР



                        По оценкам Всемирного банка, грузоперевозки по ТМТМ зани-  После событий 2022 года и введения странами ЕС санкций             ТРАСЕКА стыкуется с другими евразийскими транспортными   на маршруте до сих пор не выработаны единые конкурентноспо-
                      мают в 3 раза больше времени, чем по Северному евразийскому   против России, ТМТМ получил «второе дыхание», так как кори-     коридорами. Например, участок от Стамбула до Тегерана совпа-  собные тарифы, отмечают в ЕАБР.
                      коридору, и сопоставимы по срокам с морским маршрутом. Это   дор может стать альтернативным маршрутом для поставок из ЕС      дает с Южным евразийским коридором, а участки на террито-  Еще один барьер – ограниченное количество судоходных дней
                      связано с многократным пересечением границ, перевалкой груза с   в Азию в обход РФ. В связи с этим Евросоюз анонсировал, что   рии Туркменистана и Ирана совпадают с Восточным маршрутом   на Каспийском и Черном морях из-за погодных условий, что уве-
                      одного вида транспорта на другой. Кроме того, перевозчикам при-  намерен инвестировать в ТМТМ €10 млрд.                       МТК «Север – Юг».                                     личивает транзитное время. Также, на сроках доставки и стоимо-
                      ходится переоформлять грузы в Турции, из-за смены транспорт-  Всемирный банк прогнозирует, что к 2030 году объем перевоз-       Кроме того, составной частью ТРАСЕКА является железнодо-  сти грузоперевозки по МТК сказываются погрузо-разгрузочные
                      ного права, так как страна отказалась от участия в Соглашении о   ок по ТМТМ вырастет в 3 раза до 11 млн. тонн. Положительную   рожный маршрут «Баку – Тбилиси – Ахалкалаки – Карс» (БТК)   операции на стыке наземных и морских участков.
                      международном грузовом железнодорожном сообщении.     динамику обеспечит транзит из Китая в Европу, а также экспорт           протяженностью 835 км, соединяющий железнодорожную сеть   С точки зрения физической инфраструктуры барьером высту-
                        Еще одно ограничение связано с тем, что на границе Турции и   из Казахстана, Азербайджана и Грузии.                         Азербайджана и Грузии с Турцией.                      пает железнодорожно-паромное сообщение через озеро Ван на
                      Грузии разная ширина железнодорожной колеи, из-за чего при-                                                                     По состоянию на март 2024 года, участниками ТРАСЕКА яв-  границе между Турцией и Ираном, отмечают в ЕАБР. Однопут-
                      ходится тратить время на перегруз. К узким местам аналитики   ТРАСЕКА: 12 ГРАНИЦ, ГОРЫ, ПАРОМЫ                                ляются 14 государств: Азербайджан, Армения, Болгария, Грузия,   ные и неэлектрифицированные участки железных дорог, особен-
                      ЕАБР относят порты Каспийского и Черном моря. Так, на Кас-  И ТАМОЖНИ                                                         Иран, Молдова, Казахстан, Кыргызстан, Румыния, Таджикистан,   но в государствах Центральной Азии, ограничивают эффектив-
                      пии, например, при возможности грузоперевалки в объеме око-  Транспортный коридор Европа – Кавказ – Азия или ТРАСЕКА          Турция, Туркменистан, Узбекистан и Украина.           ную транзитную скорость.
                      ло 135 млн тонн в год используется примерно 30 млн тонн пор-  (сокр. от Transport Corridor Europe Caucasus Asia) – это еще один   Этот коридор работает далеко не в полную силу, пишет в ста-  Важнейшим фактором загрузки ТРАСЕКА может стать рост
                      товых мощностей. Кроме того, не все морские гавани оснащены   проект Евросоюза по формированию альтернативных транскон-       тье «Евроазиатские транспортные коридоры и ЕАЭС» кандидат   транзита грузов на направлениях из Китая в Южную Европу и
                      необходимым оборудованием.                            тинентальных маршрутов, соединяющих Европу и Азию в обход               исторических наук, младший научный сотрудник Центра постсо-  Турцию, считают аналитики ЕАБР.
                        В связи с наличием этих барьеров аналитики ЕАБР присвоили   территории РФ. В нем задействованы черноморские порты Поти      ветских исследований Института международных исследований
                      ТМТМ низкий приоритет в международных перевозках. Однако   и Батуми, железные дороги Грузии и Азербайджана, каспийская        МГИМО МИД России Эльнур Мехдиев. Ограничивают развитие   МТК «СЕВЕР-ЮГ»: ТРИ ВЕТКИ И КУЧА БАРЬЕРОВ
                      европейские коллеги придерживаются иного мнения. В частно-  паромная переправа Баку-Туркменбаши, железнодорожные сети         грузопотока пересечение границ 10-12 стран с различной шири-  МТК «Север – Юг» связывает северо-западную часть ЕАЭС,
                      сти, вице-президент Всемирного банка по Европе и Центральной   Туркмении, Узбекистана, Киргизии, Казахстана и Китая, а также   ной железнодорожной колеи, а также отличающимися нормами   страны Балтии и Скандинавии с государствами Центральной
                      Азии Антонелла Бассани уверена, что ТМТМ «не только жизне-  китайские порты на тихоокеанском побережье. Общая протя-          транспортного и таможенного права.                    Азии, Персидского залива и Индийского океана. Протяженность
                      способен, но и может стать критически важным для экономики   женность коридора (приблизительно 12,1 тыс. км) сопоставима        Еще одним «узким местом» коридора считаются горные участ-  коридора – более 7 тыс. км, из которых на сухопутную часть при-
                      стран вдоль маршрута».                                с Северным евразийским коридором.                                       ки, где существенно снижается скорость доставки. Кроме того,   ходится около 3 тыс. км.

              90 I  ЛЕТО 2025                                                                                                                                                                                                                          ЛЕТО 2025  I  91
   87   88   89   90   91   92   93   94   95   96   97