Page 92 - ИЕ_02_2025
P. 92
Рисунок 2 Рисунок 3
Центральный евразийский коридор – это ключевой и кратчайший маршрут, связывающий Китай со странами ЕАЭС и Евросоюзом Источник: ЕАБР Грузоперевозки по ТМТМ занимают в 3 раза больше времени в сравнении с Северным евразийским коридором и сопоставимы по срокам с морским маршрутом. Источник: ЕАБР
По оценкам Всемирного банка, грузоперевозки по ТМТМ зани- После событий 2022 года и введения странами ЕС санкций ТРАСЕКА стыкуется с другими евразийскими транспортными на маршруте до сих пор не выработаны единые конкурентноспо-
мают в 3 раза больше времени, чем по Северному евразийскому против России, ТМТМ получил «второе дыхание», так как кори- коридорами. Например, участок от Стамбула до Тегерана совпа- собные тарифы, отмечают в ЕАБР.
коридору, и сопоставимы по срокам с морским маршрутом. Это дор может стать альтернативным маршрутом для поставок из ЕС дает с Южным евразийским коридором, а участки на террито- Еще один барьер – ограниченное количество судоходных дней
связано с многократным пересечением границ, перевалкой груза с в Азию в обход РФ. В связи с этим Евросоюз анонсировал, что рии Туркменистана и Ирана совпадают с Восточным маршрутом на Каспийском и Черном морях из-за погодных условий, что уве-
одного вида транспорта на другой. Кроме того, перевозчикам при- намерен инвестировать в ТМТМ €10 млрд. МТК «Север – Юг». личивает транзитное время. Также, на сроках доставки и стоимо-
ходится переоформлять грузы в Турции, из-за смены транспорт- Всемирный банк прогнозирует, что к 2030 году объем перевоз- Кроме того, составной частью ТРАСЕКА является железнодо- сти грузоперевозки по МТК сказываются погрузо-разгрузочные
ного права, так как страна отказалась от участия в Соглашении о ок по ТМТМ вырастет в 3 раза до 11 млн. тонн. Положительную рожный маршрут «Баку – Тбилиси – Ахалкалаки – Карс» (БТК) операции на стыке наземных и морских участков.
международном грузовом железнодорожном сообщении. динамику обеспечит транзит из Китая в Европу, а также экспорт протяженностью 835 км, соединяющий железнодорожную сеть С точки зрения физической инфраструктуры барьером высту-
Еще одно ограничение связано с тем, что на границе Турции и из Казахстана, Азербайджана и Грузии. Азербайджана и Грузии с Турцией. пает железнодорожно-паромное сообщение через озеро Ван на
Грузии разная ширина железнодорожной колеи, из-за чего при- По состоянию на март 2024 года, участниками ТРАСЕКА яв- границе между Турцией и Ираном, отмечают в ЕАБР. Однопут-
ходится тратить время на перегруз. К узким местам аналитики ТРАСЕКА: 12 ГРАНИЦ, ГОРЫ, ПАРОМЫ ляются 14 государств: Азербайджан, Армения, Болгария, Грузия, ные и неэлектрифицированные участки железных дорог, особен-
ЕАБР относят порты Каспийского и Черном моря. Так, на Кас- И ТАМОЖНИ Иран, Молдова, Казахстан, Кыргызстан, Румыния, Таджикистан, но в государствах Центральной Азии, ограничивают эффектив-
пии, например, при возможности грузоперевалки в объеме око- Транспортный коридор Европа – Кавказ – Азия или ТРАСЕКА Турция, Туркменистан, Узбекистан и Украина. ную транзитную скорость.
ло 135 млн тонн в год используется примерно 30 млн тонн пор- (сокр. от Transport Corridor Europe Caucasus Asia) – это еще один Этот коридор работает далеко не в полную силу, пишет в ста- Важнейшим фактором загрузки ТРАСЕКА может стать рост
товых мощностей. Кроме того, не все морские гавани оснащены проект Евросоюза по формированию альтернативных транскон- тье «Евроазиатские транспортные коридоры и ЕАЭС» кандидат транзита грузов на направлениях из Китая в Южную Европу и
необходимым оборудованием. тинентальных маршрутов, соединяющих Европу и Азию в обход исторических наук, младший научный сотрудник Центра постсо- Турцию, считают аналитики ЕАБР.
В связи с наличием этих барьеров аналитики ЕАБР присвоили территории РФ. В нем задействованы черноморские порты Поти ветских исследований Института международных исследований
ТМТМ низкий приоритет в международных перевозках. Однако и Батуми, железные дороги Грузии и Азербайджана, каспийская МГИМО МИД России Эльнур Мехдиев. Ограничивают развитие МТК «СЕВЕР-ЮГ»: ТРИ ВЕТКИ И КУЧА БАРЬЕРОВ
европейские коллеги придерживаются иного мнения. В частно- паромная переправа Баку-Туркменбаши, железнодорожные сети грузопотока пересечение границ 10-12 стран с различной шири- МТК «Север – Юг» связывает северо-западную часть ЕАЭС,
сти, вице-президент Всемирного банка по Европе и Центральной Туркмении, Узбекистана, Киргизии, Казахстана и Китая, а также ной железнодорожной колеи, а также отличающимися нормами страны Балтии и Скандинавии с государствами Центральной
Азии Антонелла Бассани уверена, что ТМТМ «не только жизне- китайские порты на тихоокеанском побережье. Общая протя- транспортного и таможенного права. Азии, Персидского залива и Индийского океана. Протяженность
способен, но и может стать критически важным для экономики женность коридора (приблизительно 12,1 тыс. км) сопоставима Еще одним «узким местом» коридора считаются горные участ- коридора – более 7 тыс. км, из которых на сухопутную часть при-
стран вдоль маршрута». с Северным евразийским коридором. ки, где существенно снижается скорость доставки. Кроме того, ходится около 3 тыс. км.
90 I ЛЕТО 2025 ЛЕТО 2025 I 91