Page 91 - ИЕ_02_2025
P. 91
Алена Лебединец, корреспондент «Логистика в России»
ГРУЗЫ В ЛАБИРИНТЕ
ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ
О ТОМ, КАК НЕ ЗАПЛУТАТЬ В МАРШРУТАХ
ЕВРАЗИЙСКОГО ТРАНСПОРТНОГО КАРКАСА
ТРИ ГОДА НАЗАД, В 2021-М, ЕВРАЗИЙСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ (ЕАБР) ВПЕРВЫЕ
ПРЕДЛОЖИЛ ПОНЯТИЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ТРАНСПОРТНОГО КАРКАСА. ЕГО ОСНОВУ СОСТАВЛЯЮТ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ НА НАПРАВЛЕНИЯХ ВОСТОК-ЗАПАД И СЕВЕР-ЮГ
ПРОТЯЖЕННОСТЬЮ БОЛЕЕ 50 ТЫС. КМ, СОЕДИНЯЮЩИЕ АЗИЮ, ЕВРОПУ И БЛИЖНИЙ ВОСТОК.
ПО ОЦЕНКАМ АНАЛИТИКОВ ЕАБР, ОБЪЕДИНЕНИЕ ЭТИХ КОРИДОРОВ В ОДНУ СЕТЬ СПОСОБНО УВЕЛИЧИТЬ
ГРУЗОПОТОК ПО НИМ НА 40%. КОНКУРИРОВАТЬ МЕЖДУ СОБОЙ ЭТИМ МТК СЛОЖНО, ТАК КАК В ЕВРАЗИИ
НИЗКАЯ ПЛОТНОСТЬ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ И КАЖДЫЙ КОРИДОР ИМЕЕТ СВОЮ
РЕГИОНАЛЬНУЮ ИЛИ ОТРАСЛЕВУЮ НИШУ.
Рисунок 1
Основа грузовой базы Северного евразийского коридора – экспортные грузы в порты Дальнего Востока и импорт из них. Источник: ЕАБР
зучив доклад Евразийского Банка Развития «Евра- перевозят уголь (71,5% от общего грузопотока) и другие сырье-
зийский транспортный каркас» (ист.), «Логирус» со- вые грузы, следует из данных Главного таможенного управления
брал краткое «досье» по каждому из коридоров, что- КНР. Уровень контейнеризации импорта на маршруте достигает плану правительства РФ, пропускная способность со 180 млн коридор сохранит лидерство в контейнерных грузоперевозках
Ибы логистам было легче ориентироваться в лабиринте 77%, а в транзите с востока на запад – и вовсе 98%. тонн в 2024 году увеличится до 210 млн тонн к 2030 году. между Европой и КНР. По целевому сценарию объем контейнер-
переплетающихся друг с другом международных маршрутов. По данным ЕАБР, с 2018 по 2024 год доля железнодорожного ных перевозок может достичь 1,5 млн TEU. Этому будет способ-
транспорта на СЕК сократилась. Эксперты объясняют это ро- ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ КОРИДОР: ствовать согласованная тарифная политика на железнодорожном
СЕВЕРНЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ КОРИДОР: ПРОБЛЕМЫ стом объемов внутрироссийских и международных автоперево- ПОТЕРЯННЫЕ «ТЕУСЫ» И НАДЕЖДЫ НА ПЛОМБЫ пространстве колеи 1520 мм. Она, по мнению аналитиков ЕАБР,
С КОНТЕЙНЕРАМИ И ПРОБКИ НА ГРАНИЦЕ зок, а также ограниченными пропускными способностями Вос- Центральный евразийский коридор (LR. далее по тексту ЦЕК) – позволила сохранить стабильность ставок, в отличие от волатиль-
Северный евразийский коридор (LR. далее по тексту СЕК) сое- точного полигона. ключевой и кратчайший маршрут, связывающий Китай со стра- ного морского фрахта.
диняет Европу и Россию с Монголией, Китаем и странами Азиат- Крупнейший наземный пункт пропуска коридора – «Забай- нами ЕАЭС и Евросоюзом. По историческим меркам он был за- Существенную роль в повышении привлекательности Цен-
ско-Тихоокеанского региона (АТР). кальск». Так, через железнодорожный погранпереход в 2023 пущен не так давно. Первый грузовой поезд через погранпереход трального евразийского маршрута будет играть внедрение тех-
В его состав входят Транссиб и Байкало-Амурская железно- году перевезли 22 млн тонн грузов. Это 12,7% от общего объема «Достык-Алашанькоу» прошел в 1991 году, а через погранпере- нических инноваций, уверены в ЕАБР. В частности, реализации
дорожная магистраль (БАМ). Всего СЕК насчитывает 11 желез- международных перевозок по СЕК на его восточном плече. «Уз- ход «Алтынколь-Хоргос» – в 2013 году. соглашения по работе с электронными навигационными плом-
нодорожных и 8 автомобильных ответвлений. Наиболее значи- ким местом» пункта пропуска является необходимость пере- Сейчас самым востребованным пунктом пропуска ЦЕК явля- бами между странами ЕАЭС. Их использование позволит обе-
мыми для международных перевозок считаются маршруты до грузки с китайской колеи и дефицит фитинговых платформ на ется «Достык-Алашанькоу». Через него следует 85% всех грузов. спечить безопасность и надежность транспортировки грузов, а
портов Дальнего Востока, а также до погранпереходов между российской стороне. Из-за этого летом 2024 года контейнерные Кроме того, в 2023 году погранпереход вошел в тройку крупней- также минимизирует необходимость контрольных мероприятий
Россией, Китаем и Монголией. поезда простаивали на границе до 20 суток в ожидании пере- ших в Китае. Впечатляющую динамику демонстрирует и пункт по пути следования, считают аналитики.
Важное конкурентное преимущество СЕК – скорость доставки грузки. пропуска «Алтынколь-Хоргос». По данным ЕАБР, транзитный
грузов из Владивостока к западным границам России, отмечает В отличие от железнодорожных, автомобильные грузоперевоз- грузопоток через него с 2018 по 2023 годы вырос в 17 раз. ТРАНСКАСПИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ
младший научный сотрудник Центра постсоветских исследова- ки по Северному евразийскому коридору растут. Драйвером вы- Кроме того, уровень контейнеризации грузопотоков у ЦЕК ТРАНСПОРТНЫЙ МАРШРУТ: ПЕРЕВАЛКА,
ний Института международных исследований МГИМО МИД ступает китайское направление. В 2023 году объем грузопотока выше, чем у Северного евразийского коридора. Так, через два ПЕРЕГРУЗ, ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ
России Эльнур Мехдиев. По оценкам эксперта, речь идет о сроке достиг 3,75 млн тонн, что на 20% больше, чем в 2019 году. Импорт- погранперехода, расположенных на казахстанско-китайской Транскаспийский международный транспортный маршрут (LR.
от семи дней в зависимости от загруженности инфраструктуры. ные грузоперевозки преобладают, доля экспортных – всего 41%. границе, в 2023 году транзитом в контейнерах было перевезено далее по тексту ТМТМ) пролегает через Китай, Казахстан, аква-
Основа грузовой базы СЕК – экспортные грузы в порты Даль- Аналитики ЕАБР прогнозируют увеличение объема грузо- 99,5% экспортных грузов и 93,1% – импортных. торию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в стра-
него Востока и импорт из них. По данным Ассоциации морских перевозок по Северному евразийскому коридору, несмотря на По итогам прошлого года из-за падения ставок фрахта на мор- ны Европы. По оценкам ЕАБР, текущая пропускная способность
торговых портов, грузооборот дальневосточных морских га- проблемы с контейнерами и высокую загруженность железно- ские перевозки в направлении Европа-Китай-Европа контейнер- ТМТМ на обоих направлениях (пункты назначения и порты
ваней по итогам 8 месяцев 2024 года составил 157,3 млн тонн. дорожной инфраструктуры. На это, прежде всего, повлияет мас- ный грузопоток по ЦЕК снизился в 2 раза год к году. Несмотря Турции, а также черноморские порты стран ЕС) оценивается до
При этом чаще всего по Северному евроазиатскому коридору штабная программа развития Восточного полигона. Согласно на это аналитики ЕАБР считают, что Центральный евразийский 5,8 млн тонн, в том числе до 80 тыс. контейнеров.
88 I ЛЕТО 2025 ЛЕТО 2025 I 89