Page 99 - ИЕ_02_2025
P. 99

Рисунок 1
 Арктическая зона Российской Федерации

 Профстандарт «Полярный эколог» фокусируется на компетен-  ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 циях, связанных с мониторингом и восстановлением арктических   Сегодня арктические города находятся в области высокого риска
 экосистем, внедрением технологий рециклинга в условиях низких   неустойчивого развития.
 температур, а также с управлением отходами в удалённых локаци-  Создание арктических центров компетенций на базе вузов с ак-
 ях с учётом принципов циклической экономики.   центом на экологию, энергетику, логистику и развитие программ
 Апробация стандарта в рамках конкурса «EcoSkillsR» позволила   дуального образования с участием компаний, где 80% студентов
 студентам отработать навыки на реальных кейсах: от ликвидации   трудоустраиваются после стажировок, позволит компенсировать
 разливов нефти до проектирования «зелёных» инфраструктурных   неразвитость системы высшего образования, которая ведет к от-
 решений. Это соответствует Целям устойчивого развития под но-  ставанию в конкуренции за людей, к миграционному оттоку мо-
 мерами 13 (борьба с изменением климата) и 15 (сохранение эко-  лодежи — основного потенциала будущего устойчивого развития
 систем суши).  арктического города.
 Социальный компонент в профстандарте реализуется следую-  Оценка через призму ЭКГ трансформирует арктические проек-
 щими путями:   ты из ресурсной гонки в модель устойчивого развития.
 1. Через подготовку кадров для коренных народов Севера — инте-  Ключевые условия:
 грация традиционных знаний с современными экологическими   1. Технологии: приоритет НДТ и циркулярной экономики.
 практиками.   2. Люди: достойные условия жизни и синтез традиций с иннова-
 2. При помощи повышения престижа профессии через конкурс   циями.
 «EcoSkillsR», где студенты демонстрируют свои навыки по экс-  3. Государство: прозрачное регулирование и долгосрочные инве-
 пертизе объектов, укрепляя доверие общества к экологам.   стиции.
 3. Посредством развития инклюзивности — стандарт предусма-  Для выполнения ключевых условий, на наш взгляд, необходи-
 тривает адаптацию методик для работы в мультикультурных   мо:
 командах, включая взаимодействие с местными сообществами.   1. Создать региональную платформу для мониторинга ЭКГ-пока-
 Участие вузов в апробации создаёт социальный лифт для мо-  зателей с открытым доступом.
 лодых специалистов, что особенно важно для регионов Крайнего   2. Внедрить образовательные программы по устойчивому разви-
 Севера.  тию для местных сообществ.
 Разработка профстандарта обеспечивает единство требований   3. Разработать механизмы налоговых льгот для компаний с рей-
 к квалификациям экологов, снижая риски ошибок при реализа-  тингом AAA.
 ции проектов в Арктике, интеграцию с международными нор-  Реализация подхода ЭКГ не только минимизирует риски для
 мами, такими как ISO 14001, усиливающую позиции российских   Арктики, но и превращает её в полигон для инноваций, значимых
 компаний на глобальных рынках, а также обеспечивает прозрач-  для всего мира в контексте Целей устойчивого развития ООН.
 ность подготовки кадров, что соответствует принципам ЭКГ.   Арктика — не только территория рисков, но и полигон для
 Конкурс «EcoSkillsR» стал площадкой для обратной связи меж-  прорывных решений. Их успех зависит от того, насколько гар-
 ду работодателями и образовательными учреждениями, позволяя   монично удастся соединить экологию, кадры и государственные
 корректировать стандарт под реальные запросы отрасли.  интересы.

 96 I  ЛЕТО 2025
   94   95   96   97   98   99   100