Page 93 - ИЕ_02_2025
P. 93

Рисунок 2    Рисунок 3
 Центральный евразийский коридор – это ключевой и кратчайший маршрут, связывающий Китай со странами ЕАЭС и Евросоюзом  Источник: ЕАБР  Грузоперевозки по ТМТМ занимают в 3 раза больше времени в сравнении с Северным евразийским коридором и сопоставимы по срокам с морским маршрутом.  Источник: ЕАБР



 По оценкам Всемирного банка, грузоперевозки по ТМТМ зани-  После событий 2022 года и введения странами ЕС санкций   ТРАСЕКА стыкуется с другими евразийскими транспортными   на маршруте до сих пор не выработаны единые конкурентноспо-
 мают в 3 раза больше времени, чем по Северному евразийскому   против России, ТМТМ получил «второе дыхание», так как кори-  коридорами. Например, участок от Стамбула до Тегерана совпа-  собные тарифы, отмечают в ЕАБР.
 коридору, и сопоставимы по срокам с морским маршрутом. Это   дор может стать альтернативным маршрутом для поставок из ЕС   дает с Южным евразийским коридором, а участки на террито-  Еще один барьер – ограниченное количество судоходных дней
 связано с многократным пересечением границ, перевалкой груза с   в Азию в обход РФ. В связи с этим Евросоюз анонсировал, что   рии Туркменистана и Ирана совпадают с Восточным маршрутом   на Каспийском и Черном морях из-за погодных условий, что уве-
 одного вида транспорта на другой. Кроме того, перевозчикам при-  намерен инвестировать в ТМТМ €10 млрд.   МТК «Север – Юг».   личивает транзитное время. Также, на сроках доставки и стоимо-
 ходится переоформлять грузы в Турции, из-за смены транспорт-  Всемирный банк прогнозирует, что к 2030 году объем перевоз-  Кроме того, составной частью ТРАСЕКА является железнодо-  сти грузоперевозки по МТК сказываются погрузо-разгрузочные
 ного права, так как страна отказалась от участия в Соглашении о   ок по ТМТМ вырастет в 3 раза до 11 млн. тонн. Положительную   рожный маршрут «Баку – Тбилиси – Ахалкалаки – Карс» (БТК)   операции на стыке наземных и морских участков.
 международном грузовом железнодорожном сообщении.   динамику обеспечит транзит из Китая в Европу, а также экспорт   протяженностью 835 км, соединяющий железнодорожную сеть   С точки зрения физической инфраструктуры барьером высту-
 Еще одно ограничение связано с тем, что на границе Турции и   из Казахстана, Азербайджана и Грузии.   Азербайджана и Грузии с Турцией.   пает железнодорожно-паромное сообщение через озеро Ван на
 Грузии разная ширина железнодорожной колеи, из-за чего при-  По состоянию на март 2024 года, участниками ТРАСЕКА яв-  границе между Турцией и Ираном, отмечают в ЕАБР. Однопут-
 ходится тратить время на перегруз. К узким местам аналитики   ТРАСЕКА: 12 ГРАНИЦ, ГОРЫ, ПАРОМЫ    ляются 14 государств: Азербайджан, Армения, Болгария, Грузия,   ные и неэлектрифицированные участки железных дорог, особен-
 ЕАБР относят порты Каспийского и Черном моря. Так, на Кас-  И ТАМОЖНИ  Иран, Молдова, Казахстан, Кыргызстан, Румыния, Таджикистан,   но в государствах Центральной Азии, ограничивают эффектив-
 пии, например, при возможности грузоперевалки в объеме око-  Транспортный коридор Европа – Кавказ – Азия или ТРАСЕКА   Турция, Туркменистан, Узбекистан и Украина.  ную транзитную скорость.
 ло 135 млн тонн в год используется примерно 30 млн тонн пор-  (сокр. от Transport Corridor Europe Caucasus Asia) – это еще один   Этот коридор работает далеко не в полную силу, пишет в ста-  Важнейшим фактором загрузки ТРАСЕКА может стать рост
 товых мощностей. Кроме того, не все морские гавани оснащены   проект Евросоюза по формированию альтернативных транскон-  тье «Евроазиатские транспортные коридоры и ЕАЭС» кандидат   транзита грузов на направлениях из Китая в Южную Европу и
 необходимым оборудованием.   тинентальных маршрутов, соединяющих Европу и Азию в обход   исторических наук, младший научный сотрудник Центра постсо-  Турцию, считают аналитики ЕАБР.
 В связи с наличием этих барьеров аналитики ЕАБР присвоили   территории РФ. В нем задействованы черноморские порты Поти   ветских исследований Института международных исследований
 ТМТМ низкий приоритет в международных перевозках. Однако   и Батуми, железные дороги Грузии и Азербайджана, каспийская   МГИМО МИД России Эльнур Мехдиев. Ограничивают развитие   МТК «СЕВЕР-ЮГ»: ТРИ ВЕТКИ И КУЧА БАРЬЕРОВ
 европейские коллеги придерживаются иного мнения. В частно-  паромная переправа Баку-Туркменбаши, железнодорожные сети   грузопотока пересечение границ 10-12 стран с различной шири-  МТК «Север – Юг» связывает северо-западную часть ЕАЭС,
 сти, вице-президент Всемирного банка по Европе и Центральной   Туркмении, Узбекистана, Киргизии, Казахстана и Китая, а также   ной железнодорожной колеи, а также отличающимися нормами   страны Балтии и Скандинавии с государствами Центральной
 Азии Антонелла Бассани уверена, что ТМТМ «не только жизне-  китайские порты на тихоокеанском побережье. Общая протя-  транспортного и таможенного права.  Азии, Персидского залива и Индийского океана. Протяженность
 способен, но и может стать критически важным для экономики   женность коридора (приблизительно 12,1 тыс. км) сопоставима   Еще одним «узким местом» коридора считаются горные участ-  коридора – более 7 тыс. км, из которых на сухопутную часть при-
 стран вдоль маршрута».   с Северным евразийским коридором.   ки, где существенно снижается скорость доставки. Кроме того,   ходится около 3 тыс. км.

 90 I  ЛЕТО 2025                                                                                               ЛЕТО 2025  I  91
   88   89   90   91   92   93   94   95   96   97   98