Page 98 - ИЕ_02_2025
P. 98
Рисунок 1
Арктическая зона Российской Федерации
Профстандарт «Полярный эколог» фокусируется на компетен- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
циях, связанных с мониторингом и восстановлением арктических Сегодня арктические города находятся в области высокого риска
экосистем, внедрением технологий рециклинга в условиях низких неустойчивого развития.
температур, а также с управлением отходами в удалённых локаци- Создание арктических центров компетенций на базе вузов с ак-
ях с учётом принципов циклической экономики. центом на экологию, энергетику, логистику и развитие программ
Апробация стандарта в рамках конкурса «EcoSkillsR» позволила дуального образования с участием компаний, где 80% студентов
студентам отработать навыки на реальных кейсах: от ликвидации трудоустраиваются после стажировок, позволит компенсировать
разливов нефти до проектирования «зелёных» инфраструктурных неразвитость системы высшего образования, которая ведет к от-
решений. Это соответствует Целям устойчивого развития под но- ставанию в конкуренции за людей, к миграционному оттоку мо-
мерами 13 (борьба с изменением климата) и 15 (сохранение эко- лодежи — основного потенциала будущего устойчивого развития
систем суши). арктического города.
Социальный компонент в профстандарте реализуется следую- Оценка через призму ЭКГ трансформирует арктические проек-
щими путями: ты из ресурсной гонки в модель устойчивого развития.
1. Через подготовку кадров для коренных народов Севера — инте- Ключевые условия:
грация традиционных знаний с современными экологическими 1. Технологии: приоритет НДТ и циркулярной экономики.
практиками. 2. Люди: достойные условия жизни и синтез традиций с иннова-
2. При помощи повышения престижа профессии через конкурс циями.
«EcoSkillsR», где студенты демонстрируют свои навыки по экс- 3. Государство: прозрачное регулирование и долгосрочные инве-
пертизе объектов, укрепляя доверие общества к экологам. стиции.
3. Посредством развития инклюзивности — стандарт предусма- Для выполнения ключевых условий, на наш взгляд, необходи-
тривает адаптацию методик для работы в мультикультурных мо:
командах, включая взаимодействие с местными сообществами. 1. Создать региональную платформу для мониторинга ЭКГ-пока-
Участие вузов в апробации создаёт социальный лифт для мо- зателей с открытым доступом.
лодых специалистов, что особенно важно для регионов Крайнего 2. Внедрить образовательные программы по устойчивому разви-
Севера. тию для местных сообществ.
Разработка профстандарта обеспечивает единство требований 3. Разработать механизмы налоговых льгот для компаний с рей-
к квалификациям экологов, снижая риски ошибок при реализа- тингом AAA.
ции проектов в Арктике, интеграцию с международными нор- Реализация подхода ЭКГ не только минимизирует риски для
мами, такими как ISO 14001, усиливающую позиции российских Арктики, но и превращает её в полигон для инноваций, значимых
компаний на глобальных рынках, а также обеспечивает прозрач- для всего мира в контексте Целей устойчивого развития ООН.
ность подготовки кадров, что соответствует принципам ЭКГ. Арктика — не только территория рисков, но и полигон для
Конкурс «EcoSkillsR» стал площадкой для обратной связи меж- прорывных решений. Их успех зависит от того, насколько гар-
ду работодателями и образовательными учреждениями, позволяя монично удастся соединить экологию, кадры и государственные
корректировать стандарт под реальные запросы отрасли. интересы.
96 I ЛЕТО 2025