Page 79 - ИЕ_02_2025
P. 79

Рисунок 15   Рисунок 17
 Показатели консолидированного бюджета сектора государственного управления, % ВВП  Динамика источников финансирования дефицита консолидированного бюджета сектора государственного управления, % ВВП

























            Источник: данные и расчеты ЕЭК.
 Источник: данные и расчеты ЕЭК.
 ни определялась другими факторами. В Армении низкие темпы   ственно. Значительный вклад в их рост был внесен расходами   В Кыргызстане и России формированию профицитных бюд-  Рисунок 18
 инфляции отчасти стали следствием значительного укрепления   социальной направленности  – на  уплату процентов  по госу-  жетов способствовал номинальный рост доходной части бюдже-  Диапазон колебаний обменных курсов
 номинального эффективного курса. В России снижение номи-  дарственным обязательствам, а также грантами и субсидиями,   тов (на 17,3% и 21,7% соответственно). Формирование дефицита
 нального эффективного курса стало одной из причин высокой   направленными на развитие инфраструктуры (Армения, Казах-  в Армении связано с опережающим ростом расходов по сравне-
 инфляции. В Казахстане инфляция сложилась значительно выше   стан, Кыргызстан).   нию с доходами.
 целевого уровня в том числе из-за снижения номинального эф-  Балансы бюджетов улучшились. По итогам января-сентября   Долговая нагрузка снизилась. Уровень долга в процентах к
 фективного курса. В Кыргызстане и Беларуси изменение номи-  2024 года в Казахстане, Кыргызстане и России бюджеты были ис-  ВВП в сравнении с концом 2023 года сократился в Армении на
 нального эффективного курса было незначительным, сильной   полнены с профицитом. По сравнению с аналогичным периодом   0,2 п.п. – до 47,3%, в Кыргызстане на 2,5 п.п. – до 42,6% и в России
 связи между курсом и инфляцией не наблюдалось.   предыдущего года он увеличился в Кыргызстане до 6,7% ВВП (на   на 0,9 п.п. – до 13%. В Казахстане наблюдалось увеличение дан-
 Бюджетные политики государств-членов были направле-  1,4 п.п.), в Казахстане – до 0,2% (на 0,2 п.п.), в России дефицит   ного показателя на 1,4 п.п. – до 23,1%. Во всех государствах-чле-
 ны на обеспечение экономического роста и выполнение всех   бюджета сменился профицитом и составил 1,0% ВВП. В Армении   нах кроме России наблюдалась тенденция к снижению удельного
 социальных обязательств. Одним из приоритетов в 2024 году   сформировался дефицит в размере 0,6% ВВП (за аналогичный   веса заимствований в иностранной валюте в структуре финан-
 было увеличение государственных инвестиций с целью совер-  период 2023 года был профицит в размере 1,2% ВВП).   сирования государственного долга. В Армении до 50,2%, в Кыр-
 шенствования и развития инфраструктуры, повышения произ-  гызстане до 70,6%, в Казахстане до 23,4%. Изменение структуры
 водственного потенциала и обеспечения инклюзивности эко-  долга в основном произошло за счет постепенного замещения
 номик государств-членов. Другим важным аспектом политики   валютной части обязательствами в национальной валюте. В Рос-
 была донастройка налогово-бюджетной системы с целью повы-  Рисунок 16  сии из-за ослабления курса российского рубля к основным ми-
 шения эффективности сбора налогов и обеспечения прозрачно-  Динамика дефицита и долга сектора государственного управления, % ВВП  ровым валютам выросла доля долга сектора государственного   Источник: национальные (центральные) банки, расчеты ЕЭК.
 сти ее работы.   управления, номинированного в иностранной валюте.
 Рост экономик государств-членов способствовал росту на-  В большинстве государств-членов происходило принятие
 логовых поступлений.  На фоне роста реальных заработных   обязательств по финансированию дефицита консолидиро-  Рисунок 19
 плат во всех государствах – членах ЕАЭС наибольший прирост   ванного бюджета сектора государственного управления.  В   Индекс обменных курсов национальных валют к доллару США, 1.01.2024 =100%
 поступлений доходов наблюдался по статье «налог на доходы фи-  Армении,  Казахстане в январе-сентябре 2024  года сектор го-
 зических лиц» (от 20,2% в Армении до 195,1% в Кыргызстане).   сударственного  управления  осуществлял  привлечение  финан-
 Кроме того во всех государствах-членах увеличились отчисле-  сирования, в Кыргызстане и России – приобретал финансовые
 ния на социальные нужды на фоне высокого уровня занятости и   активы в силу формирования профицита бюджета. В структуре
 увеличения заработных плат.  финансирования в январе-сентябре 2024 года во всех государ-
 Увеличились неналоговые поступления. Рост по данной ста-  ствах-членах преобладали внутренние источники. В структуре
 тье наблюдался в России – на 43,3%, в Кыргызстане – на 21,4%, в   инструментов финансирования в Армении и Казахстане преоб-
 Казахстане – на 63,1%. Общей стала тенденция увеличения вы-  ладали ценные бумаги.
 плачиваемых госкорпорациями дивидендов по результатам 2023
 года. Значительному росту неналоговых доходов в России так-  ВНЕШНИЙ СЕКТОР
 же способствовало увеличение (на 45%) поступающих в бюджет   Динамика волатильности обменных курсов национальных
 рентных платежей от недропользователей.   валют государств-членов в 2024 году имела разнонаправлен-
 Расходы  бюджетов  увеличились.  В Армении, Казахстане,   ный характер. Волатильность казахстанского тенге и кыргыз-
 Кыргызстане и России расходы бюджета сектора государствен-  ского сома выросла, при этом была относительно умеренной, а
 ного управления выросли на 17,1%, 13,1%, 13,1% и 19% соответ-  волатильность армянского драма, белорусского рубля и россий-
 Источник: данные и расчеты ЕЭК.  ского рубля снизилась. Наиболее волатильными среди перечис-  Источник: национальные (центральные) банки, расчеты ЕЭК.

 76 I  ЛЕТО 2025                                                                                               ЛЕТО 2025  I  77
   74   75   76   77   78   79   80   81   82   83   84