Page 84 - ИЕ_02_2025
P. 84
Рисунок 30 Рисунок 31 Таблица 3
Распределение денежного дохода по 20-процентным группам населения Кривая Лоренца для государств – членов ЕАЭС в 2023 году Сопоставление прогноза ВВП государств – членов ЕАЭС в постоянных ценах с фактическими данными, темпы прироста в % к предыдущему году
2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 Источник
6,3 5,8 12,6 8,7 6,3 5,8 5,7
Армения МФ
-7,2 5,8 12,6 8,3 6,0***
2,8 1,8 2,9 3,8 3,8 4,1
Беларусь МЭ
-0,7 2,4 -4,7 4,1 4,0***
4,1 3,1 3,9 4,2 5,3 5,6 6,3
Казахстан МНЭ
-2,5 4,3 3,2 5,1 4,4***
3,6 5,0 6,5 4,5 6,3 6,0
Кыргызстан МЭК
-7,1 5,5 9,0 9,0 9,0***
1,7 3,3 3,0 -0,8 2,8 2,5 2,6
Россия МЭР
-2,7 5,9 -1,2 3,6 3,9***
1,9 3,8 3,1 3,0 3,8* 2,9** 3,1**
ЕАЭС* ЕЭК
-2,6 5,6 -0,8 3,8 4,0*
прогнозные значения фактические значения
*– оценка ЕЭК; **– прогноз ЕЭК; *** - данные за последний доступный период 2024 г.
Источник: Кемеровстат
Источник: ЕЭК, национальные статистические службы, расчеты ЕЭК ПРОГНОЗ ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ Рисунок 32
По итогам 2024 года прирост взаимной торговли в стоимост- Прогноз динамики взаимной торговли, млн долл.
ном выражении по предварительным оценкам составил 8,8%, что
доля доходов, полученных от трудовой деятельности за границей ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ соответствует увеличению стоимостных объемов до 98,3 млрд
(порядка трети для последнего дециля и около 14% – для двух ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ЕАЭС долл. Положительная динамика сформирована преимуществен-
предпоследних). ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОГНОЗА но за счёт увеличения экспорта из России и Беларуси, которые
Подготовленные уполномоченными органами государств – активно работают над поиском новых рынков сбыта своей про-
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ членов ЕАЭС прогнозы социально-экономического развития дукции. Вместе с тем экспорт товаров из Армении и Казахстана в
1. Увеличение бюджетного пространства может повысить воз- на 2025 год и последующие года исходят из сохранения благо- ЕАЭС перестал демонстрировать высокие темы роста, имевшие
можности государств-членов противостоять потенциальным приятных внутренних и внешних макроэкономических условий, место в 2022-2023 годах. Это отражает факт, что рост за счёт пе-
шокам. Целесообразно снизить проциклическую направлен- замедления темпов роста мировой экономики. Ожидается посте- реориентации в значительной мере исчерпан. Предприятия за
ность фискальной политики и зависимости от финансирования пенное снижение цен на основных товарных рынках. Ожидается счёт своей гибкости в настройке производственных процессов,
из внебюджетных фондов, активизировать работу по сокраще- сохранение экономических мер, направленных на стимулирова- логистике сбыта воспользовались доступными им возможностя-
нию теневой экономики с целью увеличения поступлений в бюд- ние внутреннего спроса и увеличение инвестиционной активно- ми. Поиск новых возможностей является сложной задачей.
жеты государств-членов за счет расширения налогооблагаемой сти, улучшение социально-экономических условий, в том числе В 2025 году динамика взаимной торговли останется положи-
базы. Рассмотреть возможность при привлечении государством на повышение располагаемых доходов населения. тельной. Ожидаемый прирост стоимостных объемов торговли
денежных средств расширения использования новых инстру- В большинстве прогнозов отмечены сохраняющиеся риски для составит 1,7%. Рост взаимной торговли будет происходить пре-
ментов финансирования бюджетных расходов (инфраструктур- сбалансированного развития экономик. Среди них наибольшее имущественно за счет увеличения физических объемов (4,8%
ных облигаций и др.). внимание уделяется перспективе ухудшения условий торговли в 2025 и 2026 году). В 2026 году ожидаются более высокие тем-
2. Целесообразно продолжение мер, направленных на под- из-за снижения мировых цен, замедлению темпов роста спроса пы прироста стоимостных объемов торговли – на уровне 3,4%. Источник: ЕЭК.
держку активной инвестиционной политики, направленной в на основные категории экспортируемых странами ЕАЭС товаров. Сложность в оценке динамики взаимной торговли связана с
том числе на структурную адаптацию – на улучшение инвести- возросшей за последние три года зависимостью взаимной тор- возможностью быстрого и масштабного изменения объёмов тор-
ционного климата и повышение долгосрочного потенциального ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ЕАЭС говли от внешних неэкономических факторов и, как следствие, говли.
роста. Макроэкономическая политика должна быть направлена Ключевой предпосылкой прогнозов социально-экономиче-
на корректировку дисбалансов. ского развития, разработанных государствами – членами ЕАЭС, Таблица 4
3. С целью обеспечения финансовой стабильности, а также выступает более умеренный рост национальных экономик, сни- Прогноз взаимной торговли государств – членов ЕАЭС
выработки мер по обеспечению экономической стабильности жение темпов роста мировой экономики.
государств-членов центральным (национальным) банкам целе- В соответствии с оценкой ЕЭК совокупный ВВП ЕАЭС в 2024 2022 2023 2024 2025 2026
сообразно провести всесторонний анализ и консультации по во- году увеличился на 4,0%, в 2025 году его темпы прироста будут
просам идентификации потенциальных источников уязвимости находиться вблизи 2,9%, в 2026 году – около 3,1%. В 2025-2026 Факт Прогноз
и внешних шоков, которые могут стать причинами нестабиль- годах темпы прироста ВВП в государствах-членах составят: в Ар- Стоимостные объемы взаимной млрд 84,7 90,4 98,3 100,0 103,4
ности на внутренних финансовых рынках государств – членов мении – 5,8%, в Кыргызстане – около 6%, в России 2,5% – 2,6%. торговли долларов США
ЕАЭС. Прогноз развития экономик повышен в Беларуси до 4,1% и Ка- к предыдущему году % 115,9 106,7 108,8 101,7 103,4
захстане до 5,6%-6,3%. Источник: Кемеровстат * – оценка ЕЭК
82 I ЛЕТО 2025 ЛЕТО 2025 I 83