Page 78 - ИЕ_02_2025
P. 78
Рисунок 15 Рисунок 17
Показатели консолидированного бюджета сектора государственного управления, % ВВП Динамика источников финансирования дефицита консолидированного бюджета сектора государственного управления, % ВВП
Источник: данные и расчеты ЕЭК.
Источник: данные и расчеты ЕЭК.
ни определялась другими факторами. В Армении низкие темпы ственно. Значительный вклад в их рост был внесен расходами В Кыргызстане и России формированию профицитных бюд- Рисунок 18
инфляции отчасти стали следствием значительного укрепления социальной направленности – на уплату процентов по госу- жетов способствовал номинальный рост доходной части бюдже- Диапазон колебаний обменных курсов
номинального эффективного курса. В России снижение номи- дарственным обязательствам, а также грантами и субсидиями, тов (на 17,3% и 21,7% соответственно). Формирование дефицита
нального эффективного курса стало одной из причин высокой направленными на развитие инфраструктуры (Армения, Казах- в Армении связано с опережающим ростом расходов по сравне-
инфляции. В Казахстане инфляция сложилась значительно выше стан, Кыргызстан). нию с доходами.
целевого уровня в том числе из-за снижения номинального эф- Балансы бюджетов улучшились. По итогам января-сентября Долговая нагрузка снизилась. Уровень долга в процентах к
фективного курса. В Кыргызстане и Беларуси изменение номи- 2024 года в Казахстане, Кыргызстане и России бюджеты были ис- ВВП в сравнении с концом 2023 года сократился в Армении на
нального эффективного курса было незначительным, сильной полнены с профицитом. По сравнению с аналогичным периодом 0,2 п.п. – до 47,3%, в Кыргызстане на 2,5 п.п. – до 42,6% и в России
связи между курсом и инфляцией не наблюдалось. предыдущего года он увеличился в Кыргызстане до 6,7% ВВП (на на 0,9 п.п. – до 13%. В Казахстане наблюдалось увеличение дан-
Бюджетные политики государств-членов были направле- 1,4 п.п.), в Казахстане – до 0,2% (на 0,2 п.п.), в России дефицит ного показателя на 1,4 п.п. – до 23,1%. Во всех государствах-чле-
ны на обеспечение экономического роста и выполнение всех бюджета сменился профицитом и составил 1,0% ВВП. В Армении нах кроме России наблюдалась тенденция к снижению удельного
социальных обязательств. Одним из приоритетов в 2024 году сформировался дефицит в размере 0,6% ВВП (за аналогичный веса заимствований в иностранной валюте в структуре финан-
было увеличение государственных инвестиций с целью совер- период 2023 года был профицит в размере 1,2% ВВП). сирования государственного долга. В Армении до 50,2%, в Кыр-
шенствования и развития инфраструктуры, повышения произ- гызстане до 70,6%, в Казахстане до 23,4%. Изменение структуры
водственного потенциала и обеспечения инклюзивности эко- долга в основном произошло за счет постепенного замещения
номик государств-членов. Другим важным аспектом политики валютной части обязательствами в национальной валюте. В Рос-
была донастройка налогово-бюджетной системы с целью повы- Рисунок 16 сии из-за ослабления курса российского рубля к основным ми-
шения эффективности сбора налогов и обеспечения прозрачно- Динамика дефицита и долга сектора государственного управления, % ВВП ровым валютам выросла доля долга сектора государственного Источник: национальные (центральные) банки, расчеты ЕЭК.
сти ее работы. управления, номинированного в иностранной валюте.
Рост экономик государств-членов способствовал росту на- В большинстве государств-членов происходило принятие
логовых поступлений. На фоне роста реальных заработных обязательств по финансированию дефицита консолидиро- Рисунок 19
плат во всех государствах – членах ЕАЭС наибольший прирост ванного бюджета сектора государственного управления. В Индекс обменных курсов национальных валют к доллару США, 1.01.2024 =100%
поступлений доходов наблюдался по статье «налог на доходы фи- Армении, Казахстане в январе-сентябре 2024 года сектор го-
зических лиц» (от 20,2% в Армении до 195,1% в Кыргызстане). сударственного управления осуществлял привлечение финан-
Кроме того во всех государствах-членах увеличились отчисле- сирования, в Кыргызстане и России – приобретал финансовые
ния на социальные нужды на фоне высокого уровня занятости и активы в силу формирования профицита бюджета. В структуре
увеличения заработных плат. финансирования в январе-сентябре 2024 года во всех государ-
Увеличились неналоговые поступления. Рост по данной ста- ствах-членах преобладали внутренние источники. В структуре
тье наблюдался в России – на 43,3%, в Кыргызстане – на 21,4%, в инструментов финансирования в Армении и Казахстане преоб-
Казахстане – на 63,1%. Общей стала тенденция увеличения вы- ладали ценные бумаги.
плачиваемых госкорпорациями дивидендов по результатам 2023
года. Значительному росту неналоговых доходов в России так- ВНЕШНИЙ СЕКТОР
же способствовало увеличение (на 45%) поступающих в бюджет Динамика волатильности обменных курсов национальных
рентных платежей от недропользователей. валют государств-членов в 2024 году имела разнонаправлен-
Расходы бюджетов увеличились. В Армении, Казахстане, ный характер. Волатильность казахстанского тенге и кыргыз-
Кыргызстане и России расходы бюджета сектора государствен- ского сома выросла, при этом была относительно умеренной, а
ного управления выросли на 17,1%, 13,1%, 13,1% и 19% соответ- волатильность армянского драма, белорусского рубля и россий-
Источник: данные и расчеты ЕЭК. ского рубля снизилась. Наиболее волатильными среди перечис- Источник: национальные (центральные) банки, расчеты ЕЭК.
76 I ЛЕТО 2025 ЛЕТО 2025 I 77