Page 43 - №4-1 2023
P. 43

№1 (4) весна 2023 г.                                                                                              №1 (4) весна 2023 г.



            редача) или BOOT (build — own — operate — transfer: строитель-  ставкам электроэнергии и  топливно-энергетических ресур-
 ↓  Рисунок В. Организационная структура консорциума по модели BOT или BOOT  ство  — владение  — эксплуатация  — передача) на  принципах   сов, оплате водохозяйственных услуг, закупам необходимого
            проектного финансирования.                              энергетического оборудования и т. д. Консорциум может упо-
                                                                    рядочить систему платежей и денежных потоков между госу-
            ЧЕТВЕРТОЕ                                               дарствами Центральной Азии и обеспечить тем самым устой-

                       	                                	     •  Финансовым оператором МВЭК может выступить междуна-  чивое функционирование ВЭК ЦА;
      +     	    	       (       	     родный финансовый институт (институты), в том числе ЕАБР,   •  оказание финансовой, технической и консультативной помо-
                            )  деятельность которого будет определяться специальным со-  щи в разработке технико-экономических обоснований стро-
               глашением с водно-энергетическим консорциумом. Формами   ительства объектов и  усиление научно-исследовательского
               участия финансового оператора в деятельности водно-энерге-  потенциала в  сфере управления водно-энергетическими ре-
               тического комплекса ЦА могут быть:                   сурсами Центральной Азии.
             •  предоставление долгосрочных кредитов, в том числе связан-  Развитие механизмов совместного регулирования водно-энер-
               ных (и под государственные гарантии), на  финансирование   гетического комплекса Центральной Азии может выступить ос-
               строительства объектов электроэнергетики и водного хозяй-  новой для укрепления регионального экономического, торгового
 
                  ства;                                         и инвестиционного сотрудничества. Предоставляя правовую ос-
              (           
       )  €       
          
,  •  инвестирование посредством эмиссии облигаций («зеленых»   нову для сотрудничества на региональном уровне и стимулы для
            :   	    ƒ„…  в энергетике и их производных «водных» облигаций в секторе   взаимодействия, новые подходы к регулированию ВЭК ЦА могут

                  
   водоснабжения с целью финансирования строительства и мо-  значительно упростить и ускорить формирование Объединенного
       
       дернизации водопроводов и канализации), а также приобрете-  энергетического рынка (ОЭР) в регионе.
               ния акций строящихся объектов;
             •  создание совместных предприятий по  строительству   ПЯТОЕ
               и эксплуа тации объектов с возможностью привлечения ре-  Эффективное регулирование и развитие ВЭК ЦА — комплекс-
   
       	              сурсов международных финансовых институтов, междуна-  ная и сложная задача. К перечисленным основным предложениям
 (          	          )        
        
       родных доноров и частных инвесторов;   можно и нужно добавлять и другие меры — в итоге будет выстро-
            
        	              •  организация синдицированного финансирования для объеди-  ена своего рода «экосистема» институтов и организаций ВЭК ЦА.
               нения финансовых ресурсов международных доноров и, по-  В частности, деятельность НИЦ МКВК и КДЦ «Энергия» в Таш-
               тенциально,  мобилизации  дополнительных  внешних  и  вну-  кенте могла бы быть дополнена созданием международного цен-  Рис. 1
               тренних финансовых ресурсов частного сектора;      тра исследований водно-энергетического комплекса Центральной   Нагрузка на водные
 Источник:  ЕАБР.  •  торговое финансирование, направленное на  своевремен-  Азии. Полезным для достижения данной цели будет техническое   ресурсы ЦА
               ное обеспечение взаиморасчетов членов консорциума по по-
 Четвертое
 и энергетических ресурсов и выработку целостной инвестицион-  вместной реализации новых водных и энергетических проек-  содействие международных банков развития, включая ЕАБР.  И Е  в перспективе 2040 г.
 ной политики. Такое взаимодействие через разработку совмест-  тов и эксплуатации уже существующих объектов, укреплении
 ных решений МКВК и КЭС ЦА даст возможность координации   региональной и  национальной водно-энергетической инфра-
 Финансовым оператором МВЭК может выступить международный финансовый институт
 ежегодных потребностей в водных ресурсах и электроэнергии (по   структуры. При этом деятельность водно-энергетического кон-
 (институты), в том числе ЕАБР, деятельность которого будет определяться специальным
 объемам и срокам поставки). Это облегчило бы разработку опти-  сорциума должна опираться на модернизированную действую-
 мальных режимов работы ГЭС и водохранилищ с целью миними-рциумом. Формами участия финансового опе-
 щую структуру МФСА: МКВК, БВО «Амударья» и «Сырдарья»,
 соглашением с водно- энергетическим консо
 зации эксплуатационных затрат и обеспечения максимальной во-  КДЦ «Энергия» и др.
 ратора в деятельности водно- энергетического комплекса ЦА могут быть:
 доподачи с учетом экологических требований, а также позволило   Международный водно-энергетический консорциум Цен-
 бы определить график потребностей в топливно-энергетических   тральной Азии мог бы существовать в форме международной ор-
 ганизации — юридического лица, созданного на основе междуна-
 ресурсах.   •   предоставление долгосрочных кредитов, в том числе связанных (и под государ-
 ственные гарантии), на финансирование строительства объектов электроэнерге-
 Выполнение национальных и региональных водохозяйствен-  родного договора. Альтернативно можно проработать варианты
 тики и водного хозяйства;
 ных программ и проектов требует устойчивого инвестиционно-  реализации МВЭК и  его дочерних структур (например, отдель-
 го обеспечения. Однако страны региона не располагают достаточ-  ных водохозяйственных объектов) в рамках национального права.
 ными финансовыми и материальными ресурсами для реализации   Возможна комбинация: сам МВЭК как международная организа-
 инвестирование посредством эмиссии облигаций («зеленых» в энергетике и их
 •
 поставленных целей и задач в водном хозяйстве и управлении во-  ция, а отдельные объекты — в рамках национального права. Необ-
 производных «водных» облигаций в секторе водоснабжения с целью финанси-
 дными ресурсами. Водохозяйственные и  гидроэнергетические   ходима юридическая проработка вопроса для определения наибо-
 рования строительства и модернизации водопроводов и канализации), а также
 проекты, как известно, одни из самых капиталоемких. Междуна-  лее гибкой и простой формы.
 приобретения акций строящихся объектов;
 родные финансовые институты, включая ЕАБР, могли бы  взять   Вместе с тем создание в ЦА водно-энергетического консор-
 на себя роль финансового агента по привлечению и целевому объ-  циума, который должен охватить водохозяйственный и энерге-
 единению средств международных доноров и других заинтересо-  тический комплекс всего региона, представляет собой сложную
 создание совместных предприятий по строительству и эксплуатации объектов
 •
 ванных сторон в программы и проекты и участвовать в финан-  задачу и пока не имеет аналогов в мировой практике. Прежде
 с возможностью привлечения ресурсов международных финансовых институтов,
 сировании национальных и трансграничных водохозяйственных   всего, вопросы регулирования деятельности международных
 и энергетических инфраструктурных проектов в ВЭК ЦА. стных инвесторов;
 международных доноров и ча
 консорциумов отсутствуют в  национальном законодательстве
 государств Центральной Азии. Другим препятствием для соз-
 ТРЕТЬЕ   •   организация синдицированного финансирования для объединения финансовых
 дания консорциума является то, что под ВЭК ЦА понимаются
 Создание новой структуры  — Международного водно-э-  национальные объекты гидроэнергетики и  ирригации, исклю-
 ресурсов международных доноров и, потенциально, мобилизации дополнительных
 нергетического консорциума Центральной Азии (МВЭК ЦА)   чительное и суверенное право на владение и распоряжение ко-
 внешних и внутренних финансовых ресурсов частного сектора;
 на политической платформе МФСА, которая смогла бы взять   торыми остается за конкретными государствами региона. В этой
 на себя ключевую функцию по поиску и обеспечению финан-  связи для строительства крупных инфраструктурных объек-
 сирования для реализации национальных и  трансграничных   тов ВЭК ЦА (например, ГЭС) заинтересованные стороны могли
 •
 торговое финансирование, направленное на своевременное обеспечение вза-
 инфраструктурных проектов в  водохозяйственном и  энерге-  бы использовать более простые формы взаимодействия — к при-
 иморасчетов членов консорциума по поставкам электроэнергии и топливно-
 тическом секторах ЦА (см. рисунок Б). Предлагаемый подход   меру, создание консорциума на проектной основе по модели BOT
 энергетических ресурсов, оплате водохозяйственных услуг, закупам необходимого
 основан на  экономической заинтересованности сторон в  со-  (build — operate — transfer: строительство — эксплуатация — пе-
 энергетического оборудования и т. д. Консорциум может упорядочить систему пла-
 тежей и денежных потоков между государствами Центральной Азии и обеспечить
 тем самым устойчивое функционирование ВЭК ЦА;
 40                                                                                                                           41
 10  Регулирование водно-энергетического комплекса Центральной Азии
   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48