Page 40 - №4-1 2023
P. 40

№1 (4) весна 2023 г.                                                                                                                                                                                                                           №1 (4) весна 2023 г.



                         В  докладе  предложены  следующие  ключевые  элементы  воз-  проса  совместного технического содержания гидротехни-
                       можных решений.                                         ческих сооружений в верховье рек (Кыргызстан и Таджики-                ↓  Рисунок Б. Организационная структура Международного водно-энергетического консорциума Центральной Азии
                                                                               стан).                                                                  (МВЭК). Вариант создания международной организации
                       ПЕРВОЕ                                                •  Рыночный механизм удовлетворения  энергетических  по-
                         Проведенный анализ эволюции различных схем регулирова-  требностей государств верховья бассейна Аральского моря
                       ния водно-энергетических ресурсов в бассейнах трансграничных   (Кыргызстана и Таджикистана), в том числе на основе дого-                         
    
	 
    	             	   ,
                                                                                                                                                                                                                                        ‚
                       рек в регионе и в мире позволяет выделить ключевые принципы   ворных и  рыночных принципов (развитие регионального                             	      	       ,   	              	   ,           	  	     …     ( ‡ˆ…)
                       для выработки новых эффективных регуляторных решений и обе-  рынка, в частности через развитие необходимой институцио-                          	             	   ,    
                       спечения продуктивного регионального сотрудничества.    нальной среды и связывающей трансграничной инфраструк-
                         Среди них:                                            туры) и  скоординированной инвестиционной политики,
                       •  Суверенное равенство, территориальная целостность и вза-  направленной на формирование оптимальной региональной
                         имная выгода от справедливого использования водно-энер-  структуры генерирующих мощностей и  обеспечение надеж-
                         гетических ресурсов региона на основе международного во-  ного доступа к  энергоресурсам (электричество и  топливно-
                         дного права и международных принципов интегрированного   энергетические ресурсы) через совместное строительство, мо-                             
    -
                         управления ресурсами для всех государств-участников.   дернизацию и эксплуатацию необходимой энергетической ин-                                         	     
                       •  Обеспечение  оптимального соотношения ирригационного   фраструктуры.
                         и энергетического режимов работы каскадов водохранилищ   •  Усиление действующих и создание новых межгосударствен-
                         с учетом годовых и многолетних циклов колебаний водного   ных управляющих и исполнительных органов с соответству-
                         стока и балансов водных и энергетических ресурсов. При этом   ющим статусом, необходимым для выполнения ими функций
                         для водно-энергетического комплекса Центральной Азии ир-  по  скоординированному и  прозрачному регулированию                                                   
                                   
 	        -
                         ригационный режим функционирования предпочтителен     водно-энергетических режимов рек на основе бассейнового                                    :             (    ƒ     
         )
                                                                                                                                                                                                                          (  		  ,           .)
                         с точки зрения экономической целесообразности (историче-  принципа, освоению и использованию водно-энергетических
                         ский опыт и  результат большинства исследований). Крити-  ресурсов, регулированию режимов межгосударственных пе-

                         чески необходимы: оптимизация технологий водопотребле-  ретоков электроэнергии и  поставок энергоресурсов, связан-
                         ния (ирригация) в государствах низовья бассейна Аральского   ных с осуществлением согласованного водно-энергетического
                         моря (Казахстан, Туркменистан, Узбекистан) и  решение во-  режима рек региона Центральной Азии.

                           ↓  Рисунок А. Предлагаемая организационная структура МФСА с участием международных финансовых институтов                                                    (   
         	      )                ‚
                                                                                                                                                                                                                                	      ,
                                                                                                                                                                                               	                             
  ƒ    „…†


                                            
                    
  
                                                  
      
                                                                                                                                                      Примечание: на схеме представлено функциональное взаимодействие МФСА с консорциумом (без иерархии).
                                                                                                                                                      МФСА сохраняет подчиненность Совету глав государств.
                                                                                                                                                      Источник:  ЕАБР.

                                                                                                                                                     проектов и эксплуатации уже существующих объектов, укреплении региональной и на-
                                                                                                                                                     •  Эффективный механизм создания инвестиционных стиму-  ной Азии (КЭС ЦА) и координационного диспетчерского центра
                                                                                  ­   
    
                                                     циональной водно- энергетической инфраструктуры. При этом деятельность водно-
                                                                                                                                                       лов и привлечения инвестиций (обеспечение гарантий прав   «Энергия» (КДЦ «Энергия»).
                                                                                                                                                       собственности, защита инвестиций и, возможно, справедли-ься на модернизированную действующую
                                                ,   
   
 	                                                                                          энергетического консорциума должна опират               Отдельным блоком решения выступает механизм взаимодей-
                                                                                                           
                                          вое распределение доходов и затрат при совместной эксплу-  ствия с международными финансовыми институтами (в том чис-
                                                                                            
  (   )                                                структуру МФСА: МКВК, БВО «Амударья» и «Сырдарья», КДЦ «Энергия» и др.
                                                                                                                                                       атации объектов (опыт бассейна Сенегала) для реализации,   ле с ЕАБР) для поиска финансирования и совместной реализации
                                                                                                                                                       в том числе совместной, проектов реконструкции существу-  инвестиционных проектов.
                                                                                                                                                      Международный водно- энергетический консорциум Центральной Азии мог бы существо-
                                                                                                                                                       ющих и строительства новых гидроэнергетических и водохо-
                                                                                                                                                                                                             Представляется целесообразным и актуальным усилить роль
                                                                                                                                                     вать в форме международной организации — юридического лица, созданного на основе
                                                                                                                                                       зяйственных объектов межгосударственного значения в целях
                                                                                                                                                                                                          МФСА как политической платформы экономической интеграции
                                                                                                                                                     международного договора. Альтернативно можно проработать варианты реализации МВЭК
                                                                                                                                                       развития и  эффективного использования водно-энергетиче-
                                                                                                                                                                                                          стран Центральной Азии на  основе общности интересов стран
                                                                                   
             ‡                                                    ского потенциала региона с учетом требований охраны окру-  региона. МФСА за  30  лет деятельности сформировал достаточ-
                                                   
                             
              ‹
     ‹                                            и его дочерних структур (например, отдельных водохозяйственных объектов) в рамках на-
                                                                                                                                                       жающей среды.
                                                                                                                                                                                                          ную правовую базу. Созданы базовые институты по управлению
                                       
                            €  
       
                   Š     
                                     ционального права. Возможна комбинация: сам МВЭК как международная организация,
                                                                         
 ( ‡…‡)                      (‡ˆ  Š )                                     •  Создание условий для  производственной, технологической   трансграничными ресурсами, представленные МКВК, БВО «Сы-
                                                                                                                                                     а отдельные объекты — в рамках национального права. Необходима юридическая прора-
                                                                                                                                                                                                          рдарья» и  БВО «Амударья». Политические возможности также
                                                                                                                                                       и  научной кооперации в  водохозяйственной и  энергетиче-
                                                                                                                                                     ботка вопроса для определения наиболее гибкой и простой формы.
                                                                                                                                                                                                          имеются: МФСА возглавляется одним из  глав государств Цен-
                                                                                                                                                       ской отраслях для повышения их  экспортного потенциала
                                                                                                                                                       и внедрения прогрессивных технологий.              тральной Азии, функционирует Совет глав государств Централь-
                                                                                                                                                                                                          ной Азии по проблемам Аральского бассейна.
                                                                                                                                                     Вместе с тем создание в ЦА водно- энергетического консорциума, который должен охва-
                                                                                               ‡                                                 ВТОРОЕ                                                   Под эгидой МФСА представляется важным обеспечить взаи-
                                       €  
                          €  
                                                                         тить водохозяйственный и энергетический комплекс всего региона, представляет собой
                                                                                                                                                                                                          модействие органов, задействованных в механизме регионально-
                                                                                                                                                       Решением для регулирования водно-энергетического ком-
                                  ‚         «      
»          ‚         «     
»        «ˆ     
» (‡‰Š «ˆ     
»)                              сложную задачу и пока не имеет аналогов в мировой практике. Прежде всего, вопросы
                                    ( …† «      
»)               ( …† «     
»)                                                                 плекса ЦА на основе выявленных ключевых принципов является   го регулирования водных и энергетических ресурсов. В их чис-
                                                                                                                                                      регулирования деятельности международных консорциумов отсутствуют в национальном
                                                                                                                                                    в первую очередь модернизация и укрепление существующих ре-  ле МКВК, БВО «Сырдарья» и БВО «Амударья» с КЭС ЦА и КДЦ
                                                                                                                                                     законодательстве государств Центральной Азии. Другим препятствием для создания кон-
                                                                                                                                                    гиональных организаций, задействованных в регулировании (см.   «Энергия», а  также национальные органы, осуществляющие
                                                                                                                                                    рисунок А). Это касается прежде всего Международного фонда   водно-энергетическую и экологическую политику. Это позволи-
                                                                                                                                                     сорциума является то, что под ВЭК ЦА понимаются национальные объекты гидроэнергетики
                                                                                                                                                    спасения Арала (МФСА), а также регуляторных структур Объеди-  ло бы обеспечить скоординированное развитие водного и энер-
                                                                                                                                                     и ирригации, исключительное и суверенное право на владение и распоряжение которыми
                                                                                                                                                    ненной энергетической системы Центральной Азии (ОЭС ЦА) —   гетического сегментов единого комплекса  — в  том числе через
                                                                                                                                                     остается за конкретными государствами региона. В этой связи для строительства крупных
                           Источник:  ЕАБР.                                                                                                         Координационного электроэнергетического совета Централь-  определение региональных приоритетов в использовании водных
                                                                                                                                                     инфраструктурных объектов ВЭК ЦА (например, ГЭС) заинтересованные стороны могли бы
                           ресурсах и электроэнергии (по объемам и срокам поставки). Это облегчило бы разработку                                     использовать более простые формы взаимодействия — к примеру, создание консорциума
           38             оптимальных режимов работы ГЭС и водохранилищ с целью минимизации эксплуатаци-                                             на проектной основе по модели BOT (build — operate — transfer: строительство — эксплуа-                          39
                          онных затрат и обеспечения максимальной водоподачи с учетом экологических требова-                                         тация — передача) или BOOT (build — own — operate — transfer: строительство — владение —
                          ний, а также позволило бы определить график потребностей в топливно- энергетических                                        эксплуатация — передача) на принципах проектного финансирования.
                           ресурсах.
                                                                                                                                                                     Резюме                                                                       9
                          Выполнение национальных и региональных водохозяйственных программ и проектов
                          требует устойчивого инвестиционного обеспечения. Однако страны региона не рас-
                          полагают достаточными финансовыми и материальными ресурсами для реализации
                          поставленных целей и задач в водном хозяйстве и управлении водными ресурсами.
                          Водохозяйственные и гидроэнергетические проекты, как известно, одни из  самых ка-
                          питалоемких. Международные финансовые институты, включая ЕАБР, могли  бы взять
                          на себя роль финансового агента по привлечению и целевому объединению средств
                          международных доноров и других заинтересованных сторон в программы и проекты
                          и участвовать в финансировании национальных и трансграничных водохозяйственных
                          и энергетических инфраструктурных проектов в ВЭК ЦА.
                          Третье
                          Создание новой структуры — Международного водно- энергетического консорциума
                           Центральной Азии (МВЭК ЦА) на политической платформе МФСА, которая смогла бы взять
                          на себя ключевую функцию по поиску и обеспечению финансирования для реализации
                          национальных и трансграничных инфраструктурных проектов в водохозяйственном и энер-
                          гетическом секторах ЦА (см. рисунок Б). Предлагаемый подход основан на экономической
                          заинтересованности сторон в совместной реализации новых водных и энергетических

                           8              Регулирование водно-энергетического комплекса Центральной Азии
   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44   45