Page 38 - №4-1 2023
P. 38
№1 (4) весна 2023 г. №1 (4) весна 2023 г.
водно-энергетического консорциума по использованию трансгра- конфликты в 2020—2021 гг., направлен на укрепление взаимодей-
Евгений Винокуров, Главный экономист ЕАБР; ничных водных ресурсов и др. Несмотря на то что перечисленные ствия по решению ключевых проблем сотрудничества.
Арман Ахунбаев, руководитель Центра отраслевого анализа Дирекции по аналитической работе; объединения, как и Международный фонд спасения Арала, полу- 26 ноября 2021 г. Президент Республики Казахстан К.-Ж. То-
Нурсултан Усманов, аналитик Центра отраслевого анализа Дирекции по аналитической работе; Тулеген Сарсембеков, внешний консультант. чали большую поддержку со стороны Всемирного банка и Азиат- каев подчеркнул целесообразность создания Международно-
ского банка развития (АБР), многих других международных ор- го водно-энергетического консорциума. Вопрос о совершенство-
РЕГУЛИРОВАНИЕ в 1993—2010 гг. проектов соглашений по водно-энергетическо- стран Центральной Азии в водно-энергетической сфере всег-
вании институционально-правовых механизмов сотрудничества
ганизаций и финансовых институтов, ни один из подготовленных
да оставался на повестке переговоров глав государств и прави-
му взаимодействию не получил общего согласования стран Цен-
тельств региона, а также является темой для консультаций с меж-
тральной Азии.
дународными организациями.
Возможно, сейчас открылось окно возможностей для суще-
16 сентября 2022 г. в Самаркандской декларации совета глав
ственного прогресса в водно-энергетическом регулировании.
ВОДНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО Процессы регионализации в Центральной Азии получили замет- государств — членов Шанхайской организации сотрудничества
(Синьхуа, 2022) государства-члены подчеркнули, что нехватка без-
ное ускорение в связи с обновленным политическим курсом Уз-
бекистана по укреплению доверия между странами ЦА. В 2017 г.
опасной питьевой воды, отсутствие доступа к базовым услугам са-
Узбекистан предложил механизм консультативных встреч глав го-
нитарии и возможности соблюдать здоровую гигиену являются се-
сударств, создания регионального экономического форума, уч-
реждения ассоциации руководителей регионов и бизнес-сооб- рьезными проблемами современности. В декларации отмечена
необходимость уделять повышенное внимание устойчивому раз-
витию и рациональному использованию водных ресурсов. Особый
ществ стран региона. Устраняются политические барьеры, долгое
КОМПЛЕКСА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ время препятствовавшие нормализации межгосударственных от- акцент сделан на важности дальнейшего развития взаимодействия
ношений в регионе. Так, например, в 2017 г., после 25-летнего пере-
ООН с заинтересованными государствами и структурами для ре-
шения масштабных проблем, связанных с высыханием Аральско-
рыва, было восстановлено авиасообщение между Душанбе и Таш-
кентом. Через год Таджикистан и Узбекистан отменили визовый
Республики Узбекистан резолюции Генеральной Ассамблеи ООН
режим, в том же году между странами было подписано соглашение го моря. Государства-члены отметили «принятие по предложению
о стратегическом партнерстве. Спустя 30 лет Таджикистан и Уз- об объявлении Приаралья зоной экологических технологий и ин-
бекистан восстановили железнодорожное сообщение: 21 июня новаций (18 мая 2021 г.), а также, с учетом позиций сторон, ее ини-
кономика государств Центральной Азии (ЦА) ха- онального сотрудничества между странами ЦА. Сложившийся 2022 г. из Душанбе в Ташкент прибыл первый поезд. На двусторон- циативу о запуске многопартнерского трастового фонда для челове-
рактеризуется высоким уровнем энергоемкости
на данный момент формат сотрудничества в бассейне Аральско-
ней основе усилилось взаимодействие между Узбекистаном и Ка-
ческой безопасности в регионе Приаралья».
Резюме го моря не соответствует принципам эффективного управления захстаном, Узбекистаном и Таджикистаном (в частности, по во- тральной Азии открывается возможность для переформатирова-
На фоне укрепления регионального сотрудничества в Цен-
и водоемкости продукции отраслей экономики,
и прежде всего сельского хозяйства и промышлен-
просам совместного финансирования строительства Рогунской
трансграничными водно-энергетическими ресурсами, не ведет
ности. Индикатор эффективности водопользования к повышению эффективности использования этих ресурсов и не ГЭС и двух ГЭС на реке Зеравшан, восстановления параллель- ния архитектуры взаимоотношений в ВЭК ЦА и совместного ре-
Э(ЦУР 6.4.1) в ЦА свидетельствует о низком ее уров- позволяет добиться эффективного режима водопользования ной работы национальных энергосистем, в том числе через ОЭС шения проблем нарастающего дефицита водных и энергетических
не по сравнению с мировыми значениями (см. таблицу А). В 2018 г. в бассейнах рек Сырдарья и Амударья и улучшения в них эко- ЦА). Между Узбекистаном и Кыргызстаном и Казахстаном и Узбе- ресурсов. Главные задачи в развитии интеграционных процессов
показатель эффективности водопользования в странах ЦА оце- логической ситуации (см. таблицу Б). Индекс Blue Peacе («Ин- кистаном достигнута договоренность долевого участия в проекте и регионального сотрудничества в Центральной Азии: устойчи-
Экономика государств Центральной Азии (ЦА) характеризуется высоким уровнем энер-
нивался в коридоре от 0,842 долл./м3 в Кыргызстане до 7,2 долл./ декс водного мира»), разработанный The Economist Intelligence Камбаратинской ГЭС1. Казахстан и Таджикистан рассматривают вое обеспечение населения качественной питьевой водой, а от-
гоемкости и водоемкости продукции отраслей экономики, и прежде всего сельского
м3 в Казахстане. В среднем в регионе этот показатель оценивается Unit, указывает на низкие показатели по бассейнам рек Сырдарья возможность более тесного взаимодействия в развитии энерго- раслей экономики — водно-энергетическими ресурсами на ос-
в 2,5 долл./м3, что очень мало — средневзвешенная мировая его и Амударья по сравнению с другими бассейнами — они заняли со- систем. Определенное развитие получило сотрудничество между нове эффективного функционирования водно-энергетического
хозяйства и промышленности. Индикатор эффективности водопользования (ЦУР 6.4.1) в ЦА
величина составляет 19,01 долл./м3. В большинстве (в двух тре- ответственно 5е и 6е места из 7. государствами ЦА в формате ЕАЭС. Казахстан и Кыргызстан — комплекса. В этой связи необходимо дальнейшее совершенство-
свидетельствует о низком ее уровне по сравнению с мировыми значениями (см. таблицу А).
тях) стран мира эффективность водопользования составляет С 1992 г. государства Центральной Азии предпринимают по- полноправные участники ЕАЭС, Узбекистан имеет статус наблю- вание механизма сотрудничества для совместного использования
В 2018 г. показатель эффективности водопользования в странах ЦА оценивался в коридо-
от 5 до 100 долл./м3. Четыре из пяти стран ЦА (за исключением пытки наладить эффективное регулирование ВЭК ЦА в формате дателя ЕАЭС с 11 декабря 2020 г. Политический диалог на высшем водно-энергетических ресурсов региона, который отвечал бы по-
ре от 0,842 долл./м3 в Кыргызстане до 7,2 долл./м3 в Казахстане. В среднем в регионе этот
Казахстана) входят в список 10 мировых аутсайдеров (из 168 ана- многосторонних региональных соглашений, двусторонних согла- уровне значительно изменил позиции стран в экономическом со- литическим, экономическим, финансовым и экологическим целям
показатель оценивается в 2,5 долл./м3, что очень мало — средневзвешенная мировая его
лизируемых стран) по этому показателю. шений, региональных объединений (ЦАС, ЦАЭС, ОЦАС, ЕврАз- трудничестве и, несмотря на отдельные локальные пограничные и интересам каждого государства.
Второй, после общей недоинвестированности, ключевой при- ЭС) и решить вопрос совместного управления водно-энергети-
величина составляет 19,01 долл./м3. В большинстве (в двух третях) стран мира эффективность
чиной низкого уровня эффективности использования водно-э- ческими ресурсами региона. Однако ни одна из них не достигла
водопользования составляет от 5 до 100 долл./м3. Четыре из пяти стран ЦА (за исключени-
нергетических ресурсов в регионе и, соответственно, высоких поставленных целей. Не удалось реализовать намеченные про- ↓ Таблица Б. Индикаторы Blue Peace Index (BPI)
ем Казахстана) входят в список 10 мировых аутсайдеров (из 168 анализируемых стран) по
экономических издержек является недостаточный уровень реги- екты по формированию общего рынка стран региона, созданию
этому показателю.
,
-
-
↓ Таблица А. Состояние индикаторов эффективности водопользования в ЦА, 2018 г., долл./м3
67,9 88,6 69,8 65,6 5 ,5 69,0
2
56,2 57,0 68, 63,2 48,2 62,7
max
0, 46 0,035 0, 02 0,458 0,227
9,0 3 55,0 55,3 63,4 49,0 43,5 55,9
-
28,9 6 ,556 5,504 2,026 ,643 4
54,2 52,7 6 ,8 47,9 43,4 53,7
9,228 3 ,380 7,298 4,026 5,472 5
48, 49, 58,0 4 ,7 38,4 49,8
,525 7,20 0,842 ,43 0,882 6
37,3 42,4 46,6 32,3 30,8 34,5
min
7 -
25,0 32,0 23,3 9,8 8,2 3 ,4
Источник: EIU, 2020.
Источник: составлено авторами по данным UN Water (2021).
Второй, после общей недоинвестированности (Винокуров и др., 2021), ключевой при- Возможно, сейчас открылось окно возможностей для существенного прогресса в водно-
36 чиной низкого уровня эффективности использования водно- энергетических ресурсов энергетическом регулировании. Процессы регионализации в Центральной Азии по- 37
лучили заметное ускорение в связи с обновленным политическим курсом Узбекистана
в регионе и, соответственно, высоких экономических издержек является недостаточный
уровень регионального сотрудничества между странами ЦА. Сложившийся на данный по укреплению доверия между странами ЦА. В 2017 г. Узбекистан предложил механизм
момент формат сотрудничества в бассейне Аральского моря не соответствует принципам консультативных встреч глав государств, создания регионального экономического фору-
эффективного управления трансграничными водно- энергетическими ресурсами, не ве- ма, учреждения ассоциации руководителей регионов и бизнес- сообществ стран региона.
дет к повышению эффективности использования этих ресурсов и не позволяет добиться Устраняются политические барьеры, долгое время препятствовавшие нормализации межго-
эффективного режима водопользования в бассейнах рек Сырдарья и Амударья и улуч- сударственных отношений в регионе. Так, например, в 2017 г., после 25-летнего перерыва,
шения в них экологической ситуации (см. таблицу Б). Индекс Blue Peacе («Индекс водного было восстановлено авиасообщение между Душанбе и Ташкентом. Через год Таджикистан
мира»), разработанный The Economist Intelligence Unit, указывает на низкие показатели по и Узбекистан отменили визовый режим, в том же году между странами было подписано
бассейнам рек Сырдарья и Амударья по сравнению с другими бассейнами — они заняли соглашение о стратегическом партнерстве. Спустя 30 лет Таджикистан и Узбекистан вос-
соответственно 5-е и 6-е места из 7. становили железнодорожное сообщение: 21 июня 2022 г. из Душанбе в Ташкент прибыл
первый поезд. На двусторонней основе усилилось взаимодействие между Узбекистаном
С 1992 г. государства Центральной Азии предпринимают попытки наладить эффективное и Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном (в частности, по вопросам совместного фи-
регулирование ВЭК ЦА в формате многосторонних региональных соглашений, двусторон- нансирования строительства Рогунской ГЭС и двух ГЭС на реке Зеравшан, восстановления
них соглашений, региональных объединений (ЦАС, ЦАЭС, ОЦАС, ЕврАзЭС) и решить во- параллельной работы национальных энергосистем, в том числе через ОЭС ЦА). Между
прос совместного управления водно- энергетическими ресурсами региона. Однако ни од- Узбекистаном и Кыргызстаном и Казахстаном и Узбекистаном достигнута договоренность
на из них не достигла поставленных целей. Не удалось реализовать намеченные проекты долевого участия в проекте Камбаратинской ГЭС-1. Казахстан и Таджикистан рассматри-
по формированию общего рынка стран региона, созданию водно- энергетического кон- вают возможность более тесного взаимодействия в развитии энергосистем. Определенное
сорциума по использованию трансграничных водных ресурсов и др. Несмотря на то что развитие получило сотрудничество между государствами ЦА в формате ЕАЭС. Казахстан
перечисленные объединения, как и Международный фонд спасения Арала, получали и Кыргызстан — полноправные участники ЕАЭС, Узбекистан имеет статус наблюдателя
большую поддержку со стороны Всемирного банка и Азиатского банка развития (АБР), ЕАЭС с 11 декабря 2020 г. Политический диалог на высшем уровне значительно изменил
многих других международных организаций и финансовых институтов, ни один из под- позиции стран в экономическом сотрудничестве и, несмотря на отдельные локальные по-
готовленных в 1993—2010 гг. проектов соглашений по водно- энергетическому взаимодей- граничные конфликты в 2020—2021 гг., направлен на укрепление взаимодействия по ре-
ствию не получил общего согласования стран Центральной Азии. шению ключевых проблем сотрудничества.
26 ноября 2021 г. Президент Республики Казахстан К.-Ж. Токаев подчеркнул целесо-
4 Регулирование водно-энергетического комплекса Центральной Азии
образность создания Международного водно- энергетического консорциума. Вопрос
о совершенствовании институционально- правовых механизмов сотрудничества стран
Центральной Азии в водно- энергетической сфере всегда оставался на повестке перего-
воров глав государств и правительств региона, а также является темой для консультаций
с международными организациями.
16 сентября 2022 г. в Самаркандской декларации совета глав государств — членов
Шанхайской организации сотрудничества (Синьхуа, 2022) государства- члены подчеркнули,
что нехватка безопасной питьевой воды, отсутствие доступа к базовым услугам санитарии
и возможности соблюдать здоровую гигиену являются серьезными проблемами современ-
ности. В декларации отмечена необходимость уделять повышенное внимание устойчивому
развитию и рациональному использованию водных ресурсов. Особый акцент сделан на
Резюме 5