Page 38 - №4-1 2023
P. 38

№1 (4) весна 2023 г.                                                                                                                                                                                                                           №1 (4) весна 2023 г.



                                                                                                                                                    водно-энергетического консорциума по использованию трансгра-  конфликты в 2020—2021 гг., направлен на укрепление взаимодей-
                       Евгений Винокуров, Главный экономист ЕАБР;                                                                                   ничных водных ресурсов и др. Несмотря на то что перечисленные   ствия по решению ключевых проблем сотрудничества.
                       Арман Ахунбаев, руководитель Центра отраслевого анализа Дирекции по аналитической работе;                                    объединения, как и Международный фонд спасения Арала, полу-  26 ноября 2021 г. Президент Республики Казахстан К.-Ж. То-
                       Нурсултан Усманов, аналитик Центра отраслевого анализа Дирекции по аналитической работе; Тулеген Сарсембеков, внешний консультант.  чали большую поддержку со стороны Всемирного банка и Азиат-  каев  подчеркнул  целесообразность  создания  Международно-
                                                                                                                                                    ского банка развития (АБР), многих других международных ор-  го водно-энергетического консорциума. Вопрос о совершенство-
                              РЕГУЛИРОВАНИЕ                                                                                                         в  1993—2010  гг. проектов соглашений по  водно-энергетическо-  стран  Центральной  Азии  в  водно-энергетической  сфере  всег-
                                                                                                                                                                                                          вании институционально-правовых механизмов сотрудничества
                                                                                                                                                    ганизаций и финансовых институтов, ни один из подготовленных
                                                                                                                                                                                                          да оставался на  повестке переговоров глав государств и  прави-
                                                                                                                                                    му взаимодействию не получил общего согласования стран Цен-
                                                                                                                                                                                                          тельств региона, а также является темой для консультаций с меж-
                                                                                                                                                    тральной Азии.
                                                                                                                                                                                                          дународными организациями.
                                                                                                                                                       Возможно, сейчас открылось окно возможностей для суще-
                                                                                                                                                                                                             16  сентября 2022  г. в  Самаркандской декларации совета глав
                                                                                                                                                    ственного прогресса в  водно-энергетическом регулировании.
         ВОДНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО                                                                                                                      Процессы регионализации в Центральной Азии получили замет-  государств  — членов Шанхайской организации сотрудничества
                                                                                                                                                                                                          (Синьхуа, 2022) государства-члены подчеркнули, что нехватка без-
                                                                                                                                                    ное ускорение в связи с обновленным политическим курсом Уз-
                                                                                                                                                    бекистана по укреплению доверия между странами ЦА. В 2017 г.
                                                                                                                                                                                                          опасной питьевой воды, отсутствие доступа к базовым услугам са-
                                                                                                                                                    Узбекистан предложил механизм консультативных встреч глав го-
                                                                                                                                                                                                          нитарии и возможности соблюдать здоровую гигиену являются се-
                                                                                                                                                    сударств, создания регионального экономического форума, уч-
                                                                                                                                                    реждения ассоциации руководителей регионов и  бизнес-сооб-  рьезными проблемами современности. В  декларации отмечена
                                                                                                                                                                                                          необходимость уделять повышенное внимание устойчивому раз-
                                                                                                                                                                                                          витию и рациональному использованию водных ресурсов. Особый
                                                                                                                                                    ществ стран региона. Устраняются политические барьеры, долгое
              КОМПЛЕКСА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ                                                                                                            время препятствовавшие нормализации межгосударственных от-  акцент сделан на важности дальнейшего развития взаимодействия
                                                                                                                                                    ношений в регионе. Так, например, в 2017 г., после 25-летнего пере-
                                                                                                                                                                                                          ООН с заинтересованными государствами и структурами для ре-
                                                                                                                                                                                                          шения масштабных проблем, связанных с высыханием Аральско-
                                                                                                                                                    рыва, было восстановлено авиасообщение между Душанбе и Таш-
                                                                                                                                                    кентом. Через год Таджикистан и Узбекистан отменили визовый
                                                                                                                                                                                                          Республики Узбекистан резолюции Генеральной Ассамблеи ООН
                                                                                                                                                    режим, в том же году между странами было подписано соглашение   го моря. Государства-члены отметили «принятие по предложению
                                                                                                                                                    о стратегическом партнерстве. Спустя 30 лет Таджикистан и Уз-  об объявлении Приаралья зоной экологических технологий и ин-
                                                                                                                                                    бекистан восстановили железнодорожное сообщение: 21  июня   новаций (18 мая 2021 г.), а также, с учетом позиций сторон, ее ини-
                                 кономика государств Центральной Азии (ЦА) ха-  онального сотрудничества между странами ЦА.  Сложившийся            2022 г. из Душанбе в Ташкент прибыл первый поезд. На двусторон-  циативу о запуске многопартнерского трастового фонда для челове-
                                 рактеризуется высоким уровнем энергоемкости
                                                                            на данный момент формат сотрудничества в бассейне Аральско-
                                                                                                                                                    ней основе усилилось взаимодействие между Узбекистаном и Ка-
                                                                                                                                                                                                          ческой безопасности в регионе Приаралья».
                          Резюме                                            го моря не соответствует принципам эффективного управления              захстаном, Узбекистаном и Таджикистаном (в частности, по во-  тральной Азии открывается возможность для переформатирова-
                                                                                                                                                                                                             На  фоне укрепления регионального сотрудничества в  Цен-
                                 и  водоемкости продукции отраслей экономики,
                                 и прежде всего сельского хозяйства и промышлен-
                                                                                                                                                    просам  совместного  финансирования  строительства  Рогунской
                                                                            трансграничными водно-энергетическими ресурсами, не  ведет
                                 ности. Индикатор эффективности водопользования   к повышению эффективности использования этих ресурсов и не        ГЭС и  двух ГЭС на  реке Зеравшан, восстановления параллель-  ния архитектуры взаимоотношений в ВЭК ЦА и совместного ре-
                      Э(ЦУР 6.4.1) в ЦА свидетельствует о низком ее уров-   позволяет добиться эффективного режима водопользования                  ной работы национальных энергосистем, в том числе через ОЭС   шения проблем нарастающего дефицита водных и энергетических
                       не по сравнению с мировыми значениями (см. таблицу А). В 2018 г.   в  бассейнах рек Сырдарья и  Амударья и  улучшения в  них эко-  ЦА). Между Узбекистаном и Кыргызстаном и Казахстаном и Узбе-  ресурсов. Главные задачи в развитии интеграционных процессов
                       показатель эффективности водопользования в  странах ЦА  оце-  логической ситуации (см. таблицу Б). Индекс Blue Peacе («Ин-   кистаном достигнута договоренность долевого участия в проекте   и регионального сотрудничества в Центральной Азии: устойчи-
                          Экономика государств Центральной Азии (ЦА) характеризуется высоким уровнем энер-
                       нивался в коридоре от 0,842 долл./м3 в Кыргызстане до 7,2 долл./  декс водного мира»), разработанный The Economist Intelligence   Камбаратинской ГЭС1. Казахстан и Таджикистан рассматривают   вое обеспечение населения  качественной  питьевой водой, а  от-
                          гоемкости и водоемкости продукции отраслей экономики, и прежде всего сельского
                       м3 в Казахстане. В среднем в регионе этот показатель оценивается   Unit, указывает на низкие показатели по бассейнам рек Сырдарья   возможность более  тесного  взаимодействия  в  развитии  энерго-  раслей экономики  — водно-энергетическими ресурсами на  ос-
                       в 2,5 долл./м3, что очень мало — средневзвешенная мировая его   и Амударья по сравнению с другими бассейнами — они заняли со-  систем. Определенное развитие получило сотрудничество между   нове эффективного функционирования водно-энергетического
                          хозяйства и промышленности. Индикатор эффективности водопользования (ЦУР 6.4.1) в ЦА
                       величина составляет 19,01 долл./м3. В большинстве (в двух тре-  ответственно 5е и 6е места из 7.                             государствами ЦА в формате ЕАЭС. Казахстан и Кыргызстан —   комплекса. В этой связи необходимо дальнейшее совершенство-
                          свидетельствует о низком ее уровне по сравнению с мировыми значениями (см. таблицу А).
                       тях) стран мира эффективность водопользования составляет   С 1992 г. государства Центральной Азии предпринимают по-          полноправные участники ЕАЭС, Узбекистан имеет статус наблю-  вание механизма сотрудничества для совместного использования
                          В 2018 г. показатель эффективности водопользования в странах ЦА оценивался в коридо-
                       от 5 до 100 долл./м3. Четыре из пяти стран ЦА (за исключением   пытки наладить эффективное регулирование ВЭК ЦА в формате    дателя ЕАЭС с 11 декабря 2020 г. Политический диалог на высшем   водно-энергетических ресурсов региона, который отвечал бы по-
                           ре от 0,842 долл./м3 в Кыргызстане до 7,2 долл./м3 в Казахстане. В среднем в регионе этот
                       Казахстана) входят в список 10 мировых аутсайдеров (из 168 ана-  многосторонних региональных соглашений, двусторонних согла-  уровне значительно изменил позиции стран в экономическом со-  литическим, экономическим, финансовым и экологическим целям
                          показатель оценивается в 2,5 долл./м3, что очень мало — средневзвешенная мировая его
                       лизируемых стран) по этому показателю.               шений, региональных объединений (ЦАС, ЦАЭС, ОЦАС, ЕврАз-                трудничестве и, несмотря на отдельные локальные пограничные   и интересам каждого государства.
                         Второй, после общей недоинвестированности, ключевой при-  ЭС)  и  решить  вопрос  совместного  управления  водно-энергети-
                          величина составляет 19,01 долл./м3. В большинстве (в двух третях) стран мира эффективность
                       чиной низкого уровня эффективности использования водно-э-  ческими ресурсами региона. Однако ни одна из них не достигла
                          водопользования составляет от 5 до 100 долл./м3. Четыре из пяти стран ЦА (за исключени-
                       нергетических ресурсов в  регионе и, соответственно, высоких   поставленных целей. Не  удалось реализовать намеченные про-         ↓  Таблица Б. Индикаторы Blue Peace Index (BPI)
                          ем Казахстана) входят в список 10 мировых аутсайдеров (из 168 анализируемых стран) по
                       экономических издержек является недостаточный уровень реги-  екты по формированию общего рынка стран региона, созданию
                          этому показателю.                                                                                                                                      † ‡ ˆ           
                      
        
        
,      
                                                                                                                                                                                  ˆ   ­       

  	  -    
           
	         
     	
           -
                                                                                                                                                                                            
	 	
   
 
           	  
                      
                           ↓  Таблица А. Состояние индикаторов эффективности водопользования в ЦА, 2018 г., долл./м3                                                                                               
                                                                                                                                                                 
	
              67,9       88,6         69,8       65,6          5 ,5         69,0
                                                    
       	  
          	
     
	    
            
                                                      2     ­
            56,2        57,0        68,        63,2          48,2         62,7
                                                                                                          max  ‚ƒ
                            †                0, 46      0,035      0, 02       0,458     0,227
                            	 ‡   ‡                                                                      9,0                                               3   €   ­            55,0        55,3        63,4       49,0          43,5         55,9
                                                                                                         
     -
                            ˆ  ‡   
 ‰      28,9 6       ,556      5,504      2,026       ,643       	                                              4   ‚

    
          54,2        52,7        6 ,8       47,9          43,4         53,7
                                                                                                           
                            

‡                  9,228     3 ,380       7,298     4,026      5,472       	                                                 5     
 ƒ           48,         49,         58,0       4 ,7          38,4         49,8
                            † Š ‹ Œ  	   ‡‰     ,525        7,20      0,842        ,43      0,882                                                          6   ‚
 
 ƒ           37,3       42,4         46,6       32,3          30,8         34,5
                                                                                                         min  ‚ƒ
                                                                                                                                                            7   „ ­ -…	 
        25,0       32,0         23,3        9,8           8,2         3 ,4
                                                                                                                                                          Источник: EIU, 2020.
                           Источник: составлено авторами по данным UN Water (2021).
                          Второй, после общей недоинвестированности (Винокуров и др., 2021), ключевой при-                                                Возможно, сейчас открылось окно возможностей для существенного прогресса в водно-
           36             чиной низкого уровня эффективности использования водно- энергетических ресурсов                                                 энергетическом регулировании. Процессы регионализации в Центральной Азии по-                                37
                                                                                                                                                          лучили заметное ускорение в связи с обновленным политическим курсом Узбекистана
                          в регионе и, соответственно, высоких экономических издержек является недостаточный
                          уровень регионального сотрудничества между странами ЦА. Сложившийся на данный                                                   по укреплению доверия между странами ЦА. В 2017 г. Узбекистан предложил механизм
                          момент формат сотрудничества в бассейне Аральского моря не соответствует принципам                                              консультативных встреч глав государств, создания регионального экономического фору-
                          эффективного управления трансграничными водно- энергетическими ресурсами, не ве-                                                ма, учреждения ассоциации руководителей регионов и бизнес- сообществ стран региона.
                          дет к повышению эффективности использования этих ресурсов и не позволяет добиться                                               Устраняются политические барьеры, долгое время препятствовавшие нормализации межго-
                          эффективного режима водопользования в бассейнах рек Сырдарья и Амударья и улуч-                                                 сударственных отношений в регионе. Так, например, в 2017 г., после 25-летнего перерыва,
                          шения в них экологической ситуации (см. таблицу Б). Индекс Blue Peacе («Индекс водного                                          было восстановлено авиасообщение между Душанбе и Ташкентом. Через год Таджикистан
                          мира»), разработанный The Economist Intelligence Unit, указывает на низкие показатели по                                        и Узбекистан отменили визовый режим, в том же году между странами было подписано
                          бассейнам рек Сырдарья и Амударья по сравнению с другими бассейнами — они заняли                                                соглашение о стратегическом партнерстве. Спустя 30 лет Таджикистан и Узбекистан вос-
                          соответственно 5-е и 6-е места из 7.                                                                                            становили железнодорожное сообщение: 21 июня 2022 г. из Душанбе в Ташкент прибыл
                                                                                                                                                          первый поезд. На двусторонней основе усилилось взаимодействие между Узбекистаном
                          С 1992 г. государства Центральной Азии предпринимают попытки наладить эффективное                                               и Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном (в частности, по вопросам совместного фи-
                           регулирование ВЭК ЦА в формате многосторонних региональных соглашений, двусторон-                                              нансирования строительства Рогунской ГЭС и двух ГЭС на реке Зеравшан, восстановления
                          них соглашений, региональных объединений (ЦАС, ЦАЭС, ОЦАС, ЕврАзЭС) и решить во-                                                параллельной работы национальных энергосистем, в том числе через ОЭС ЦА). Между
                          прос совместного управления водно- энергетическими ресурсами региона. Однако ни од-                                             Узбекистаном и Кыргызстаном и Казахстаном и Узбекистаном достигнута договоренность
                          на из них не достигла поставленных целей. Не удалось реализовать намеченные проекты                                             долевого участия в проекте Камбаратинской ГЭС-1. Казахстан и Таджикистан рассматри-
                          по формированию общего рынка стран региона, созданию водно- энергетического кон-                                                вают возможность более тесного взаимодействия в развитии энергосистем. Определенное
                          сорциума по использованию трансграничных водных ресурсов и др. Несмотря на то что                                               развитие получило сотрудничество между государствами ЦА в формате ЕАЭС. Казахстан
                          перечисленные объединения, как и Международный фонд спасения Арала, получали                                                    и Кыргызстан — полноправные участники ЕАЭС, Узбекистан имеет статус наблюдателя
                          большую поддержку со стороны Всемирного банка и Азиатского банка развития (АБР),                                                ЕАЭС с 11 декабря 2020 г. Политический диалог на высшем уровне значительно изменил
                          многих других международных организаций и финансовых институтов, ни один из под-                                                позиции стран в экономическом сотрудничестве и, несмотря на отдельные локальные по-
                          готовленных в 1993—2010 гг. проектов соглашений по водно- энергетическому взаимодей-                                            граничные конфликты в 2020—2021 гг., направлен на укрепление взаимодействия по ре-
                          ствию не получил общего согласования стран Центральной Азии.                                                                    шению ключевых проблем сотрудничества.

                                                                                                                                                          26 ноября 2021 г. Президент Республики Казахстан К.-Ж. Токаев подчеркнул целесо-
                           4              Регулирование водно-энергетического комплекса Центральной Азии
                                                                                                                                                          образность создания Международного водно- энергетического консорциума. Вопрос
                                                                                                                                                          о совершенствовании институционально- правовых механизмов сотрудничества стран
                                                                                                                                                          Центральной Азии в водно- энергетической сфере всегда оставался на повестке перего-
                                                                                                                                                          воров глав государств и правительств региона, а также является темой для консультаций
                                                                                                                                                          с международными организациями.

                                                                                                                                                          16 сентября 2022 г. в Самаркандской декларации совета глав государств — членов
                                                                                                                                                          Шанхайской организации сотрудничества (Синьхуа, 2022) государства- члены подчеркнули,
                                                                                                                                                          что нехватка безопасной питьевой воды, отсутствие доступа к базовым услугам санитарии
                                                                                                                                                          и возможности соблюдать здоровую гигиену являются серьезными проблемами современ-
                                                                                                                                                          ности. В декларации отмечена необходимость уделять повышенное внимание устойчивому
                                                                                                                                                          развитию и рациональному использованию водных ресурсов. Особый акцент сделан на


                                                                                                                                                                          Резюме                                                                       5
   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43