Page 41 - №4-1 2023
P. 41

№1 (4) весна 2023 г.                                                                                              №1 (4) весна 2023 г.



 В  докладе  предложены  следующие  ключевые  элементы  воз-  проса  совместного технического содержания гидротехни-
 можных решений.  ческих сооружений в верховье рек (Кыргызстан и Таджики-  ↓  Рисунок Б. Организационная структура Международного водно-энергетического консорциума Центральной Азии
 стан).        (МВЭК). Вариант создания международной организации
 ПЕРВОЕ   •  Рыночный механизм удовлетворения  энергетических  по-
 Проведенный анализ эволюции различных схем регулирова-  требностей государств верховья бассейна Аральского моря
 ния водно-энергетических ресурсов в бассейнах трансграничных   (Кыргызстана и Таджикистана), в том числе на основе дого-     
    
	 
    	             	   ,
                                                                                                ‚
 рек в регионе и в мире позволяет выделить ключевые принципы   ворных и  рыночных принципов (развитие регионального         	      	       ,   	              	   ,   	  	     …     ( ‡ˆ…)
 для выработки новых эффективных регуляторных решений и обе-  рынка, в частности через развитие необходимой институцио-    	             	   ,    
 спечения продуктивного регионального сотрудничества.   нальной среды и связывающей трансграничной инфраструк-
 Среди них:   туры) и  скоординированной инвестиционной политики,
 •  Суверенное равенство, территориальная целостность и вза-  направленной на формирование оптимальной региональной
 имная выгода от справедливого использования водно-энер-  структуры генерирующих мощностей и  обеспечение надеж-
 гетических ресурсов региона на основе международного во-  ного доступа к  энергоресурсам (электричество и  топливно-
 дного права и международных принципов интегрированного   энергетические ресурсы) через совместное строительство, мо-  
    -
 управления ресурсами для всех государств-участников.   дернизацию и эксплуатацию необходимой энергетической ин-     	     
 •  Обеспечение  оптимального соотношения ирригационного   фраструктуры.
 и энергетического режимов работы каскадов водохранилищ   •  Усиление действующих и создание новых межгосударствен-
 с учетом годовых и многолетних циклов колебаний водного   ных управляющих и исполнительных органов с соответству-
 стока и балансов водных и энергетических ресурсов. При этом   ющим статусом, необходимым для выполнения ими функций
 для водно-энергетического комплекса Центральной Азии ир-  по  скоординированному и  прозрачному регулированию                
                   
 	        -
 ригационный режим функционирования предпочтителен   водно-энергетических режимов рек на основе бассейнового              :  (    ƒ     
         )
                                                                                  (  		  ,           .)
 с точки зрения экономической целесообразности (историче-  принципа, освоению и использованию водно-энергетических
 ский опыт и  результат большинства исследований). Крити-  ресурсов, регулированию режимов межгосударственных пе-

 чески необходимы: оптимизация технологий водопотребле-  ретоков электроэнергии и  поставок энергоресурсов, связан-
 ния (ирригация) в государствах низовья бассейна Аральского   ных с осуществлением согласованного водно-энергетического
 моря (Казахстан, Туркменистан, Узбекистан) и  решение во-  режима рек региона Центральной Азии.

 ↓  Рисунок А. Предлагаемая организационная структура МФСА с участием международных финансовых институтов   (   
         	      )  ‚
                                                                                        	      ,
                                                       	                             
  ƒ    „…†


        
                    
  
           
      
             Примечание: на схеме представлено функциональное взаимодействие МФСА с консорциумом (без иерархии).
             МФСА сохраняет подчиненность Совету глав государств.
             Источник:  ЕАБР.

             проектов и эксплуатации уже существующих объектов, укреплении региональной и на-
             •  Эффективный механизм создания инвестиционных стиму-  ной Азии (КЭС ЦА) и координационного диспетчерского центра
 ­   
    
               циональной водно- энергетической инфраструктуры. При этом деятельность водно-
                           лов и привлечения инвестиций (обеспечение гарантий прав   «Энергия» (КДЦ «Энергия»).
               собственности, защита инвестиций и, возможно, справедли-ься на модернизированную действующую
          ,   
   
 	     энергетического консорциума должна опират  Отдельным блоком решения выступает механизм взаимодей-
                          
  вое распределение доходов и затрат при совместной эксплу-  ствия с международными финансовыми институтами (в том чис-
    
  (   )  структуру МФСА: МКВК, БВО «Амударья» и «Сырдарья», КДЦ «Энергия» и др.
               атации объектов (опыт бассейна Сенегала) для реализации,   ле с ЕАБР) для поиска финансирования и совместной реализации
               в том числе совместной, проектов реконструкции существу-  инвестиционных проектов.
             Международный водно- энергетический консорциум Центральной Азии мог бы существо-
               ющих и строительства новых гидроэнергетических и водохо-
                                                                    Представляется целесообразным и актуальным усилить роль
             вать в форме международной организации — юридического лица, созданного на основе
                                                                  МФСА как политической платформы экономической интеграции
               зяйственных объектов межгосударственного значения в целях
             международного договора. Альтернативно можно проработать варианты реализации МВЭК
                                                                  стран Центральной Азии на  основе общности интересов стран
               развития и  эффективного использования водно-энергетиче-
                  
  ‡                ского потенциала региона с учетом требований охраны окру-  региона. МФСА за  30  лет деятельности сформировал достаточ-
                  
                 
  ‹
     ‹              и его дочерних структур (например, отдельных водохозяйственных объектов) в рамках на-
                                                                  ную правовую базу. Созданы базовые институты по управлению
               жающей среды.
       
                   €  
       
        Š     
     ционального права. Возможна комбинация: сам МВЭК как международная организация,
                 
 ( ‡…‡)       (‡ˆ  Š )  •  Создание условий для  производственной, технологической   трансграничными ресурсами, представленные МКВК, БВО «Сы-
             а отдельные объекты — в рамках национального права. Необходима юридическая прора-
               и  научной кооперации в  водохозяйственной и  энергетиче-
                                                                  рдарья» и  БВО «Амударья». Политические возможности также
             ботка вопроса для определения наиболее гибкой и простой формы.
               ской отраслях для повышения их  экспортного потенциала
                                                                  имеются: МФСА возглавляется одним из  глав государств Цен-
               и внедрения прогрессивных технологий.              тральной Азии, функционирует Совет глав государств Централь-
                                                                  ной Азии по проблемам Аральского бассейна.
             Вместе с тем создание в ЦА водно- энергетического консорциума, который должен охва-
                           ‡                ВТОРОЕ               Под эгидой МФСА представляется важным обеспечить взаи-
     €  
               €  
                                тить водохозяйственный и энергетический комплекс всего региона, представляет собой
               Решением для регулирования водно-энергетического ком-
                                                                  модействие органов, задействованных в механизме регионально-
  ‚         «      
»   ‚         «     
»  «ˆ     
» (‡‰Š «ˆ     
»)  сложную задачу и пока не имеет аналогов в мировой практике. Прежде всего, вопросы
 ( …† «      
»)  ( …† «     
»)  плекса ЦА на основе выявленных ключевых принципов является   го регулирования водных и энергетических ресурсов. В их чис-
             регулирования деятельности международных консорциумов отсутствуют в национальном
            в первую очередь модернизация и укрепление существующих ре-  ле МКВК, БВО «Сырдарья» и БВО «Амударья» с КЭС ЦА и КДЦ
             законодательстве государств Центральной Азии. Другим препятствием для создания кон-
            гиональных организаций, задействованных в регулировании (см.   «Энергия», а  также национальные органы, осуществляющие
            рисунок А). Это касается прежде всего Международного фонда   водно-энергетическую и экологическую политику. Это позволи-
             сорциума является то, что под ВЭК ЦА понимаются национальные объекты гидроэнергетики
            спасения Арала (МФСА), а также регуляторных структур Объеди-  ло бы обеспечить скоординированное развитие водного и энер-
             и ирригации, исключительное и суверенное право на владение и распоряжение которыми
            ненной энергетической системы Центральной Азии (ОЭС ЦА) —   гетического сегментов единого комплекса  — в  том числе через
             остается за конкретными государствами региона. В этой связи для строительства крупных
 Источник:  ЕАБР.  Координационного электроэнергетического совета Централь-  определение региональных приоритетов в использовании водных
             инфраструктурных объектов ВЭК ЦА (например, ГЭС) заинтересованные стороны могли бы
 ресурсах и электроэнергии (по объемам и срокам поставки). Это облегчило бы разработку   использовать более простые формы взаимодействия — к примеру, создание консорциума
 38  оптимальных режимов работы ГЭС и водохранилищ с целью минимизации эксплуатаци-  на проектной основе по модели BOT (build — operate — transfer: строительство — эксплуа-  39
 онных затрат и обеспечения максимальной водоподачи с учетом экологических требова-  тация — передача) или BOOT (build — own — operate — transfer: строительство — владение —
 ний, а также позволило бы определить график потребностей в топливно- энергетических   эксплуатация — передача) на принципах проектного финансирования.
 ресурсах.
                             Резюме                                                                       9
 Выполнение национальных и региональных водохозяйственных программ и проектов
 требует устойчивого инвестиционного обеспечения. Однако страны региона не рас-
 полагают достаточными финансовыми и материальными ресурсами для реализации
 поставленных целей и задач в водном хозяйстве и управлении водными ресурсами.
 Водохозяйственные и гидроэнергетические проекты, как известно, одни из  самых ка-
 питалоемких. Международные финансовые институты, включая ЕАБР, могли  бы взять
 на себя роль финансового агента по привлечению и целевому объединению средств
 международных доноров и других заинтересованных сторон в программы и проекты
 и участвовать в финансировании национальных и трансграничных водохозяйственных
 и энергетических инфраструктурных проектов в ВЭК ЦА.
 Третье
 Создание новой структуры — Международного водно- энергетического консорциума
 Центральной Азии (МВЭК ЦА) на политической платформе МФСА, которая смогла бы взять
 на себя ключевую функцию по поиску и обеспечению финансирования для реализации
 национальных и трансграничных инфраструктурных проектов в водохозяйственном и энер-
 гетическом секторах ЦА (см. рисунок Б). Предлагаемый подход основан на экономической
 заинтересованности сторон в совместной реализации новых водных и энергетических

 8  Регулирование водно-энергетического комплекса Центральной Азии
   36   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46