Page 41 - №4-1 2023
P. 41
№1 (4) весна 2023 г. №1 (4) весна 2023 г.
В докладе предложены следующие ключевые элементы воз- проса совместного технического содержания гидротехни-
можных решений. ческих сооружений в верховье рек (Кыргызстан и Таджики- ↓ Рисунок Б. Организационная структура Международного водно-энергетического консорциума Центральной Азии
стан). (МВЭК). Вариант создания международной организации
ПЕРВОЕ • Рыночный механизм удовлетворения энергетических по-
Проведенный анализ эволюции различных схем регулирова- требностей государств верховья бассейна Аральского моря
ния водно-энергетических ресурсов в бассейнах трансграничных (Кыргызстана и Таджикистана), в том числе на основе дого-
,
рек в регионе и в мире позволяет выделить ключевые принципы ворных и рыночных принципов (развитие регионального , ,
(
)
для выработки новых эффективных регуляторных решений и обе- рынка, в частности через развитие необходимой институцио- ,
спечения продуктивного регионального сотрудничества. нальной среды и связывающей трансграничной инфраструк-
Среди них: туры) и скоординированной инвестиционной политики,
• Суверенное равенство, территориальная целостность и вза- направленной на формирование оптимальной региональной
имная выгода от справедливого использования водно-энер- структуры генерирующих мощностей и обеспечение надеж-
гетических ресурсов региона на основе международного во- ного доступа к энергоресурсам (электричество и топливно-
дного права и международных принципов интегрированного энергетические ресурсы) через совместное строительство, мо-
-
управления ресурсами для всех государств-участников. дернизацию и эксплуатацию необходимой энергетической ин-
• Обеспечение оптимального соотношения ирригационного фраструктуры.
и энергетического режимов работы каскадов водохранилищ • Усиление действующих и создание новых межгосударствен-
с учетом годовых и многолетних циклов колебаний водного ных управляющих и исполнительных органов с соответству-
стока и балансов водных и энергетических ресурсов. При этом ющим статусом, необходимым для выполнения ими функций
для водно-энергетического комплекса Центральной Азии ир- по скоординированному и прозрачному регулированию
-
ригационный режим функционирования предпочтителен водно-энергетических режимов рек на основе бассейнового : (
)
( , .)
с точки зрения экономической целесообразности (историче- принципа, освоению и использованию водно-энергетических
ский опыт и результат большинства исследований). Крити- ресурсов, регулированию режимов межгосударственных пе-
чески необходимы: оптимизация технологий водопотребле- ретоков электроэнергии и поставок энергоресурсов, связан-
ния (ирригация) в государствах низовья бассейна Аральского ных с осуществлением согласованного водно-энергетического
моря (Казахстан, Туркменистан, Узбекистан) и решение во- режима рек региона Центральной Азии.
↓ Рисунок А. Предлагаемая организационная структура МФСА с участием международных финансовых институтов (
)
,
Примечание: на схеме представлено функциональное взаимодействие МФСА с консорциумом (без иерархии).
МФСА сохраняет подчиненность Совету глав государств.
Источник: ЕАБР.
проектов и эксплуатации уже существующих объектов, укреплении региональной и на-
• Эффективный механизм создания инвестиционных стиму- ной Азии (КЭС ЦА) и координационного диспетчерского центра
циональной водно- энергетической инфраструктуры. При этом деятельность водно-
лов и привлечения инвестиций (обеспечение гарантий прав «Энергия» (КДЦ «Энергия»).
собственности, защита инвестиций и, возможно, справедли-ься на модернизированную действующую
,
энергетического консорциума должна опират Отдельным блоком решения выступает механизм взаимодей-
вое распределение доходов и затрат при совместной эксплу- ствия с международными финансовыми институтами (в том чис-
( ) структуру МФСА: МКВК, БВО «Амударья» и «Сырдарья», КДЦ «Энергия» и др.
атации объектов (опыт бассейна Сенегала) для реализации, ле с ЕАБР) для поиска финансирования и совместной реализации
в том числе совместной, проектов реконструкции существу- инвестиционных проектов.
Международный водно- энергетический консорциум Центральной Азии мог бы существо-
ющих и строительства новых гидроэнергетических и водохо-
Представляется целесообразным и актуальным усилить роль
вать в форме международной организации — юридического лица, созданного на основе
МФСА как политической платформы экономической интеграции
зяйственных объектов межгосударственного значения в целях
международного договора. Альтернативно можно проработать варианты реализации МВЭК
стран Центральной Азии на основе общности интересов стран
развития и эффективного использования водно-энергетиче-
ского потенциала региона с учетом требований охраны окру- региона. МФСА за 30 лет деятельности сформировал достаточ-
и его дочерних структур (например, отдельных водохозяйственных объектов) в рамках на-
ную правовую базу. Созданы базовые институты по управлению
жающей среды.
ционального права. Возможна комбинация: сам МВЭК как международная организация,
(
) ( ) • Создание условий для производственной, технологической трансграничными ресурсами, представленные МКВК, БВО «Сы-
а отдельные объекты — в рамках национального права. Необходима юридическая прора-
и научной кооперации в водохозяйственной и энергетиче-
рдарья» и БВО «Амударья». Политические возможности также
ботка вопроса для определения наиболее гибкой и простой формы.
ской отраслях для повышения их экспортного потенциала
имеются: МФСА возглавляется одним из глав государств Цен-
и внедрения прогрессивных технологий. тральной Азии, функционирует Совет глав государств Централь-
ной Азии по проблемам Аральского бассейна.
Вместе с тем создание в ЦА водно- энергетического консорциума, который должен охва-
ВТОРОЕ Под эгидой МФСА представляется важным обеспечить взаи-
тить водохозяйственный и энергетический комплекс всего региона, представляет собой
Решением для регулирования водно-энергетического ком-
модействие органов, задействованных в механизме регионально-
«
» «
» «
» ( «
») сложную задачу и пока не имеет аналогов в мировой практике. Прежде всего, вопросы
(
«
») (
«
») плекса ЦА на основе выявленных ключевых принципов является го регулирования водных и энергетических ресурсов. В их чис-
регулирования деятельности международных консорциумов отсутствуют в национальном
в первую очередь модернизация и укрепление существующих ре- ле МКВК, БВО «Сырдарья» и БВО «Амударья» с КЭС ЦА и КДЦ
законодательстве государств Центральной Азии. Другим препятствием для создания кон-
гиональных организаций, задействованных в регулировании (см. «Энергия», а также национальные органы, осуществляющие
рисунок А). Это касается прежде всего Международного фонда водно-энергетическую и экологическую политику. Это позволи-
сорциума является то, что под ВЭК ЦА понимаются национальные объекты гидроэнергетики
спасения Арала (МФСА), а также регуляторных структур Объеди- ло бы обеспечить скоординированное развитие водного и энер-
и ирригации, исключительное и суверенное право на владение и распоряжение которыми
ненной энергетической системы Центральной Азии (ОЭС ЦА) — гетического сегментов единого комплекса — в том числе через
остается за конкретными государствами региона. В этой связи для строительства крупных
Источник: ЕАБР. Координационного электроэнергетического совета Централь- определение региональных приоритетов в использовании водных
инфраструктурных объектов ВЭК ЦА (например, ГЭС) заинтересованные стороны могли бы
ресурсах и электроэнергии (по объемам и срокам поставки). Это облегчило бы разработку использовать более простые формы взаимодействия — к примеру, создание консорциума
38 оптимальных режимов работы ГЭС и водохранилищ с целью минимизации эксплуатаци- на проектной основе по модели BOT (build — operate — transfer: строительство — эксплуа- 39
онных затрат и обеспечения максимальной водоподачи с учетом экологических требова- тация — передача) или BOOT (build — own — operate — transfer: строительство — владение —
ний, а также позволило бы определить график потребностей в топливно- энергетических эксплуатация — передача) на принципах проектного финансирования.
ресурсах.
Резюме 9
Выполнение национальных и региональных водохозяйственных программ и проектов
требует устойчивого инвестиционного обеспечения. Однако страны региона не рас-
полагают достаточными финансовыми и материальными ресурсами для реализации
поставленных целей и задач в водном хозяйстве и управлении водными ресурсами.
Водохозяйственные и гидроэнергетические проекты, как известно, одни из самых ка-
питалоемких. Международные финансовые институты, включая ЕАБР, могли бы взять
на себя роль финансового агента по привлечению и целевому объединению средств
международных доноров и других заинтересованных сторон в программы и проекты
и участвовать в финансировании национальных и трансграничных водохозяйственных
и энергетических инфраструктурных проектов в ВЭК ЦА.
Третье
Создание новой структуры — Международного водно- энергетического консорциума
Центральной Азии (МВЭК ЦА) на политической платформе МФСА, которая смогла бы взять
на себя ключевую функцию по поиску и обеспечению финансирования для реализации
национальных и трансграничных инфраструктурных проектов в водохозяйственном и энер-
гетическом секторах ЦА (см. рисунок Б). Предлагаемый подход основан на экономической
заинтересованности сторон в совместной реализации новых водных и энергетических
8 Регулирование водно-энергетического комплекса Центральной Азии