Page 42 - №4-1 2023
P. 42

№1 (4) весна 2023 г.                                                                                                                                                                                                                           №1 (4) весна 2023 г.



                                                                                                                                                    редача) или BOOT (build — own — operate — transfer: строитель-  ставкам электроэнергии и  топливно-энергетических ресур-
                           ↓  Рисунок В. Организационная структура консорциума по модели BOT или BOOT                                               ство  — владение  — эксплуатация  — передача) на  принципах   сов, оплате водохозяйственных услуг, закупам необходимого
                                                                                                                                                    проектного финансирования.                              энергетического оборудования и т. д. Консорциум может упо-
                                                                                                                                                                                                            рядочить систему платежей и денежных потоков между госу-
                                                                                                                                                    ЧЕТВЕРТОЕ                                               дарствами Центральной Азии и обеспечить тем самым устой-

                                                                                   	                                	                                •  Финансовым оператором МВЭК может выступить междуна-  чивое функционирование ВЭК ЦА;
                                                                                      +     	    	       (       	                                родный финансовый институт (институты), в том числе ЕАБР,   •  оказание финансовой, технической и консультативной помо-
                                                                                                                 )                                     деятельность которого будет определяться специальным со-  щи в разработке технико-экономических обоснований стро-
                                                                                                                                                       глашением с водно-энергетическим консорциумом. Формами   ительства объектов и  усиление научно-исследовательского
                                                                                                                                                       участия финансового оператора в деятельности водно-энерге-  потенциала в  сфере управления водно-энергетическими ре-
                                                                                                                                                       тического комплекса ЦА могут быть:                   сурсами Центральной Азии.
                                                                                                                                                     •  предоставление долгосрочных кредитов, в том числе связан-  Развитие механизмов совместного регулирования водно-энер-
                                                                                                                                                       ных (и под государственные гарантии), на  финансирование   гетического комплекса Центральной Азии может выступить ос-
                                                                                                                                                       строительства объектов электроэнергетики и водного хозяй-  новой для укрепления регионального экономического, торгового
                                                             
                                                                                         ства;                                              и инвестиционного сотрудничества. Предоставляя правовую ос-
                                                           (           
       )             €       
          
,                                  •  инвестирование посредством эмиссии облигаций («зеленых»   нову для сотрудничества на региональном уровне и стимулы для
                                              :                                                    	    ƒ„…                                         в энергетике и их производных «водных» облигаций в секторе   взаимодействия, новые подходы к регулированию ВЭК ЦА могут

                                                  
                                                                                                    водоснабжения с целью финансирования строительства и мо-  значительно упростить и ускорить формирование Объединенного
                                          
                                                                                                            дернизации водопроводов и канализации), а также приобрете-  энергетического рынка (ОЭР) в регионе.
                                                                                                                                                       ния акций строящихся объектов;
                                                                                                                                                     •  создание совместных предприятий по  строительству   ПЯТОЕ
                                                                                                                                                       и эксплуа тации объектов с возможностью привлечения ре-  Эффективное регулирование и развитие ВЭК ЦА — комплекс-
                                                            
       	                                                                                  сурсов международных финансовых институтов, междуна-  ная и сложная задача. К перечисленным основным предложениям
                                                           (          	          )                  
        
                                        родных доноров и частных инвесторов;               можно и нужно добавлять и другие меры — в итоге будет выстро-
                                                                                                             
                                                                   	                                                                                 •  организация синдицированного финансирования для объеди-  ена своего рода «экосистема» институтов и организаций ВЭК ЦА.
                                                                                                                                                       нения финансовых ресурсов международных доноров и, по-  В частности, деятельность НИЦ МКВК и КДЦ «Энергия» в Таш-
                                                                                                                                                       тенциально,  мобилизации  дополнительных  внешних  и  вну-  кенте могла бы быть дополнена созданием международного цен-  Рис. 1
                                                                                                                                                       тренних финансовых ресурсов частного сектора;      тра исследований водно-энергетического комплекса Центральной   Нагрузка на водные
                           Источник:  ЕАБР.                                                                                                          •  торговое финансирование, направленное на  своевремен-  Азии. Полезным для достижения данной цели будет техническое   ресурсы ЦА
                                                                                                                                                       ное обеспечение взаиморасчетов членов консорциума по по-
                          Четвертое
                       и энергетических ресурсов и выработку целостной инвестицион-  вместной реализации новых водных и энергетических проек-                                                             содействие международных банков развития, включая ЕАБР.  И Е  в перспективе 2040 г.
                       ной политики. Такое взаимодействие через разработку совмест-  тов и эксплуатации уже существующих объектов, укреплении
                       ных решений МКВК и КЭС ЦА даст возможность координации   региональной и  национальной водно-энергетической инфра-
                          Финансовым оператором МВЭК может выступить международный финансовый институт
                       ежегодных потребностей в водных ресурсах и электроэнергии (по   структуры. При этом деятельность водно-энергетического кон-
                           (институты), в том числе ЕАБР, деятельность которого будет определяться специальным
                       объемам и срокам поставки). Это облегчило бы разработку опти-  сорциума должна опираться на модернизированную действую-
                       мальных режимов работы ГЭС и водохранилищ с целью миними-рциумом. Формами участия финансового опе-
                                                                            щую структуру МФСА: МКВК, БВО «Амударья» и «Сырдарья»,
                          соглашением с водно- энергетическим консо
                       зации эксплуатационных затрат и обеспечения максимальной во-  КДЦ «Энергия» и др.
                           ратора в деятельности водно- энергетического комплекса ЦА могут быть:
                       доподачи с учетом экологических требований, а также позволило   Международный водно-энергетический консорциум Цен-
                       бы определить график потребностей в топливно-энергетических   тральной Азии мог бы существовать в форме международной ор-
                                                                            ганизации — юридического лица, созданного на основе междуна-
                       ресурсах.   •   предоставление долгосрочных кредитов, в том числе связанных (и под государ-
                                   ственные гарантии), на финансирование строительства объектов электроэнерге-
                         Выполнение национальных и региональных водохозяйствен-  родного договора. Альтернативно можно проработать варианты
                                   тики и водного хозяйства;
                       ных программ и проектов требует устойчивого инвестиционно-  реализации МВЭК и  его дочерних структур (например, отдель-
                       го обеспечения. Однако страны региона не располагают достаточ-  ных водохозяйственных объектов) в рамках национального права.
                       ными финансовыми и материальными ресурсами для реализации   Возможна комбинация: сам МВЭК как международная организа-
                                    инвестирование посредством эмиссии облигаций («зеленых» в энергетике и их
                                 •
                       поставленных целей и задач в водном хозяйстве и управлении во-  ция, а отдельные объекты — в рамках национального права. Необ-
                                    производных «водных» облигаций в секторе водоснабжения с целью финанси-
                       дными ресурсами. Водохозяйственные и  гидроэнергетические   ходима юридическая проработка вопроса для определения наибо-
                                    рования строительства и модернизации водопроводов и канализации), а также
                       проекты, как известно, одни из самых капиталоемких. Междуна-  лее гибкой и простой формы.
                                    приобретения акций строящихся объектов;
                       родные финансовые институты, включая ЕАБР, могли бы  взять   Вместе с тем создание в ЦА водно-энергетического консор-
                       на себя роль финансового агента по привлечению и целевому объ-  циума, который должен охватить водохозяйственный и энерге-
                       единению средств международных доноров и других заинтересо-  тический комплекс всего региона, представляет собой сложную
                                   создание совместных предприятий по строительству и эксплуатации объектов
                                 •
                       ванных сторон в программы и проекты и участвовать в финан-  задачу и пока не имеет аналогов в мировой практике. Прежде
                                   с возможностью привлечения ресурсов международных финансовых институтов,
                       сировании национальных и трансграничных водохозяйственных   всего, вопросы регулирования деятельности международных
                       и энергетических инфраструктурных проектов в ВЭК ЦА. стных инвесторов;
                                    международных доноров и ча
                                                                            консорциумов отсутствуют в  национальном законодательстве
                                                                            государств Центральной Азии. Другим препятствием для соз-
                       ТРЕТЬЕ    •   организация синдицированного финансирования для объединения финансовых
                                                                            дания консорциума является то, что под ВЭК ЦА понимаются
                         Создание новой структуры  — Международного водно-э-  национальные объекты гидроэнергетики и  ирригации, исклю-
                                    ресурсов международных доноров и, потенциально, мобилизации дополнительных
                       нергетического консорциума Центральной Азии (МВЭК ЦА)   чительное и суверенное право на владение и распоряжение ко-
                                    внешних и внутренних финансовых ресурсов частного сектора;
                       на политической платформе МФСА, которая смогла бы взять   торыми остается за конкретными государствами региона. В этой
                       на себя ключевую функцию по поиску и обеспечению финан-  связи для строительства крупных инфраструктурных объек-
                       сирования для реализации национальных и  трансграничных   тов ВЭК ЦА (например, ГЭС) заинтересованные стороны могли
                                 •
                                   торговое финансирование, направленное на своевременное обеспечение вза-
                       инфраструктурных проектов в  водохозяйственном и  энерге-  бы использовать более простые формы взаимодействия — к при-
                                    иморасчетов членов консорциума по поставкам электроэнергии и топливно-
                       тическом секторах ЦА (см. рисунок Б). Предлагаемый подход   меру, создание консорциума на проектной основе по модели BOT
                                   энергетических ресурсов, оплате водохозяйственных услуг, закупам необходимого
                       основан на  экономической заинтересованности сторон в  со-  (build — operate — transfer: строительство — эксплуатация — пе-
                                   энергетического оборудования и т. д. Консорциум может упорядочить систему пла-
                                   тежей и денежных потоков между государствами Центральной Азии и обеспечить
                                   тем самым устойчивое функционирование ВЭК ЦА;
           40                                                                                                                                                                                                                                                         41
                           10             Регулирование водно-энергетического комплекса Центральной Азии
   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47