Page 42 - №4-1 2023
P. 42
№1 (4) весна 2023 г. №1 (4) весна 2023 г.
редача) или BOOT (build — own — operate — transfer: строитель- ставкам электроэнергии и топливно-энергетических ресур-
↓ Рисунок В. Организационная структура консорциума по модели BOT или BOOT ство — владение — эксплуатация — передача) на принципах сов, оплате водохозяйственных услуг, закупам необходимого
проектного финансирования. энергетического оборудования и т. д. Консорциум может упо-
рядочить систему платежей и денежных потоков между госу-
ЧЕТВЕРТОЕ дарствами Центральной Азии и обеспечить тем самым устой-
• Финансовым оператором МВЭК может выступить междуна- чивое функционирование ВЭК ЦА;
+ ( родный финансовый институт (институты), в том числе ЕАБР, • оказание финансовой, технической и консультативной помо-
) деятельность которого будет определяться специальным со- щи в разработке технико-экономических обоснований стро-
глашением с водно-энергетическим консорциумом. Формами ительства объектов и усиление научно-исследовательского
участия финансового оператора в деятельности водно-энерге- потенциала в сфере управления водно-энергетическими ре-
тического комплекса ЦА могут быть: сурсами Центральной Азии.
• предоставление долгосрочных кредитов, в том числе связан- Развитие механизмов совместного регулирования водно-энер-
ных (и под государственные гарантии), на финансирование гетического комплекса Центральной Азии может выступить ос-
строительства объектов электроэнергетики и водного хозяй- новой для укрепления регионального экономического, торгового
ства; и инвестиционного сотрудничества. Предоставляя правовую ос-
(
)
, • инвестирование посредством эмиссии облигаций («зеленых» нову для сотрудничества на региональном уровне и стимулы для
:
в энергетике и их производных «водных» облигаций в секторе взаимодействия, новые подходы к регулированию ВЭК ЦА могут
водоснабжения с целью финансирования строительства и мо- значительно упростить и ускорить формирование Объединенного
дернизации водопроводов и канализации), а также приобрете- энергетического рынка (ОЭР) в регионе.
ния акций строящихся объектов;
• создание совместных предприятий по строительству ПЯТОЕ
и эксплуа тации объектов с возможностью привлечения ре- Эффективное регулирование и развитие ВЭК ЦА — комплекс-
сурсов международных финансовых институтов, междуна- ная и сложная задача. К перечисленным основным предложениям
( )
родных доноров и частных инвесторов; можно и нужно добавлять и другие меры — в итоге будет выстро-
• организация синдицированного финансирования для объеди- ена своего рода «экосистема» институтов и организаций ВЭК ЦА.
нения финансовых ресурсов международных доноров и, по- В частности, деятельность НИЦ МКВК и КДЦ «Энергия» в Таш-
тенциально, мобилизации дополнительных внешних и вну- кенте могла бы быть дополнена созданием международного цен- Рис. 1
тренних финансовых ресурсов частного сектора; тра исследований водно-энергетического комплекса Центральной Нагрузка на водные
Источник: ЕАБР. • торговое финансирование, направленное на своевремен- Азии. Полезным для достижения данной цели будет техническое ресурсы ЦА
ное обеспечение взаиморасчетов членов консорциума по по-
Четвертое
и энергетических ресурсов и выработку целостной инвестицион- вместной реализации новых водных и энергетических проек- содействие международных банков развития, включая ЕАБР. И Е в перспективе 2040 г.
ной политики. Такое взаимодействие через разработку совмест- тов и эксплуатации уже существующих объектов, укреплении
ных решений МКВК и КЭС ЦА даст возможность координации региональной и национальной водно-энергетической инфра-
Финансовым оператором МВЭК может выступить международный финансовый институт
ежегодных потребностей в водных ресурсах и электроэнергии (по структуры. При этом деятельность водно-энергетического кон-
(институты), в том числе ЕАБР, деятельность которого будет определяться специальным
объемам и срокам поставки). Это облегчило бы разработку опти- сорциума должна опираться на модернизированную действую-
мальных режимов работы ГЭС и водохранилищ с целью миними-рциумом. Формами участия финансового опе-
щую структуру МФСА: МКВК, БВО «Амударья» и «Сырдарья»,
соглашением с водно- энергетическим консо
зации эксплуатационных затрат и обеспечения максимальной во- КДЦ «Энергия» и др.
ратора в деятельности водно- энергетического комплекса ЦА могут быть:
доподачи с учетом экологических требований, а также позволило Международный водно-энергетический консорциум Цен-
бы определить график потребностей в топливно-энергетических тральной Азии мог бы существовать в форме международной ор-
ганизации — юридического лица, созданного на основе междуна-
ресурсах. • предоставление долгосрочных кредитов, в том числе связанных (и под государ-
ственные гарантии), на финансирование строительства объектов электроэнерге-
Выполнение национальных и региональных водохозяйствен- родного договора. Альтернативно можно проработать варианты
тики и водного хозяйства;
ных программ и проектов требует устойчивого инвестиционно- реализации МВЭК и его дочерних структур (например, отдель-
го обеспечения. Однако страны региона не располагают достаточ- ных водохозяйственных объектов) в рамках национального права.
ными финансовыми и материальными ресурсами для реализации Возможна комбинация: сам МВЭК как международная организа-
инвестирование посредством эмиссии облигаций («зеленых» в энергетике и их
•
поставленных целей и задач в водном хозяйстве и управлении во- ция, а отдельные объекты — в рамках национального права. Необ-
производных «водных» облигаций в секторе водоснабжения с целью финанси-
дными ресурсами. Водохозяйственные и гидроэнергетические ходима юридическая проработка вопроса для определения наибо-
рования строительства и модернизации водопроводов и канализации), а также
проекты, как известно, одни из самых капиталоемких. Междуна- лее гибкой и простой формы.
приобретения акций строящихся объектов;
родные финансовые институты, включая ЕАБР, могли бы взять Вместе с тем создание в ЦА водно-энергетического консор-
на себя роль финансового агента по привлечению и целевому объ- циума, который должен охватить водохозяйственный и энерге-
единению средств международных доноров и других заинтересо- тический комплекс всего региона, представляет собой сложную
создание совместных предприятий по строительству и эксплуатации объектов
•
ванных сторон в программы и проекты и участвовать в финан- задачу и пока не имеет аналогов в мировой практике. Прежде
с возможностью привлечения ресурсов международных финансовых институтов,
сировании национальных и трансграничных водохозяйственных всего, вопросы регулирования деятельности международных
и энергетических инфраструктурных проектов в ВЭК ЦА. стных инвесторов;
международных доноров и ча
консорциумов отсутствуют в национальном законодательстве
государств Центральной Азии. Другим препятствием для соз-
ТРЕТЬЕ • организация синдицированного финансирования для объединения финансовых
дания консорциума является то, что под ВЭК ЦА понимаются
Создание новой структуры — Международного водно-э- национальные объекты гидроэнергетики и ирригации, исклю-
ресурсов международных доноров и, потенциально, мобилизации дополнительных
нергетического консорциума Центральной Азии (МВЭК ЦА) чительное и суверенное право на владение и распоряжение ко-
внешних и внутренних финансовых ресурсов частного сектора;
на политической платформе МФСА, которая смогла бы взять торыми остается за конкретными государствами региона. В этой
на себя ключевую функцию по поиску и обеспечению финан- связи для строительства крупных инфраструктурных объек-
сирования для реализации национальных и трансграничных тов ВЭК ЦА (например, ГЭС) заинтересованные стороны могли
•
торговое финансирование, направленное на своевременное обеспечение вза-
инфраструктурных проектов в водохозяйственном и энерге- бы использовать более простые формы взаимодействия — к при-
иморасчетов членов консорциума по поставкам электроэнергии и топливно-
тическом секторах ЦА (см. рисунок Б). Предлагаемый подход меру, создание консорциума на проектной основе по модели BOT
энергетических ресурсов, оплате водохозяйственных услуг, закупам необходимого
основан на экономической заинтересованности сторон в со- (build — operate — transfer: строительство — эксплуатация — пе-
энергетического оборудования и т. д. Консорциум может упорядочить систему пла-
тежей и денежных потоков между государствами Центральной Азии и обеспечить
тем самым устойчивое функционирование ВЭК ЦА;
40 41
10 Регулирование водно-энергетического комплекса Центральной Азии