Page 39 - №4-1 2023
P. 39

№1 (4) весна 2023 г.                                                                                              №1 (4) весна 2023 г.



            водно-энергетического консорциума по использованию трансгра-  конфликты в 2020—2021 гг., направлен на укрепление взаимодей-
 Евгений Винокуров, Главный экономист ЕАБР;    ничных водных ресурсов и др. Несмотря на то что перечисленные   ствия по решению ключевых проблем сотрудничества.
 Арман Ахунбаев, руководитель Центра отраслевого анализа Дирекции по аналитической работе;    объединения, как и Международный фонд спасения Арала, полу-  26 ноября 2021 г. Президент Республики Казахстан К.-Ж. То-
 Нурсултан Усманов, аналитик Центра отраслевого анализа Дирекции по аналитической работе; Тулеген Сарсембеков, внешний консультант.  чали большую поддержку со стороны Всемирного банка и Азиат-  каев  подчеркнул  целесообразность  создания  Международно-
            ского банка развития (АБР), многих других международных ор-  го водно-энергетического консорциума. Вопрос о совершенство-
 РЕГУЛИРОВАНИЕ    в  1993—2010  гг. проектов соглашений по  водно-энергетическо-  стран  Центральной  Азии  в  водно-энергетической  сфере  всег-
                                                                  вании институционально-правовых механизмов сотрудничества
            ганизаций и финансовых институтов, ни один из подготовленных
                                                                  да оставался на  повестке переговоров глав государств и  прави-
            му взаимодействию не получил общего согласования стран Цен-
                                                                  тельств региона, а также является темой для консультаций с меж-
            тральной Азии.
                                                                  дународными организациями.
               Возможно, сейчас открылось окно возможностей для суще-
                                                                    16  сентября 2022  г. в  Самаркандской декларации совета глав
            ственного прогресса в  водно-энергетическом регулировании.
 ВОДНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО  Процессы регионализации в Центральной Азии получили замет-  государств  — членов Шанхайской организации сотрудничества
                                                                  (Синьхуа, 2022) государства-члены подчеркнули, что нехватка без-
            ное ускорение в связи с обновленным политическим курсом Уз-
            бекистана по укреплению доверия между странами ЦА. В 2017 г.
                                                                  опасной питьевой воды, отсутствие доступа к базовым услугам са-
            Узбекистан предложил механизм консультативных встреч глав го-
                                                                  нитарии и возможности соблюдать здоровую гигиену являются се-
            сударств, создания регионального экономического форума, уч-
            реждения ассоциации руководителей регионов и  бизнес-сооб-  рьезными проблемами современности. В  декларации отмечена
                                                                  необходимость уделять повышенное внимание устойчивому раз-
                                                                  витию и рациональному использованию водных ресурсов. Особый
            ществ стран региона. Устраняются политические барьеры, долгое
 КОМПЛЕКСА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ  время препятствовавшие нормализации межгосударственных от-  акцент сделан на важности дальнейшего развития взаимодействия
            ношений в регионе. Так, например, в 2017 г., после 25-летнего пере-
                                                                  ООН с заинтересованными государствами и структурами для ре-
                                                                  шения масштабных проблем, связанных с высыханием Аральско-
            рыва, было восстановлено авиасообщение между Душанбе и Таш-
            кентом. Через год Таджикистан и Узбекистан отменили визовый
                                                                  Республики Узбекистан резолюции Генеральной Ассамблеи ООН
            режим, в том же году между странами было подписано соглашение   го моря. Государства-члены отметили «принятие по предложению
            о стратегическом партнерстве. Спустя 30 лет Таджикистан и Уз-  об объявлении Приаралья зоной экологических технологий и ин-
            бекистан восстановили железнодорожное сообщение: 21  июня   новаций (18 мая 2021 г.), а также, с учетом позиций сторон, ее ини-
 кономика государств Центральной Азии (ЦА) ха-  онального сотрудничества между странами ЦА.  Сложившийся   2022 г. из Душанбе в Ташкент прибыл первый поезд. На двусторон-  циативу о запуске многопартнерского трастового фонда для челове-
 на данный момент формат сотрудничества в бассейне Аральско-
            ней основе усилилось взаимодействие между Узбекистаном и Ка-
 рактеризуется высоким уровнем энергоемкости
                                                                  ческой безопасности в регионе Приаралья».
 Резюме  го моря не соответствует принципам эффективного управления   захстаном, Узбекистаном и Таджикистаном (в частности, по во-  тральной Азии открывается возможность для переформатирова-
                                                                    На  фоне укрепления регионального сотрудничества в  Цен-
 и  водоемкости продукции отраслей экономики,
            просам  совместного  финансирования  строительства  Рогунской
 трансграничными водно-энергетическими ресурсами, не  ведет
 и прежде всего сельского хозяйства и промышлен-
 ности. Индикатор эффективности водопользования   к повышению эффективности использования этих ресурсов и не   ГЭС и  двух ГЭС на  реке Зеравшан, восстановления параллель-  ния архитектуры взаимоотношений в ВЭК ЦА и совместного ре-
 Э(ЦУР 6.4.1) в ЦА свидетельствует о низком ее уров-  позволяет добиться эффективного режима водопользования   ной работы национальных энергосистем, в том числе через ОЭС   шения проблем нарастающего дефицита водных и энергетических
 не по сравнению с мировыми значениями (см. таблицу А). В 2018 г.   в  бассейнах рек Сырдарья и  Амударья и  улучшения в  них эко-  ЦА). Между Узбекистаном и Кыргызстаном и Казахстаном и Узбе-  ресурсов. Главные задачи в развитии интеграционных процессов
 показатель эффективности водопользования в  странах ЦА  оце-  логической ситуации (см. таблицу Б). Индекс Blue Peacе («Ин-  кистаном достигнута договоренность долевого участия в проекте   и регионального сотрудничества в Центральной Азии: устойчи-
 Экономика государств Центральной Азии (ЦА) характеризуется высоким уровнем энер-
 нивался в коридоре от 0,842 долл./м3 в Кыргызстане до 7,2 долл./  декс водного мира»), разработанный The Economist Intelligence   Камбаратинской ГЭС1. Казахстан и Таджикистан рассматривают   вое обеспечение населения  качественной  питьевой водой, а  от-
 гоемкости и водоемкости продукции отраслей экономики, и прежде всего сельского
 м3 в Казахстане. В среднем в регионе этот показатель оценивается   Unit, указывает на низкие показатели по бассейнам рек Сырдарья   возможность более  тесного  взаимодействия  в  развитии  энерго-  раслей экономики  — водно-энергетическими ресурсами на  ос-
 в 2,5 долл./м3, что очень мало — средневзвешенная мировая его   и Амударья по сравнению с другими бассейнами — они заняли со-  систем. Определенное развитие получило сотрудничество между   нове эффективного функционирования водно-энергетического
 хозяйства и промышленности. Индикатор эффективности водопользования (ЦУР 6.4.1) в ЦА
 величина составляет 19,01 долл./м3. В большинстве (в двух тре-  ответственно 5е и 6е места из 7.   государствами ЦА в формате ЕАЭС. Казахстан и Кыргызстан —   комплекса. В этой связи необходимо дальнейшее совершенство-
 свидетельствует о низком ее уровне по сравнению с мировыми значениями (см. таблицу А).
 тях) стран мира эффективность водопользования составляет   С 1992 г. государства Центральной Азии предпринимают по-  полноправные участники ЕАЭС, Узбекистан имеет статус наблю-  вание механизма сотрудничества для совместного использования
 В 2018 г. показатель эффективности водопользования в странах ЦА оценивался в коридо-
 от 5 до 100 долл./м3. Четыре из пяти стран ЦА (за исключением   пытки наладить эффективное регулирование ВЭК ЦА в формате   дателя ЕАЭС с 11 декабря 2020 г. Политический диалог на высшем   водно-энергетических ресурсов региона, который отвечал бы по-
 ре от 0,842 долл./м3 в Кыргызстане до 7,2 долл./м3 в Казахстане. В среднем в регионе этот
 Казахстана) входят в список 10 мировых аутсайдеров (из 168 ана-  многосторонних региональных соглашений, двусторонних согла-  уровне значительно изменил позиции стран в экономическом со-  литическим, экономическим, финансовым и экологическим целям
 показатель оценивается в 2,5 долл./м3, что очень мало — средневзвешенная мировая его
 лизируемых стран) по этому показателю.   шений, региональных объединений (ЦАС, ЦАЭС, ОЦАС, ЕврАз-  трудничестве и, несмотря на отдельные локальные пограничные   и интересам каждого государства.
 Второй, после общей недоинвестированности, ключевой при-  ЭС)  и  решить  вопрос  совместного  управления  водно-энергети-
 величина составляет 19,01 долл./м3. В большинстве (в двух третях) стран мира эффективность
 чиной низкого уровня эффективности использования водно-э-  ческими ресурсами региона. Однако ни одна из них не достигла
 водопользования составляет от 5 до 100 долл./м3. Четыре из пяти стран ЦА (за исключени-
 нергетических ресурсов в  регионе и, соответственно, высоких   поставленных целей. Не  удалось реализовать намеченные про-  ↓  Таблица Б. Индикаторы Blue Peace Index (BPI)
 ем Казахстана) входят в список 10 мировых аутсайдеров (из 168 анализируемых стран) по
 экономических издержек является недостаточный уровень реги-  екты по формированию общего рынка стран региона, созданию
 этому показателю.                       † ‡ ˆ           
                      
        
        
,      
                                          ˆ   ­       

  	  -    
           
	         
     	
           -
                                                    
	 	
   
 
           	  
                      
 ↓  Таблица А. Состояние индикаторов эффективности водопользования в ЦА, 2018 г., долл./м3   
                         
	
              67,9       88,6         69,8       65,6          5 ,5         69,0
        
       	  
          	
     
	    
            
     2    ­
   56,2   57,0   68,    63,2   48,2   62,7
 max  ‚ƒ
 †       0, 46   0,035   0, 02   0,458   0,227
 	 ‡   ‡     9,0   3   €   ­            55,0        55,3        63,4       49,0          43,5         55,9
 
     -
 ˆ  ‡   
 ‰  28,9 6     ,556   5,504    2,026    ,643  	        4  ‚

    
  54,2   52,7   6 ,8   47,9   43,4   53,7
   
 

‡      9,228   3 ,380    7,298    4,026   5,472  	        5    
 ƒ   48,    49,    58,0   4 ,7   38,4   49,8
 † Š ‹ Œ  	   ‡‰   ,525   7,20    0,842    ,43    0,882  6  ‚
 
 ƒ   37,3   42,4   46,6   32,3   30,8   34,5
 min  ‚ƒ
                    7   „ ­ -…	 
        25,0       32,0         23,3        9,8           8,2         3 ,4
                  Источник: EIU, 2020.
 Источник: составлено авторами по данным UN Water (2021).
 Второй, после общей недоинвестированности (Винокуров и др., 2021), ключевой при-  Возможно, сейчас открылось окно возможностей для существенного прогресса в водно-
 36  чиной низкого уровня эффективности использования водно- энергетических ресурсов   энергетическом регулировании. Процессы регионализации в Центральной Азии по-  37
                  лучили заметное ускорение в связи с обновленным политическим курсом Узбекистана
 в регионе и, соответственно, высоких экономических издержек является недостаточный
 уровень регионального сотрудничества между странами ЦА. Сложившийся на данный   по укреплению доверия между странами ЦА. В 2017 г. Узбекистан предложил механизм
 момент формат сотрудничества в бассейне Аральского моря не соответствует принципам   консультативных встреч глав государств, создания регионального экономического фору-
 эффективного управления трансграничными водно- энергетическими ресурсами, не ве-  ма, учреждения ассоциации руководителей регионов и бизнес- сообществ стран региона.
 дет к повышению эффективности использования этих ресурсов и не позволяет добиться   Устраняются политические барьеры, долгое время препятствовавшие нормализации межго-
 эффективного режима водопользования в бассейнах рек Сырдарья и Амударья и улуч-  сударственных отношений в регионе. Так, например, в 2017 г., после 25-летнего перерыва,
 шения в них экологической ситуации (см. таблицу Б). Индекс Blue Peacе («Индекс водного   было восстановлено авиасообщение между Душанбе и Ташкентом. Через год Таджикистан
 мира»), разработанный The Economist Intelligence Unit, указывает на низкие показатели по   и Узбекистан отменили визовый режим, в том же году между странами было подписано
 бассейнам рек Сырдарья и Амударья по сравнению с другими бассейнами — они заняли   соглашение о стратегическом партнерстве. Спустя 30 лет Таджикистан и Узбекистан вос-
 соответственно 5-е и 6-е места из 7.  становили железнодорожное сообщение: 21 июня 2022 г. из Душанбе в Ташкент прибыл
                  первый поезд. На двусторонней основе усилилось взаимодействие между Узбекистаном
 С 1992 г. государства Центральной Азии предпринимают попытки наладить эффективное   и Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном (в частности, по вопросам совместного фи-
 регулирование ВЭК ЦА в формате многосторонних региональных соглашений, двусторон-  нансирования строительства Рогунской ГЭС и двух ГЭС на реке Зеравшан, восстановления
 них соглашений, региональных объединений (ЦАС, ЦАЭС, ОЦАС, ЕврАзЭС) и решить во-  параллельной работы национальных энергосистем, в том числе через ОЭС ЦА). Между
 прос совместного управления водно- энергетическими ресурсами региона. Однако ни од-  Узбекистаном и Кыргызстаном и Казахстаном и Узбекистаном достигнута договоренность
 на из них не достигла поставленных целей. Не удалось реализовать намеченные проекты   долевого участия в проекте Камбаратинской ГЭС-1. Казахстан и Таджикистан рассматри-
 по формированию общего рынка стран региона, созданию водно- энергетического кон-  вают возможность более тесного взаимодействия в развитии энергосистем. Определенное
 сорциума по использованию трансграничных водных ресурсов и др. Несмотря на то что   развитие получило сотрудничество между государствами ЦА в формате ЕАЭС. Казахстан
 перечисленные объединения, как и Международный фонд спасения Арала, получали   и Кыргызстан — полноправные участники ЕАЭС, Узбекистан имеет статус наблюдателя
 большую поддержку со стороны Всемирного банка и Азиатского банка развития (АБР),   ЕАЭС с 11 декабря 2020 г. Политический диалог на высшем уровне значительно изменил
 многих других международных организаций и финансовых институтов, ни один из под-  позиции стран в экономическом сотрудничестве и, несмотря на отдельные локальные по-
 готовленных в 1993—2010 гг. проектов соглашений по водно- энергетическому взаимодей-  граничные конфликты в 2020—2021 гг., направлен на укрепление взаимодействия по ре-
 ствию не получил общего согласования стран Центральной Азии.  шению ключевых проблем сотрудничества.

                  26 ноября 2021 г. Президент Республики Казахстан К.-Ж. Токаев подчеркнул целесо-
 4  Регулирование водно-энергетического комплекса Центральной Азии
                  образность создания Международного водно- энергетического консорциума. Вопрос
                  о совершенствовании институционально- правовых механизмов сотрудничества стран
                  Центральной Азии в водно- энергетической сфере всегда оставался на повестке перего-
                  воров глав государств и правительств региона, а также является темой для консультаций
                  с международными организациями.

                  16 сентября 2022 г. в Самаркандской декларации совета глав государств — членов
                  Шанхайской организации сотрудничества (Синьхуа, 2022) государства- члены подчеркнули,
                  что нехватка безопасной питьевой воды, отсутствие доступа к базовым услугам санитарии
                  и возможности соблюдать здоровую гигиену являются серьезными проблемами современ-
                  ности. В декларации отмечена необходимость уделять повышенное внимание устойчивому
                  развитию и рациональному использованию водных ресурсов. Особый акцент сделан на


                                  Резюме                                                                       5
   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44