Page 44 - IE_1_2025_по разворотам
P. 44
Транссибирская магистраль, связавших Европейскую часть Рос- В настоящее время Россия
сии и Дальний Восток. Таким образом, Россия смогла обеспечить превращается в одного
себе транспортную, и на этой основе, экономическую безопас-
ность. из главных игроков
В 1943 году выходит книга Маккиндера о концепции Харт- на международных рынках различной
ленда — «Земной шар и достижение мира» («The Round World продукции агропромышленного
and the Winning of the Peace»). В 1940-е годы Маккиндер вво- комплекса (АПК). В современных
БОЛЬШОЕ ЕВРАЗИЙСКОЕ Америки, по сути, формулируя теорию «Атлантизма», в ко- условиях возрастает «интегрирующая»
дит новую «геополитическую ось» — Соединенные Штаты
торой США становится страной, призванной контролиро-
роль России в работе международных
вать морские пространства. Таким образом, формулируются
«однополярные» принципы понятия экономической безопас- организаций, таких как БРИКС+ и
ШОС+. При этом агропромышленный
ности, на основе геополитических инструментов контроля
ПАРТНЕРСТВО: Хартленда, лидером которого по теории Маккиндера является сектор приобретает в этом особенное
СССР/Россия.
значение.
В своей концепции «Римленда» Спикмен развивает идеи од-
нополярного превосходства тех, кто контролирует Римленд.
Контроль над Римлендом гарантирует контроль над всей Евра-
зией и, соответственно, над всем миром, так как «Римленд» яв- С учетом современных процессов транспортная безопасность
ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ляется зоной контакта, где реализуется противостояние между не может рассматриваться в отрыве от энергетической и продо-
вольственной безопасности, обеспечивающих их экономический
странами, контролирующими морское пространство вокруг Ев-
суверенитет.
разии (из «внешнего полумесяца» Маккиндера), т.е. между США,
Политика в сфере формирования энергетической и продо-
КОНФИГУРАЦИИ Великобританией и лидером Хартленда — СССР. Благодаря кон- вольственной безопасности является основой экономической
тролю над гигантской дугой «Римленда» можно контролировать
«Хартленд». Именно поэтому Спикмен рекомендует заключить
безопасности и устойчивого развития любой страны.
послевоенный союз с Японией. Причем уже в это время Спикмен Оба понятия энергетической и продовольственной безопасно-
включает в потенциальные лидеры Хартленда Китай. Таким об- сти любого государства являются важнейшей составляющей его
ОЦЕНИВАЯ ОСНОВНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО разом предполагается, что Япония способна выполнять в Ази- экономической, социальной, а в последние годы – и экологиче-
ПРОСТРАНСТВА, НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ. атско-Тихоокеанском пространстве те же функции, что и Ве- ской безопасности.
КОНЦЕПЦИЯ «РИМЛЕНДА», О КОТОРОЙ ГОВОРИЛА В СВОЕМ ВЫСТУПЛЕНИИ ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ликобритания в Атлантике — препятствовать «выходу» СССР/ С одной стороны, как энергетическая, так и продовольственная
ИНФОРМАЦИИ И ПЕЧАТИ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МАРИЯ России и Китая в Мировой океан. безопасность страны определяются как способность топливно-э-
нергетического комплекса (ТЭК) и агропромышленного комплекс
Интересно отметить, что Спикмен, в отличие от Маккиндера,
ЗАХАРОВА, В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ОПРЕДЕЛЯЕТ СОВРЕМЕННЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ США не поддерживает объединение Европы и лидерство Германии в (АПК) этой страны обеспечить энергетические и продовольствен-
И ВЕЛИКОБРИТАНИИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРАЗИИ, А ТАКЖЕ В АКВАТОРИЯХ послевоенной Европе, полагая, что «объединенная» на какой-ли- ные потребности производственного комплекса, таким образом
ИНДИЙСКОГО И ТИХОГО ОКЕАНОВ. бо основе Европа может составить конкуренцию экономическим формируя условия устойчивого экономического развития и по-
интересам США и Великобритании как в Хартленде, так и в Рим- требности населения, а также социально-экономическую устой-
ленде. чивость промышленности и социума этого государства.
онцептуальные подходы теории «Римленда» были ного влияния» в Евразийском пространстве — кто контролирует Формирование и функционирование на протяжении длитель- С другой стороны, энергетическая и продовольственная безо-
сформулированы Николасом Спикменом в 1940-е Восточную Европу, тот командует Хартлендом, кто контролиру- ного исторического периода времени «мировой системы социа- пасность страны как экономические категории включает в себя
годы, главным образом, в работе «География мира» ет Хартленд, тот командует Мировым островом (понимая под лизма» препятствовало осуществлению концепций Маккиндера и возможности ТЭК и АПК страны принимать участие в форми-
К(«Geography of Peace»). Термин «Римленд» означа- этим Евразию и Африку), а кто контролирует Мировой остров, и Спикмена. Независимая политика Китая, Вьетнама, Индоне- ровании международных энергетических и продовольственных
ет «дуговая земля» Это примерно то социально-экономическое тот командует миром. зии, Индии, Мозамбика, Анголы, Кубы, Никарагуа и ряда других рынков как с позиций поставщика, так и с позиций покупателя.
пространство в Евразии, которое Хэлфорд Маккиндер называл Преимущество британского морского флота в морях, окружа- стран Азии и Африки при поддержке СССР препятствовала реа- Это является основой для формирования политики страны, на-
«внутренним полумесяцем» — зона прибрежных стран и терри- ющих Евразию на рубеже XIX и XX столетий, позволило Велико- лизации этих концепций. целенной на обеспечение ее энергетического и продовольствен-
торий, окружающая Хартленд с запада, юга и юго-востока. британии построить глобальную колониальную мир-экономику ного суверенитетов.
До Спикмена в начале ХХ века Маккиндер, говоря о Большом на основе доминирования на основных транспортных путях, СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ Целесообразно говорить об энергетическом и продоволь-
Евразийском социально-экономическом пространстве, пред- связывающих Европу, Северную и Южную Америку, Африку, НОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ, ственном суверенитетах отдельных государств, базирующихся
ложил понятие «Хартленд», разделяя его на две части. Первая Южную и Восточную Азию. ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ не только на общем количестве разведанных и эксплуатируемых
– части Евразии в границах водосборного бассейна Северного Лидерство Великобритании в морском (торговом и военном) БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАН ЕВРАЗИИ ресурсов, но и на развитии общей технологической базы в соот-
ледовитого океана и бессточных бассейнов Центральной Азии флоте обеспечивалось технологическим превосходством в паро- Современные политические отношения в социально-экономи- ветствующих секторах и отраслях, на наличии квалифицирован-
(преимущественно политически контролируемых Россией) и вом металлическом судостроении, металлургии и разветвленной ческом Евроазиатском пространстве складываются в условиях ных специалистов в этих сферах и возможностях непосредствен-
территориями «Внутреннего полумесяца» и вторая – части Евра- бункеровочной инфраструктуре (на основе Кардиффского угля). высоких темпов экономического роста и, соответственно, роста ной работы национальных компаний страны на международных
зии в границах водосборных бассейнов Атлантического, Индий- Британский адмирал Джон Фишер в 1904 году говорил о пяти политического статуса стран Азии: Китая, Индии, Индонезии, рынках без посредников.
ского и Тихого океанов (преимущественно политически контро- ключах, запирающих мир, которые находились под контролем Вьетнама, Малайзии, Ирана и других. Страны Персидского зали- В современных условиях большое значение в формировании
лируемых Великобританией). Великобритании: Дуврский пролив (Ла-Манш), Гибралтарский ва доминируют на глобальных рынках энергетических ресурсов. энергетического и продовольственного суверенитетов и в опре-
В работе Маккиндера «Демократические идеалы и реаль- пролив, Суэцкий канал, мыс Доброй Надежды и Малаккский Вследствие этого в акватории Индийского и Тихого океанов фор- делении основных концептуальных подходов к энергетической и
ность» (1919) понятие «Хартленда» вытесняется термином «ось пролив. Это позволяло Великобритании обеспечивать свое гло- мируются практически все транспортно-логистические марш- продовольственной политике страны имеет не только общее ко-
истории», и именно это понятие становится основой современ- бальное геополитическое и экономическое господство. руты сырья и продукции, обеспечивающие энергетическую и личество ресурсов, но и структура ее топливно-энергетического
ных «западных» геополитических концепций. Именно с этих по- Так продолжалось до тех пор, пока Россия не построила вна- продовольственную безопасность значительной части населения и сельскохозяйственного потенциалов, которые всегда индиви-
зиций Маккиндер формулирует основное направление «запад- чале XX столетия систему железных дорог под общим названием мира. дуальны.
42 I ВЕСНА 2025 ВЕСНА 2025 I 43