Page 46 - IE_1_2025_по разворотам
P. 46

Это  обусловливает  необходимость  национальных  исследо-  дородная, а также базирующаяся на переработке промышлен-         со  странами  Азии,  Африки,  Латинской  Америки,  в том  числе  в   курентоспособности хозяйства. Важнейшей целью работы такого
                      ваний, включающих социально-экономические возможности и   ных и бытовых отходов и т. п.);                                     рамках объединений БРИКС+ и ШОС+.                     объединения должна стать подготовка нового поколения молодых
                      экологические ограничения эксплуатации тех или иных энерге-  •  влияние роста населения и социально-экономических условий       В последние годы Россия и ряд стран Азии и Африки заключи-  специалистов в современных быстро меняющихся экономических
                      тических и сельскохозяйственных ресурсов. Решение этих задач   различных стран на потребительский спрос в энергетике;         ли несколько принципиальных соглашений и о двустороннем и   условиях.
                      наиболее успешно можно осуществить на уровне муниципальных   •  стремление стран большого Евразийского социально-экономи-     многостороннем сотрудничестве в границах экономического про-  Необходимость подготовки новых молодых мотивированных
                      территорий.                                             ческого пространства и Африки к формированию националь-               странства «новых транспортных коридоров».             специалистов  в  условиях  новой  конфигурации  российского  и
                        Вследствие этого возникает необходимость определения ка-  ного энергетического и продовольственного суверенитетов;            В современных условиях возрастает роль наднациональных   международных энергетических и продовольственных рынков об-
                      ждой страной своей ниши в международных рынках. Это обуслов-  •  недостаток инвестиций и др.                                  интеграционных объединений, в том числе таких как БРИКС+   условила потребность разработки и внедрения программы подго-
                      ливает необходимость организации новых транспортно-логисти-  С одной стороны, это связано со значительным увеличением         и ШОС+, которые способны играть ведущую роль в обеспече-  товки глобальных лидеров в энергетике на основе международной
                      ческих коридоров, которые способны обеспечить устойчивое   роли природного газа как важнейшего энергетического ресурса в      нии энергетической и продовольственной безопасности России   межвузовской кооперации, а также потребность в  привлечении
                      транспортное сообщение между участниками сотрудничества в   топливно-энергетическом балансе как для отдельных государств,     и стран Азии в рамках Большого Евразийского партнерства. Воз-  специалистов из реального сектора экономики и бизнеса.
                      секторе энергетики и АПК.                             так и для крупных международных макрорегионов: европейского,            растает «интегрирующая» роль России в формировании меж-  Сетевая международная структура университетов может яв-
                        Предлагается определять интеграционные объединения стран,   американского, тихоокеанского.                                  дународных организаций, таких как БРИКС и ШОС. При этом   ляться основой для организации международного сотрудничества
                      располагающихся в структуре транспортных коридоров, как меж-  С другой стороны, общие для всего мирового сообщества под-      агропромышленный сектор приобретает в этом особенное зна-  на  уровне  муниципальных  территорий  для  повышения  уровня
                      дународные макрорегионы. При этом важную роль в практиче-  ходы в сфере «энергетического перехода» обусловливают стрем-       чение. Современные глобальные вызовы в секторе формирова-  конкурентоспособности и участия в функционировании между-
                      ском функционировании таких коридоров могут осуществлять   ление большинства стран формулировать свою политику в сфере        ния продовольственной безопасности для отдельных стран об-  народных транспортных коридоров. Через образовательные про-
                      муниципальные территории, способные выполнять роль между-  энергетической безопасности и энергетического суверенитета на      условливают необходимость международного сотрудничества.   граммы муниципалитеты могут обмениваться примерами успеш-
                      народных транспортных хабов и способные осуществлять взаи-  основе снижения потребления угля и нефтепродуктов.                Именно в рамках таких интеграционных объединений могут   ной реализации различных социально-экономических проектов.
                      модействие между властными структурами, бизнесом и социумом   Необходимо учитывать и перспективность природного газа в        быть разработаны и внедрены системы различных сертифика-  Важными направлениями сотрудничества России со странами
                      на основе принципов устойчивого развития и глокализации.  качестве сырья для производства минеральных удобрений и та-         ций для защиты местных сельскохозяйственных рынков, а также   Азии и Африки являются:
                        Новые перспективные транспортные коридоры в обеспечении   ких «экологичных» видов транспортного топлива, как сжиженные      для повышения конкурентоспособности компаний сельскохо-  •  формирование общих энергетических и продовольственных
                      глобальных и международных макрорегиональных рынков ресур-  природный газ, водородное топливо, метанол и др.                  зяйственного сектора.                                   рынков с учетом специализации различных регионов России,
                      сов и готовой продукции:                                Таким образом, перспективными направлениями Большого Ев-                Ключевую роль в формировании новых транспортных коридо-  стран Азии и Африки;
                      •  Коридор «Север — Юг»: Европа — Белоруссия — Россия — стра-  разийского партнерства в  интеграционном пространстве новых    ров играют муниципальные территории, которые способны стать   •  участие российского бизнеса в реализации энергетических и
                        ны Прикаспийского региона (Казахстан, Азербайджан, Туркме-  транспортных коридоров в сфере энергетики являются:             транспортно-логистическими и производственными хабами.   сельскохозяйственных проектов применительно к местным ус-
                        нистан) — Иран — страны акватории Индийского океана (Юж-  •  Декарбонизация в электроэнергетике. Перспективы комплекс-      Именно на этом уровне организации общества наиболее успешно   ловиям;
                        ная Азия и Восточная Африка) — страны Юго-Восточной Азии.  ного использования различных видов генерации на основе           можно объединить усилия властных структур, науки, населения   •  подготовка специалистов новой формации.
                      •  Центральноазиатский коридор: Россия — страны Центральной   гибридной энергетики: гидроэнергия, ветровая, солнечная, а      и бизнеса в достижении устойчивого развития с использованием   Международное сотрудничество университетов БРИКС+ и
                        Азии (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Тур-  также тепловая энергетика на основе местных ресурсов и при-     инструмента специальных экономических зон (СЭЗ).      ШОС+ в цифровых технологиях может стать основой для фор-
                        кменистан, Афганистан) — Китай с дальнейшим разветвлени-  родного газа.                                                       Формирование сети муниципальных территорий различных   мирования международных информационных баз для функцио-
                        ем:                                                 •  Декарбонизация в транспортном секторе. Газомоторное, водо-           стран позволит соединить усилия муниципальных органов вла-  нирования общих рынков, обеспечивающих продовольственную,
                        1. Монголия — страны Азиатско-Тихоокеанского региона;  родное топливо, электротранспорт и т. п..                            сти, университетов и представителей бизнеса для обмена лучши-  энергетическую и транспортную безопасность стран в рамках
                        2. Центральный Китай — страны Юго-Восточной Азии;   •  Устойчивое развитие и декарбонизация в рекреационных реги-           ми международными примерами работы в сфере повышения кон-  Большого Евразийского партнерства.
                        3. Пакистан — страны Южной Азии.                      онах России и стран Азии. Местный транспорт, энергетика, биз-
                      •  Перспективные транспортные коридоры, способные обе-  нес-туризм, использование водных, рыбных, лесных ресурсов,
                        спечить  экспортно-импортные  потребности  стран  БРИКС+,   горных ландшафтов.
                        ШОС+, ЕАЭС+:                                          С начала 2020-х годов мировое сообщество столкнулось с ря-
                        1. Страны Индийского океана — страны Атлантического побе-  дом негативных явлений на международных рынках агропро-
                      режья Африки, Европы и Латинской Америки;             мышленного сектора. Обсуждаются реальные перспективы риска
                        2. Страны Евразии — страны Тихоокеанского побережья Латин-  возникновения голода для отдельных макрорегионов и стран.
                      ской Америки.                                         В первую очередь это относится к ряду стран Африки и Азии. В
                                                                            значительной степени это связано с беспрецедентным ростом цен
                      БРИКС+ И ШОС+ В НОВОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ                 на продовольственную продукцию, удобрения и технологическое
                      КОНФИГУРАЦИИ ЕВРАЗИИ                                  обслуживание и с возрастающими проблемами логистики в сфере
                      В последние годы мировое сообщество столкнулось с принци-  агропромышленного комплекса (АПК).
                      пиальными изменениями на мировых энергетических рынках и   В этих условиях наиболее перспективными транспортно-ло-
                      рынках продовольствия как на глобальном, так и на макрореги-  гистическими  коридорами,  способными  оказать  существенное
                      ональном уровнях.                                     влияние на формирование «общих» рынков агропромышленного
                        Среди наиболее обсуждаемых причин роста проблем в сфере   сектора, становятся транспортно-логистические коридоры «Север
                      обеспечения энергетической безопасности выделяются:   — Юг» и центральноазиатский коридор, который может связать
                      •  структурные изменения в топливно-энергетических балансах   Россию и другие страны СНГ, ШОС+ и БРИКС+.
                        как на глобальном уровне, так и на уровне отдельных междуна-  Эти транспортно-логистические коридоры имеют важнейшее
                        родных макрорегионов и стран;                       значение  в  развитии  внешнеэкономических  связей  со  странами
                      •  влияние изменения климатических условий на международные   экономического пространства региона Индийского океана: Ира-
                        и страновые топливно-энергетические балансы как в долго-  ном, Пакистаном, Объеденными Арабскими Эмиратами, Оманом,
                        срочной, так и в краткосрочной перспективе;         Саудовской Аравией, другими странами Персидского залива, Ин-
                      •  проблемы доступа к новым технологиям в сфере энергетики и   дией, Бангладеш, странами Восточной и Южной Африки. Именно
                        энергоемких производств;                            благодаря этим коридорам открываются перспективы формиро-
                      •  дальнейшее развитие технологий и практического внедрения   вания общих рынков продукции агропромышленного комплекса
                        альтернативной энергетики (солнечная, ветровая и ядерная, во-

              44 I  ВЕСНА 2025                                                                                                                                                                                                                        ВЕСНА 2025  I  45
   41   42   43   44   45   46   47   48   49   50   51