Page 45 - IE_1_2025_по разворотам
P. 45

Транссибирская магистраль, связавших Европейскую часть Рос-      В настоящее время Россия
            сии и Дальний Восток. Таким образом, Россия смогла обеспечить    превращается в одного
            себе транспортную, и на этой основе, экономическую безопас-
            ность.                                                           из главных игроков
              В 1943 году выходит книга Маккиндера о концепции Харт-         на международных рынках различной
            ленда — «Земной шар и достижение мира» («The Round World         продукции агропромышленного
            and the Winning of the Peace»). В 1940-е годы Маккиндер вво-     комплекса (АПК). В современных
 БОЛЬШОЕ ЕВРАЗИЙСКОЕ   Америки, по сути, формулируя теорию «Атлантизма», в ко-  условиях возрастает «интегрирующая»
            дит  новую  «геополитическую  ось»  —  Соединенные  Штаты

            торой США становится страной, призванной контролиро-
                                                                             роль России в работе международных
            вать морские пространства. Таким образом, формулируются
            «однополярные» принципы понятия экономической безопас-           организаций, таких как БРИКС+ и
                                                                             ШОС+. При этом агропромышленный
            ности, на основе геополитических инструментов контроля
 ПАРТНЕРСТВО:  Хартленда, лидером которого по теории Маккиндера является     сектор приобретает в этом особенное
            СССР/Россия.
                                                                             значение.
              В своей концепции «Римленда»  Спикмен развивает идеи од-
            нополярного превосходства тех, кто контролирует Римленд.
            Контроль над Римлендом гарантирует контроль над всей Евра-
            зией и, соответственно, над всем миром, так как «Римленд» яв-  С учетом современных процессов транспортная безопасность
 ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ   ляется зоной контакта, где реализуется противостояние между   не может рассматриваться в отрыве от энергетической и продо-
                                                                  вольственной безопасности, обеспечивающих их экономический
            странами, контролирующими морское пространство вокруг Ев-
                                                                  суверенитет.
            разии (из «внешнего полумесяца» Маккиндера), т.е. между США,
                                                                    Политика в сфере формирования энергетической и продо-
 КОНФИГУРАЦИИ  Великобританией и лидером Хартленда — СССР. Благодаря кон-  вольственной безопасности является основой экономической
            тролю над гигантской дугой «Римленда» можно контролировать
            «Хартленд». Именно поэтому Спикмен рекомендует заключить
                                                                  безопасности и устойчивого развития любой страны.
            послевоенный союз с Японией. Причем уже в это время Спикмен   Оба понятия энергетической и продовольственной безопасно-
            включает в потенциальные лидеры Хартленда Китай. Таким об-  сти любого государства являются важнейшей составляющей его
 ОЦЕНИВАЯ ОСНОВНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО   разом предполагается, что Япония способна выполнять в Ази-  экономической, социальной, а в последние годы – и экологиче-
 ПРОСТРАНСТВА, НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ.   атско-Тихоокеанском пространстве те же функции, что и Ве-  ской безопасности.
 КОНЦЕПЦИЯ «РИМЛЕНДА», О КОТОРОЙ ГОВОРИЛА В СВОЕМ ВЫСТУПЛЕНИИ ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА   ликобритания в Атлантике — препятствовать «выходу» СССР/  С одной стороны, как энергетическая, так и продовольственная
 ИНФОРМАЦИИ И ПЕЧАТИ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МАРИЯ   России и Китая в Мировой океан.  безопасность страны определяются как способность топливно-э-
                                                                  нергетического комплекса (ТЭК) и агропромышленного комплекс
              Интересно отметить, что Спикмен, в отличие от Маккиндера,
 ЗАХАРОВА, В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ОПРЕДЕЛЯЕТ СОВРЕМЕННЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ США   не поддерживает объединение Европы и лидерство Германии в   (АПК) этой страны обеспечить энергетические и продовольствен-
 И ВЕЛИКОБРИТАНИИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРАЗИИ, А ТАКЖЕ В АКВАТОРИЯХ   послевоенной Европе, полагая, что «объединенная» на какой-ли-  ные потребности производственного комплекса, таким образом
 ИНДИЙСКОГО И ТИХОГО ОКЕАНОВ.  бо основе Европа может составить конкуренцию экономическим   формируя условия устойчивого экономического развития и по-
            интересам США и Великобритании как в Хартленде, так и в Рим-  требности населения, а также социально-экономическую устой-
            ленде.                                                чивость промышленности и социума этого государства.
 онцептуальные подходы теории «Римленда» были   ного влияния» в Евразийском пространстве — кто контролирует   Формирование и функционирование на протяжении длитель-  С другой стороны, энергетическая и продовольственная безо-
 сформулированы Николасом Спикменом в 1940-е   Восточную Европу, тот командует Хартлендом, кто контролиру-  ного исторического периода времени «мировой системы социа-  пасность страны как экономические категории включает в себя
 годы, главным образом, в работе «География мира»   ет Хартленд, тот командует Мировым островом (понимая под   лизма» препятствовало осуществлению концепций Маккиндера   и возможности ТЭК и АПК страны принимать участие в форми-
 К(«Geography of Peace»). Термин «Римленд» означа-  этим Евразию и Африку), а кто контролирует Мировой остров,   и Спикмена. Независимая политика Китая, Вьетнама, Индоне-  ровании международных энергетических и продовольственных
 ет «дуговая земля» Это примерно то социально-экономическое   тот командует миром.  зии, Индии, Мозамбика, Анголы, Кубы, Никарагуа и ряда других   рынков как с позиций поставщика, так и с позиций покупателя.
 пространство в Евразии, которое Хэлфорд Маккиндер называл   Преимущество британского морского флота в морях, окружа-  стран Азии и Африки при поддержке СССР препятствовала реа-  Это является основой для формирования политики страны, на-
 «внутренним полумесяцем» — зона прибрежных стран и терри-  ющих Евразию на рубеже XIX и XX столетий, позволило Велико-  лизации этих концепций.  целенной на обеспечение ее энергетического и продовольствен-
 торий, окружающая Хартленд с запада, юга и юго-востока.  британии построить глобальную колониальную мир-экономику   ного суверенитетов.
 До Спикмена в начале ХХ века Маккиндер, говоря о Большом   на основе доминирования на основных транспортных путях,   СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ   Целесообразно говорить об энергетическом и продоволь-
 Евразийском социально-экономическом пространстве, пред-  связывающих  Европу,  Северную  и  Южную  Америку,  Африку,   НОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ,   ственном суверенитетах отдельных государств, базирующихся
 ложил понятие «Хартленд», разделяя его на две части. Первая   Южную и Восточную Азию.  ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ   не только на общем количестве разведанных и эксплуатируемых
 – части Евразии в границах водосборного бассейна Северного   Лидерство Великобритании в морском (торговом и военном)   БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАН ЕВРАЗИИ  ресурсов, но и на развитии общей технологической базы в соот-
 ледовитого океана и бессточных бассейнов Центральной Азии   флоте обеспечивалось технологическим превосходством в паро-  Современные политические отношения в социально-экономи-  ветствующих секторах и отраслях, на наличии квалифицирован-
 (преимущественно политически контролируемых Россией) и   вом металлическом судостроении, металлургии и разветвленной   ческом Евроазиатском пространстве складываются в условиях   ных специалистов в этих сферах и возможностях непосредствен-
 территориями «Внутреннего полумесяца» и вторая – части Евра-  бункеровочной инфраструктуре (на основе Кардиффского угля).  высоких темпов экономического роста и, соответственно, роста   ной работы национальных компаний страны на международных
 зии в границах водосборных бассейнов Атлантического, Индий-  Британский адмирал Джон Фишер в 1904 году говорил о пяти   политического  статуса  стран  Азии:  Китая,  Индии,  Индонезии,   рынках без посредников.
 ского и Тихого океанов (преимущественно политически контро-  ключах,  запирающих  мир,  которые  находились  под  контролем   Вьетнама, Малайзии, Ирана и других. Страны Персидского зали-  В современных условиях большое значение в формировании
 лируемых Великобританией).  Великобритании: Дуврский пролив (Ла-Манш), Гибралтарский   ва доминируют на глобальных рынках энергетических ресурсов.   энергетического и продовольственного суверенитетов и в опре-
  В работе Маккиндера «Демократические идеалы и реаль-  пролив, Суэцкий канал, мыс Доброй Надежды и Малаккский   Вследствие этого в акватории Индийского и Тихого океанов фор-  делении основных концептуальных подходов к энергетической и
 ность» (1919) понятие «Хартленда» вытесняется термином «ось   пролив. Это позволяло Великобритании обеспечивать свое гло-  мируются практически все транспортно-логистические марш-  продовольственной политике страны имеет не только общее ко-
 истории», и именно это понятие становится основой современ-  бальное геополитическое и экономическое господство.  руты  сырья  и  продукции,  обеспечивающие  энергетическую  и   личество ресурсов, но и структура ее топливно-энергетического
 ных «западных» геополитических концепций. Именно с этих по-  Так продолжалось до тех пор, пока Россия не построила вна-  продовольственную безопасность значительной части населения   и сельскохозяйственного потенциалов, которые всегда индиви-
 зиций Маккиндер формулирует основное направление «запад-  чале XX столетия систему железных дорог под общим названием   мира.  дуальны.

 42 I  ВЕСНА 2025                                                                                            ВЕСНА 2025  I  43
   40   41   42   43   44   45   46   47   48   49   50