Page 47 - IE_1_2025_по разворотам
P. 47
Это обусловливает необходимость национальных исследо- дородная, а также базирующаяся на переработке промышлен- со странами Азии, Африки, Латинской Америки, в том числе в курентоспособности хозяйства. Важнейшей целью работы такого
ваний, включающих социально-экономические возможности и ных и бытовых отходов и т. п.); рамках объединений БРИКС+ и ШОС+. объединения должна стать подготовка нового поколения молодых
экологические ограничения эксплуатации тех или иных энерге- • влияние роста населения и социально-экономических условий В последние годы Россия и ряд стран Азии и Африки заключи- специалистов в современных быстро меняющихся экономических
тических и сельскохозяйственных ресурсов. Решение этих задач различных стран на потребительский спрос в энергетике; ли несколько принципиальных соглашений и о двустороннем и условиях.
наиболее успешно можно осуществить на уровне муниципальных • стремление стран большого Евразийского социально-экономи- многостороннем сотрудничестве в границах экономического про- Необходимость подготовки новых молодых мотивированных
территорий. ческого пространства и Африки к формированию националь- странства «новых транспортных коридоров». специалистов в условиях новой конфигурации российского и
Вследствие этого возникает необходимость определения ка- ного энергетического и продовольственного суверенитетов; В современных условиях возрастает роль наднациональных международных энергетических и продовольственных рынков об-
ждой страной своей ниши в международных рынках. Это обуслов- • недостаток инвестиций и др. интеграционных объединений, в том числе таких как БРИКС+ условила потребность разработки и внедрения программы подго-
ливает необходимость организации новых транспортно-логисти- С одной стороны, это связано со значительным увеличением и ШОС+, которые способны играть ведущую роль в обеспече- товки глобальных лидеров в энергетике на основе международной
ческих коридоров, которые способны обеспечить устойчивое роли природного газа как важнейшего энергетического ресурса в нии энергетической и продовольственной безопасности России межвузовской кооперации, а также потребность в привлечении
транспортное сообщение между участниками сотрудничества в топливно-энергетическом балансе как для отдельных государств, и стран Азии в рамках Большого Евразийского партнерства. Воз- специалистов из реального сектора экономики и бизнеса.
секторе энергетики и АПК. так и для крупных международных макрорегионов: европейского, растает «интегрирующая» роль России в формировании меж- Сетевая международная структура университетов может яв-
Предлагается определять интеграционные объединения стран, американского, тихоокеанского. дународных организаций, таких как БРИКС и ШОС. При этом ляться основой для организации международного сотрудничества
располагающихся в структуре транспортных коридоров, как меж- С другой стороны, общие для всего мирового сообщества под- агропромышленный сектор приобретает в этом особенное зна- на уровне муниципальных территорий для повышения уровня
дународные макрорегионы. При этом важную роль в практиче- ходы в сфере «энергетического перехода» обусловливают стрем- чение. Современные глобальные вызовы в секторе формирова- конкурентоспособности и участия в функционировании между-
ском функционировании таких коридоров могут осуществлять ление большинства стран формулировать свою политику в сфере ния продовольственной безопасности для отдельных стран об- народных транспортных коридоров. Через образовательные про-
муниципальные территории, способные выполнять роль между- энергетической безопасности и энергетического суверенитета на условливают необходимость международного сотрудничества. граммы муниципалитеты могут обмениваться примерами успеш-
народных транспортных хабов и способные осуществлять взаи- основе снижения потребления угля и нефтепродуктов. Именно в рамках таких интеграционных объединений могут ной реализации различных социально-экономических проектов.
модействие между властными структурами, бизнесом и социумом Необходимо учитывать и перспективность природного газа в быть разработаны и внедрены системы различных сертифика- Важными направлениями сотрудничества России со странами
на основе принципов устойчивого развития и глокализации. качестве сырья для производства минеральных удобрений и та- ций для защиты местных сельскохозяйственных рынков, а также Азии и Африки являются:
Новые перспективные транспортные коридоры в обеспечении ких «экологичных» видов транспортного топлива, как сжиженные для повышения конкурентоспособности компаний сельскохо- • формирование общих энергетических и продовольственных
глобальных и международных макрорегиональных рынков ресур- природный газ, водородное топливо, метанол и др. зяйственного сектора. рынков с учетом специализации различных регионов России,
сов и готовой продукции: Таким образом, перспективными направлениями Большого Ев- Ключевую роль в формировании новых транспортных коридо- стран Азии и Африки;
• Коридор «Север — Юг»: Европа — Белоруссия — Россия — стра- разийского партнерства в интеграционном пространстве новых ров играют муниципальные территории, которые способны стать • участие российского бизнеса в реализации энергетических и
ны Прикаспийского региона (Казахстан, Азербайджан, Туркме- транспортных коридоров в сфере энергетики являются: транспортно-логистическими и производственными хабами. сельскохозяйственных проектов применительно к местным ус-
нистан) — Иран — страны акватории Индийского океана (Юж- • Декарбонизация в электроэнергетике. Перспективы комплекс- Именно на этом уровне организации общества наиболее успешно ловиям;
ная Азия и Восточная Африка) — страны Юго-Восточной Азии. ного использования различных видов генерации на основе можно объединить усилия властных структур, науки, населения • подготовка специалистов новой формации.
• Центральноазиатский коридор: Россия — страны Центральной гибридной энергетики: гидроэнергия, ветровая, солнечная, а и бизнеса в достижении устойчивого развития с использованием Международное сотрудничество университетов БРИКС+ и
Азии (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Тур- также тепловая энергетика на основе местных ресурсов и при- инструмента специальных экономических зон (СЭЗ). ШОС+ в цифровых технологиях может стать основой для фор-
кменистан, Афганистан) — Китай с дальнейшим разветвлени- родного газа. Формирование сети муниципальных территорий различных мирования международных информационных баз для функцио-
ем: • Декарбонизация в транспортном секторе. Газомоторное, водо- стран позволит соединить усилия муниципальных органов вла- нирования общих рынков, обеспечивающих продовольственную,
1. Монголия — страны Азиатско-Тихоокеанского региона; родное топливо, электротранспорт и т. п.. сти, университетов и представителей бизнеса для обмена лучши- энергетическую и транспортную безопасность стран в рамках
2. Центральный Китай — страны Юго-Восточной Азии; • Устойчивое развитие и декарбонизация в рекреационных реги- ми международными примерами работы в сфере повышения кон- Большого Евразийского партнерства.
3. Пакистан — страны Южной Азии. онах России и стран Азии. Местный транспорт, энергетика, биз-
• Перспективные транспортные коридоры, способные обе- нес-туризм, использование водных, рыбных, лесных ресурсов,
спечить экспортно-импортные потребности стран БРИКС+, горных ландшафтов.
ШОС+, ЕАЭС+: С начала 2020-х годов мировое сообщество столкнулось с ря-
1. Страны Индийского океана — страны Атлантического побе- дом негативных явлений на международных рынках агропро-
режья Африки, Европы и Латинской Америки; мышленного сектора. Обсуждаются реальные перспективы риска
2. Страны Евразии — страны Тихоокеанского побережья Латин- возникновения голода для отдельных макрорегионов и стран.
ской Америки. В первую очередь это относится к ряду стран Африки и Азии. В
значительной степени это связано с беспрецедентным ростом цен
БРИКС+ И ШОС+ В НОВОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ на продовольственную продукцию, удобрения и технологическое
КОНФИГУРАЦИИ ЕВРАЗИИ обслуживание и с возрастающими проблемами логистики в сфере
В последние годы мировое сообщество столкнулось с принци- агропромышленного комплекса (АПК).
пиальными изменениями на мировых энергетических рынках и В этих условиях наиболее перспективными транспортно-ло-
рынках продовольствия как на глобальном, так и на макрореги- гистическими коридорами, способными оказать существенное
ональном уровнях. влияние на формирование «общих» рынков агропромышленного
Среди наиболее обсуждаемых причин роста проблем в сфере сектора, становятся транспортно-логистические коридоры «Север
обеспечения энергетической безопасности выделяются: — Юг» и центральноазиатский коридор, который может связать
• структурные изменения в топливно-энергетических балансах Россию и другие страны СНГ, ШОС+ и БРИКС+.
как на глобальном уровне, так и на уровне отдельных междуна- Эти транспортно-логистические коридоры имеют важнейшее
родных макрорегионов и стран; значение в развитии внешнеэкономических связей со странами
• влияние изменения климатических условий на международные экономического пространства региона Индийского океана: Ира-
и страновые топливно-энергетические балансы как в долго- ном, Пакистаном, Объеденными Арабскими Эмиратами, Оманом,
срочной, так и в краткосрочной перспективе; Саудовской Аравией, другими странами Персидского залива, Ин-
• проблемы доступа к новым технологиям в сфере энергетики и дией, Бангладеш, странами Восточной и Южной Африки. Именно
энергоемких производств; благодаря этим коридорам открываются перспективы формиро-
• дальнейшее развитие технологий и практического внедрения вания общих рынков продукции агропромышленного комплекса
альтернативной энергетики (солнечная, ветровая и ядерная, во-
44 I ВЕСНА 2025 ВЕСНА 2025 I 45